"Помогать деньгами, а не вмешиваться в ценообразование". Эксперты о расширении перечня соцпродуктов

Фото Depositphotos.com
Фото Depositphotos.com
Экономисты о том, что инициатива Минторговли способна спровоцировать дефицит продуктов и как долго сохранится высокая инфляция в Казахстане.

В Казахстане обсуждают расширение перечня социально значимых продовольственных товаров. Список могут увеличить с 19 до 33 позиций. Министерство торговли вынесло проект на публичное обсуждение. В него предлагают включить овощи, яблоки, несколько видов мяса, свежую и мороженую рыбу, ультрапастеризованное молоко, сметану, твёрдый сыр и чёрный чай – продукты, цены на которые особенно заметно выросли за последние месяцы.

Расширение перечня называют временной антикризисной мерой. По замыслу инициаторов, решение должно повысить прозрачность ценообразования и сократить посреднические надбавки. Для включённых товаров отменяются ретробонусы торговым сетям, а поставщики получают доступ к льготной логистике и оборотному финансированию, что, по замыслу ведомства, должно удержать цены на одном уровне.

Окончательное решение ещё не принято, обсуждения продлятся до 19 декабря. Каждую позицию предстоит обсудить с бизнесом и экспертами. Однако общественное внимание растёт, ведь регулирование может коснуться продуктов, которые сильнее всего влияют на семейный бюджет. Для производителей вопрос тоже принципиальный. Им важно понять, сохранится ли экономический смысл выпуска и поставок отдельных товаров.

Корреспондент Informburo.kz разбиралась, какие последствия инициатива может иметь для потребителей, бизнеса и экономики.

Борьба с инфляцией за счёт бизнеса

Зампредседателя правления Союза торговых сетей Эльбеги Абдиев отметил, что впечатление от инициативы негативное и в первую очередь она грозит дефицитом по ряду позиций, если их включат в перечень социально значимых продтоваров.

"По правилам внутренней торговли на социально значимые товары торговая надбавка не может превышать 15%. Правила внутренней торговли запрещают увеличивать торговую наценку, в том числе, на импортный НДС. И уже одно это создаёт проблему при росте налога на добавленную стоимость. НДС с 1 января 2026 года увеличивается до 16%. Это уже больше, чем максимально допустимая наценка", – пояснил собеседник.

На примере твёрдого сыра он объяснил, почему рынку будет трудно исполнить требования. В Казахстане практически не производят твёрдые сыры, и потребители традиционно предпочитают импорт. "Если мы покупаем сыр за 100 тенге, то только НДС на импорт составит 16%. Себестоимость уже 116 тенге. К этому нужно добавить затраты на логистику, аренду, зарплаты, коммунальные услуги, проценты по кредитам. Никто не будет продавать такой сыр по 115 тенге. Это работа в убыток". Поэтому сети, по его словам, будут вынуждены убрать такие товары с полок.

Та же логика распространяется и на другие импортозависимые товары – рыбу, яблоки, чай.

"Кто в Казахстане производит скумбрию, минтай или камбалу? Никто. Чай мы тоже не выращиваем. Если всё это включат в список социально значимых, то Минторговли фактически запретит белой рознице продавать эти товары", – спрогнозировал представитель отрасли.

Он напомнил о прошлогоднем примере с картофелем и луком. "Был неурожай, и мы завозили картофель из Пакистана. Если бы тогда эти товары были в СЗПТ, их просто нельзя было бы импортировать. Ты платишь 16% НДС и должен продавать с наценкой максимум 15%. Это невозможно", – подчеркнул он.

По словам спикера, в Казахстане регулярно возникают ситуации, когда урожай вымывают внешние рынки – Россия, Узбекистан – и ретейл вынужден компенсировать дефицит импортом. Госрегулирование делает это экономически недоступным.

По его словам, логика министерства заключается в том, что под регулирование следует брать товары с наибольшей инфляционной составляющей. Он отмечает, что, согласно расчётам Бюро национальной статистики, именно эти позиции дали максимальный вклад в рост цен, поэтому их и включили в перечень, расширенный  на 14 наименований.

Вместе с тем представитель Союза торговых сетей считает, что министерство таким образом подменяет изначальную социальную цель СЗПТ.

"Это социальный механизм для обеспечения доступности базовых продуктов для малообеспеченных. А МТИ пытается использовать его как инструмент борьбы с инфляцией. Причём за счёт бизнеса", – заявил он.

Он добавил, что многие из новых позиций не относятся к товарам первой необходимости. "Огурцы, помидоры, яблоки, рыба, твёрдый сыр – это не те продукты, без которых невозможно жить. Но МТИ использует их, чтобы искусственно сдерживать инфляцию малыми административными методами", – считает собеседник.

На вопрос о возможных альтернативных мерах он ответил, что, по его мнению, государству следует усиливать именно адресную поддержку отдельных категорий казахстанцев, а не расширять ценовое регулирование. Он подчеркнул, что приоритетом должны быть социальный кошелёк и другие формы таргетированной помощи. Попытки вручную сдерживать инфляцию через торговые сети, по его словам, не приведут к желаемому результату.

Главный риск, на взгляд Эльбеги Абдиева, – уход товаров в нерегулируемую розницу. "Эти позиции переместятся на базары и в магазины у дома, где регулирования нет. Там цены подскочат, и эффект будет обратным. Инфляция только усилится", – предупредил он.

Спикер подчёркивает, что торговые сети не могут играть роль инструмента макроэкономической стабилизации. "Сети не способны контролировать инфляцию или удерживать макропоказатели. Этот приказ очень сильно подкосит ситуацию с продуктами в стране", – резюмирует представитель отрасли.

Фиксация цен приводит к дефициту

По мнению гендиректора AERC Жаныбека Айгазина, в рыночной экономике регулироваться должны прежде всего монополии, особенно естественные, где невозможно создать полноценную конкуренцию. Рыночная экономика основана именно на конкуренции, напомнил экономист.

"Есть отрасли и сегменты, которые изначально неконкурентны или слишком дорогой входной билет. Их немного. Это железнодорожная сеть, аэропорты, электричество, водоснабжение, канализация. Создавать там конкуренцию можно, но экономически это невыгодно с учётом ёмкости нашей экономики. Поэтому применяется антимонопольное регулирование", – сказал он.

Говоря о расширении перечня регулируемых товаров, Айгазин отметил, что это напоминает практики советской плановой экономики. "В то время цены устанавливались централизованно и часто не отражали реальные затраты. Торговые надбавки зависели от региона. Разница между Алматы и Кольским полуостровом могла быть значительной из-за транспортного плеча, климата и районных коэффициентов", – отметил спикер.

Экономист считает, что увеличение списка с 19 до 33 позиций создаст серьёзные риски.

"Зарегулировать всё невозможно. Фиксация цен приводит к дефициту. Производителю, импортёру и продавцу становится невыгодно работать с товаром, где ограничена маржа. Пример с бензином показал, как быстро такие меры дают сбой", – сказал аналитик.

Он сомневается, что государству удастся долго сдерживать цены на практике. 

"Твёрдые сыры в Казахстане производят немногие предприятия, технология дорогая. Морская рыба почти полностью импортная. Ограничение цен может привести к её исчезновению с полок. Наших рыболовных хозяйств мало, они не могут покрыть потребность. Поэтому регулирование здесь не является решением", – считает спикер.

Жаныбек Айгазин указывает на отсутствие рабочих инструментов контроля. "Раньше были торговые инспекции. Сейчас их нет. У Министерства торговли и интеграции нет территориальных подразделений, чтобы контролировать на местах фиксированные цены либо торговые наценки. Есть только территориальные подразделения Агентства по защите и развитию конкуренции, которые могут расследовать сговор на местах", – сказал он.

Спикер предполагает, что следить за ценами, вероятно, будут в крупных сетях.

"Но тогда придётся разграничивать импортные и местные товары. Сетям будет выгоднее продавать импорт. Там выше оборот и меньше ограничений. Себестоимость, логистика, растаможивание, страховка и НДС делают такие товары трудными для контроля. Чёрный чай мы не выращиваем, только упаковываем. Регулировать его цену без последствий тоже невозможно", – отметил экономист.

По его мнению, часть населения действительно ожидает таких мер. "Для людей с низким доходом цена очень чувствительна. Они сокращают потребление или переходят на заменители. Люди с более высоким доходом просто выбирают другой сегмент", – сказал он.

Он подчеркнул, что в рыночной экономике поддерживать нужно конечного потребителя. "Это делается через скидки, купоны, фудстампы или базовый доход. Социально уязвимым нужно помогать деньгами, а не вмешиваться в ценообразование. Поэтому я не считаю расширение перечня правильной мерой", – сказал Айгазин.

Справка Informburo.kz

Ранее власти планировали полностью отказаться от списка социально значимых продтоваров (СЗПТ) уже в 2026 году.

Министр торговли Арман Шаккалиев тогда называл СЗПТ "пережитком", объясняя, что формирование перечня и контроль цен создают лишнее давление на производителей. Министр заявлял, что переход к рыночным инструментам повысит эффективность и снизит регуляторную нагрузку.

При этом сохранялись ограничения по торговым надбавкам и вводилась адресная поддержка через продовольственные ваучеры, пилот которой в 2025 году тестировали в Акколе, Кокшетау и Павлодаре.

По оценке экономиста, отсутствие последовательности в экономической политике делает прогноз неблагоприятным. "Если мы строим рыночную систему, нужно продвигать рыночные механизмы. Меньше регулирования, больше производства и больше поставщиков. Закон спроса и предложения прост: больше предложения – ниже цена", – отметил он.

Завершая, экономист добавил, что единственный рабочий путь – рост производства и конкуренции.

"Других инструментов нет. Импорт по многим позициям дешевле даже с налогами. Это ключевая проблема. Казахстан – это малая открытая экономика. Наш рынок невозможно полностью обеспечить собственным производством", – подытожил он.

Жонглирование приоритетами 

По мнению экономиста Дармена Садвакасова, в нынешней ситуации высокая инфляция делает подобные инициативы оправданными. Но сам по себе текущий уровень инфляции он назвал неприемлемым. По словам спикера, страна уже четвёртый год живёт в условиях высоких ставок Национального банка, и, вероятно, регулятор будет их сохранять.

"Хотелось бы, чтобы ситуация стабилизировалась быстрее, но, по моим оценкам, высокий уровень инфляции сохранится как минимум до середины, а скорее, до конца следующего года. К сожалению, это ограничивает развитие бизнеса и производителей. Тем не менее в текущих условиях приоритетом остаётся поддержание социальной стабильности".

Он подчеркнул, что при инфляции выше 12% государству приходится повышать базовую ставку Нацбанка до 18%, ужесточать требования к резервам, а также расширять перечень социально значимых товаров для сдерживания цен и поддержки населения. Вместе с тем эксперт признал, что увеличение перечня усиливает ценовое регулирование, что может негативно повлиять на производителей и всю цепочку – от поля до прилавка.

Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнёров