В этом году Джим Джармуш привёз на Каннский кинофестиваль сразу две работы: художественный фильм "Патерсон", который участвует в основном конкурсе, а также документальный – об американском панк-рокере Игги Попе. Первая работа, показанная Джармушем, оказалась так хороша, что на второй публика повалила. Правда, премьеру смогли посетить только критики крупнейших мировых изданий, большинство же журналистов осталось не у дел. К слову, то был уже третий фильм Джармуша, в котором снялся его друг, а по совместительству "отец панк-рока" (первые два, это "Мертвец" и "Кофе и сигареты"). О нём мы ещё, возможно, напишем, а пока о конкурсном фильме Джармуша.


Режиссёр Джим Джармуш на фотоколле фильм "Патерсон"

sandiegouniontrib.com
Режиссёр Джим Джармуш на фотоколле фильма "Патерсон"

Потрясающей картине Джармуша "Патерсон" из основного конкурса 69-го Каннского кинофестиваля хочется петь оды. История о флегматичном водителе автобуса Патерсоне, живущего в небольшом городе в Нью-Джерси под таким же названием – Патерсон и пишущего в свободное время стихи, очаровала публику. Это по-хорошему олдскульная, созерцательная, нежная, тонкая и во всех смыслах удивительная работа. Это как обнаружить клад, который у тебя находится под ногами – водителей автобусов везде тысячи, но никто даже и не собирался заглядывать в их внутренний мир. Как это ни удивительно, но чем-то новая работа Джармуша напоминает фильм казахстанского режиссера Наримана Туребаева "Приключение", где охранник влюбляется в ночную незнакомку. Правда, если там лишь слегка обозначена тема – охранник с богатым внутренним миром, то здесь она доведена до совершенства.


Кадр из фильма "Патерсон"

kinomania.ru
Кадр из фильма "Патерсон"

Говорят, что творчество – это результат переживаемой боли и очень редко – итог любви. И этот фильм, очевидно, дитя любви. Как признался Джармуш на пресс-конференции "Патерсона", он хотел показать историю любви людей, которые принимают друг друга такими, какие они есть. И это у него получилось – никаких конфликтов, моральных терзаний, а катарсис случается, и впечатление от картины приятное. Патерсон (Адам Драйвер) счастливо женат на взбалмошной Лоре (её играет иранская актриса Голшифте Фарахани), у которой каждый день новое увлечение – то она мучает супруга кексами собственного изготовления, то собирается стать звездой кантри, то скатерти распишет, пока муж работает или корпит над стихами. У них есть собака – милый английский бульдог Марвин. Каждый из них занят своем делом, встречаясь, как и все семьи, только утром и вечером.


Трейлер фильма "Патерсон"


Жизнь Патерсона и его семьи вроде как у всех: они работают, ужинают и завтракают вместе, спят, гуляют с собакой, пропускают стаканчик вина в баре и беседуют. Но под призмой авторского взгляда Джармуша банальный быт так поэтизируется, что, кажется, Патерсон, пишущий стихи, делающий лирические заметки по мотивам прожитого дня и разговоров своих пассажиров, кажется совершенно особым человеком. Фильм снят с такой нежностью к главному герою, что зритель с первой же минуты проникается к нему симпатией, а к финалу и вовсе так им очарован, что хочет поскорее познакомиться. Где живут такие чудные водители? Покажите нам на карте самый поэтический город мира!


Кадр из фильма "Патерсон"

festival-cannes.com
Кадр из фильма "Патерсон"

Достоинство этого фильма в том, что "Патерсон" – это не просто история одной семьи, это фильм о творческом начале, которое дремлет в каждом человеке, об этой удивительной энергии, которая селится в людях и начинает жить своей жизнью, у одних требуя выхода в поэзию, у других – трансформируясь в увлечение кулинарией, игрой на гитаре, декораторство и чёрт знает во что ещё. Сам город Патерсон – это и не город, а мечта, эдакий арт-рай, в котором все живут творчеством и чуть ли не каждый прохожий пишет стихи – от водителей автобусов до детей. Здесь и собаки, и люди исключительно милые и сознательные существа.


Фотоколл фильма "Патерсон" на 69-м Каннском кинофестивале

sandiegouniontrib.com
Фотоколл фильма "Патерсон" на 69-м Каннском кинофестивале

Что касается актёрских работ, то каждый здесь на своём месте. Адам Драйвер удивительно органичен в роли Патерсона. Он так вжился в образ, что кажется, он и в жизни так же сдержан, гармоничен, но при этом закрыт, человек из категории "вещь в себе". Но если заглянуть в его фильмографию, оказывается, он достаточно разноплановый актёр, который играет и негодяев, и самоотверженных отцов, и хипстеров, и агентов, и ещё много кого. Сейчас он на волне успеха – совсем недавно мы его видели в очередной части "Звёздных войн" и скоро увидим в новой картине Мартина Скорсезе "Молчание", которая, увы, так и не доехала до фестиваля – не успели смонтировать. Чрезвычайно сейчас модная иранка Голшифте Фарахани, о которой мы писали в рамках фестиваля французского кино (она снялась в фильме Луи Гарреля), сыграла такую очаровательную глупышку, что остаётся только умиляться. Надеемся, что независимо от успеха картины на фестивале, её купят для нашего проката. 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter