Прямой эфир Новости спорта

Похищение невесты обернулось войной

все фото предоставлены ГАТОБ им. Абая
все фото предоставлены ГАТОБ им. Абая
Казахский государственный театр оперы и балеты имени Абая порадовал публику очередной премьерой – балетом в двух действиях "Легенды Великой степи". Спектакль создан в честь в 550-летия казахского ханства и стал одним из тех нечастых случаев, когда на сцене крутят фуэте не персонажи из произведений европейской классики, а наши батыры.

Приятно, что балет "Легенды Великой степи" - полностью казахстанский продукт: все его создатели – от режиссера-постановщика и балетмейстера (Гульжан Туткибаева) до дирижёра (Ерболат Ахмедьяров), художников и, разумеется, артистов – наши соотечественники. Спектакль разработали всего за два месяца, хотя, как признались авторы на пресс-конференции, обычно на постановку такого балета уходит не меньше, чем полгода.

Либретто "Легенд Великой степи" получилось отчасти романтическим. По сюжету, султан одного из улусов решил выдать свою красавцу дочь замуж. Чтобы жених попался достойный, объявил состязание: тот, кто его выиграет, окажется главным претендентом на её руку. Вся степь взбудоражена новостью. Единственная, кто оказывается равнодушной ко всему происходящему – дочь султана. Она убегает в степь с подругами и встречает там молодого батыра, охотящегося на косулю. Молодые влюбляются друг в друга. Счастье пары длится недолго, ведь невесту крадут враги, которые строят планы захвата разрозненных племен степи. На отказ девушки выйти замуж за иноземного предводителя он начинает войну. В это время появляется ещё один герой, точнее героиня - Дух степи. Она предупреждает молодого батыра об иноземном вторжении, и он сплачивает всех степных воинов, чтобы отразить удар и вернуть невесту. Заканчивается всё торжеством и провозглашением хана.


Красочный финал балета "Легенды Великой Степи"

Фото ГАТОБ им. Абая
Красочный финал балета "Легенды Великой Степи"

Музыка в балете, основанная на казахской национальной мелодике, была то щемяще-прекрасной, то воинственной, похожей на боевой марш. Как оказалось, музыкальный материал для балета написан не одним автором, а собран из разных произведений знаменитых казахстанских композиторов, основоположников отечественной композиторской школы: Евгения Брусиловского, Газизы Жубановой, Нургисы Тлендиева, Мынжасара Мангитаева, Алмаса Серкебаева и других.

Стоит отметить оформление сцены: оно было интересным, причём декорации менялись прямо по ходу спектакля. К примеру, когда действие переносилось из ставки предводителя иноземного войска в степь, менялась и обстановка. Особенно эффектно среди прочих декораций смотрелись силуэты двух лошадиных голов по краям сцены. Перед большой битвой между иноземными войсками и нашими была показана степь, как перед грозой: на ткань, натянутую вдоль сцены, спроецировали мрачное небо. Выглядело всё минималистично, но очень красиво. Над декорациями работали художники Павел Драгунов и Софья Тасмагамбетова - дочь  нынешнего министра обороны Имангали Тасмагамбетова.


Ставка предводителя иноземного войска в балете "Легенды Великой степи"

Фото ГАТОБ им. Абая
Ставка предводителя иноземного войска в балете "Легенды Великой степи"

Образ врагов, выкравших дочь султана, был, по всей видимости, символическим. Костюмы воинов головными уборами напоминали то ли турецкий тюрбан, то ли узбекскую чалму. Как призналась Гульжан Туткибаева, разработавшая не только хореографию "Легенд Великой степи", но и либретто этого балета, трудясь над спектаклем, она не привязывалась к историческим фактам. Спектакль не повествует о борьбе, к примеру с джунгарами, а лишь отражает основную  идею – перед лицом врага Степь могла объединиться и нанести сокрушающий удар, в результате чего и родилось, согласно балету, казахское ханство. Поэтому и персонажи в спектакле не имеют имен, они условны - это просто Молодой Батыр, Султан, Дочь султана, Дух степи, Косуля и т.д.

По хореографии нового балета, особо тщательно разработанной для танцовщиц – как для дочери султана, так и для другого женского образа - Духа степи –  чувствуется, что балет ставила женщина, сама бывшая балерина. Все движения балерин были продуманы до мелочей. А вот когда на сцене разворачивались массовые сцены с участием воинов, особенно в ставке иноземного войска, казалось, что им не хватает размаха, агрессивной энергии. Даже главная тема - 550-летие казахского ханства - вышла в женской интерпретации: поводом для войны стала украденная дочь султана. Впрочем, к финалу, когда батальные сцены были показаны во всей красе, мнение зрителей изменилось: пожалуй, женщины тоже умеют ставить постановки о битвах.


Фото ГАТОБ им. Абая
Исполнительница партии Духа степи в балете "Легенды Великой степи"

Исполнители главных ролей – это молодые и уже полюбившиеся публике артисты балета. Роль Молодого батыра досталась Фархаду Буриеву (и Нурлану Конокбаеву в другой день премьеры). Главную женскую партию – роль дочери султана – танцевали Гульвира Курбанова в первый день премьеры и Асель Кумарова во второй. Исполнительницами роли Духа степи стали Динара Есентаева и Наиля Кребаева. Все роли, особенно женские, станцевали прекрасно. Особенно резвой получилась Косуля в исполнении Айнур Абильгазиной. Несмотря на то что спектакль ещё пока достаточно свеж, чтобы стать хитом, зрители аплодировали с восхищением.

Поделиться:

Новости партнеров