После снижения ставок отчислений введение системы медстрахования может потерять смысл

Фото с сайта telegraf.in.ua
Фото с сайта telegraf.in.ua

Экономическое положение требует снизить ставки отчислений в фонд медстрахования (ОСМС), но от этого могут пострадать пациенты.

Минздрав просит разрешения у депутатов снизить ставки отчислений в Фонд обязательного социального медицинского страхования. Если прежде планировалось, что начиная с 1 июля 2017 года работодатели будут ежемесячно платить за каждого своего сотрудника от 2 до 5% его зарплаты по нарастающей, то теперь предлагается ограничиться ставками в размере от 1 до 3%. Новые условия ОСМС в виде законопроекта презентовал глава профильного ведомства в Мажилисе. Документ предусматривает внесение поправок в 6 кодексов и 16 законов.

Взносы государства на ОСМС, подлежащие уплате в фонд, предлагается установить в таком размере:

  • С 1 января 2018 года – 3,75% от объекта исчисления взносов государства;
  • С 1 января 2019 года – 4% от объекта исчисления взносов государства;
  • С 1 января 2022 года – не менее 4, но не более 5% от объекта исчисления взносов государства.

Размер взносов государства ежегодно будет устанавливаться на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Отчисления работодателей на ОСМС предлагается установить в размере:

  • С 1 июля 2017 года – 1% от объекта исчисления отчислений;
  • С 1 января 2018 года – 1,5% от объекта исчисления отчислений;
  • С 1 января 2020 года – 2% от объекта исчисления отчислений;
  • С 1 января 2022 года –3% от объекта исчисления отчислений.

Вообще, Закон "Об Обязательном социальном медицинском страховании" был принят ещё в 2015 году, и первые перечисления с учётом ранее утверждённых ставок должны были поступить в фонд уже 1 июля 2017. Каждую ставку члены Правительства тогда аргументированно обосновывали депутатам, поэтому теперь у парламентариев возник резонный вопрос: "Что будет, если теперь ставки снизить?"

Мажилисмены подсчитали: из-за снижения ставок в 2017 году фонд недополучит 8 миллиардов тенге, в 2018-м – 23 миллиарда тенге, а в 2019 году – все 118 миллиардов тенге.

"Когда мы принимали этот закон и обсуждали с вами те отчисления, которые должны были дать работодатели и государство, вы нам говорили, что эти суммы все посчитаны, и средства, которые пойдут на ОСМС, как раз гарантируют полный объём оказываемых услуг. А теперь мы сокращаем: по работодателям в некоторые годы в 2 раза, в некоторые в 2,5 раза, по государственным отчислениям мы тоже видим снижение. За счёт чего будут компенсироваться эти деньги? Не повлияет ли это на качество, предоставляемых услуг?" – поинтересовалась депутат Мажилиса Парламента Дания Еспаева.

Качество медицинских услуг, по словам министра здравоохранения, из-за сокращения ставок не ухудшится. Однако кое-чем всё-таки пришлось пожертвовать.

"Когда мы повторно данные расчёты вели, мы много спорили с экспертами, в том числе из Министерства национальной экономики, Национальной палаты предпринимателей, и согласились с тем, что, скажем, методику актуарных расчётов в части применения переменных можно сделать более прагматичную", – ответил глава Минздрава Елжан Биртанов.

"Безусловно, снижение ставок влияет на доходную часть. Вместе с тем расходную часть мы тоже были вынуждены сократить, в основном за счёт того, что были вынуждены отказаться от некоторых новых инициатив, которые ранее предусматривались в расширении перечня медицинских услуг, которые сегодня входят в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, и у нас они предусмотрены государственной программой развития "Денсаулық". В частности, это увеличение оснащённости населения врачами первичного звена, повышение заработной платы, внедрение некоторых видов услуг. Соответственно, мы по эти позициям отодвигаем сроки реализации новых инициатив", – уточнил он.

Такой ответ депутатов не удовлетворил. Парламентарии сделали вывод о том, что с внедрением обязательного медицинского страхования ситуация в системе отечественного здравоохранения существенно не измениться: да, хуже не станет, но и лучше лечить тоже не начнут.

"Конечно же, я не удовлетворена ответом на вопрос, поскольку поняла и, думаю, мои коллеги поняли, что за счёт снижения расходов, как вы сказали, количество врачей не увеличится. А на презентации закона тогда именно на этом делался акцент. Мы ждали также, что получим качественные услуги. Я считаю, это неправильно (что от всего этого пришлось отказаться. – Авт.)", – возразила мажилисвумен.

В новом законопроекте Минздрав расширил перечень категорий граждан, которые смогут получить медицинскую помощь за счёт государства. Взносы в Фонд медстрахования из бюджета намерены делать за нетрудоустроенных, неработающих оралманов, иностранцев или лиц без гражданства, относящихся к незащищённым слоям населения. Кроме того, лечить за государственный счёт будут в течение трёх месяцев всех выпускников колледжей и вузов, а также тех, кто ухаживает за несовершеннолетними детьми-инвалидами. Что касается последних, депутаты посчитали, что этого недостаточно.

"У меня вопрос: Что, после 18 лет ребёнок уже не инвалид? Как правило, такой ребёнок имеет I или II степень инвалидности, которая даётся пожизненно. Эти матери всю жизнь ухаживают за своими детьми. Если в таком формате мы эту поправку оставляем, мы лишаем возможности этих матерей ухаживать за своим ребёнком и, самое главное, самой получать полный объём медицинских услуг", – выступил депутат Мажилиса Бакытжан Абдирайым.

Чтобы максимально привлечь граждан к участию в обязательном социальном медицинском страховании, Минздрав предусмотрел специальные ставки взносов для казахстанцев, которые временно проживают за рубежом, а также для тех, кто официально нигде не работает и находится "в тени": самозанятые и домохозяйки. С 1 января 2018 года они должны будут делать отчисления в фонд в размере 5% от одного МЗП. В противном случае – останутся без страховки.

"Эти лица на протяжении многих лет в экономике страны не участвуют, но при этом, являются потребителями государственного объёма бесплатной медпомощи, образования, правопорядка и так далее. Они не являются социально незащищёнными. Но поскольку мы понимаем, что основная категория этих людей имеет низкие доходы не от хорошей жизни, мы им предлагаем единственный и самый легкий, дешёвый путь – стать участником системы, заплатить минимальную ставку – 14 тысяч тенге в год и стать застрахованными", – пояснил министр здравоохранения.

Депутаты посчитали: взносы самозанятых и тех, кто работает официально, будут очень сильно отличаться.

"Социальная несправедливость получается: один человек, который отчислял, в год накопил в среднем 300 тысяч тенге, у другого – 14 тысяч тенге. Но объём получаемых услуг одинаковый. Предусматривается ли персонализация? Будут ли те, кто накопил больше, получать дополнительные медуслуги?" – спрашивали депутаты.

Не предусматривается, отвечал министр, потому что это всеобщее медицинское страхование, а не частное.

"Система всеобщего медицинского страхования – совершенно другая модель, нежели модель частного медстрахования. В частном медстраховании существует выбор страховых компаний, разные ставки, разные пакеты, конкуренция между страховыми компаниями. Здесь на основе общественного договора, то есть закона, все граждане договариваются на общие ставки и общий пакет медуслуг. Персонализации с точки зрения накоплений не будет", – ответил Елжан Биртанов.

Законопроект с поправками в документ об обязательном медстраховании депутаты приняли в разработку. Снизят ли ставки отчислений и насколько, теперь будет зависеть от решения мажилисменов и сенаторов. Первое заседание рабочей группы парламентарии намерены провести 18 марта 2017 года.

Чтобы разобраться в тонкостях внедряемой системы ОСМС, вы можете прочитать статью "Что нужно знать об обязательном медицинском страховании в Казахстане".