Обучение за рубежом – это большой шанс вырваться из Казахстана и больше сюда не возвращаться. Уже многие годы казахстанские абитуриенты смотрят в сторону Запада. По мнению Министерства образования РК, этому есть шесть причин: получение высококачественного образования; большая ценность европейского и американского диплома; наличие дополнительных карьерных перспектив; возможность изучения одного и более иностранных языков; возможность межкультурных коммуникаций; возможность путешествовать и познавать мир.


Читайте также:
Как и почему изменится система образования в Казахстане?

Для утечки мозгов есть более нейтральные названия: например, "обмен мозгов"

В Министерстве образования заявляют, с таким явлением, как утечка мозгов, здесь стараются бороться и уверяют, что делают всё возможное.

"С каждым годом миграция квалифицированных специалистов растёт и ныне воспринимается как серьёзная угроза будущему многих государств. С другой стороны, сторонники миграций профессионалов вместо термина "утечка мозгов" используют другие, более нейтральные названия: например, "обмен мозгов" (Brain Exchange) или "мобильность мозгов" (Brain Mobility), – и подчёркивают, что у этого процесса есть не только минусы, но и плюсы. На наш взгляд, правильно рассматривать миграцию специалистов как "утечку мозгов", когда специалист уезжает из страны навсегда (на постоянное место жительство). В случае временной трудовой миграции – это приобретение профессионального опыта. В Казахстане для предотвращения утечки мозгов принимаются различные меры, в том числе:

  1. Выработка политики, направленной на приоритетное финансирование тех исследований, которые отвечают научным интересам страны, и поддержку научных школ.
  2. Совершенствование казахстанского рынка труда в плане наполнения его рабочими местами квалифицированных специалистов, учёных.
  3. Приведение подготовки специалистов в соответствие с потребностями национальной экономики", – говорится в официальном ответе МОН РК на запрос informburo.kz.

"У нас в вузах любят не учиться, а "разводить"

Мы решили связаться с казахстанскими студентами и теми, кто уже получил диплом за рубежом, чтобы узнать, какие у них планы и собираются ли они возвращаться домой.

Айжан Ойратова

Окончила University of East Anglia (Норвич, Восточная Англия) по специальности "Коммерческое право".


Айжан Ойратова

Айжан Ойратова / Из личного архива Айжан Ойратовой

Айжан не стипендиат программы "Болашак". В английский университет поступила самостоятельно. Учебное заведение предложило скидку в размере 50%. До поступления в зарубежный вуз девушка получила диплом бакалавра в КазГЮУ по специальности "Международное право".

"Я решила подтянуть язык, попробовать себя в новых условиях, да и к тому же в Казахстане зарубежная магистратура ценится больше. В Казахстане нет таких программ по коммерческому праву, меня лично интересовали такие предметы как Competition law (конкурентное право. – Авт.), Project finance (проектное финансирование. – Авт.). А по предметам "Инвестиционное право" и "Банковское право" в Англии преподают практикующие юристы. Статус преподавателей там выше. Отдельно хочется сказать о библиотеке и оснащении вуза. В Англии нет проблем с доступом к информации. На мой взгляд, это особенно важно при подготовке диссертации. Я уже вернулась домой, моё возвращение не связано ни с какими обязательствами, так как я поехала за свой счёт. Вернулась, потому что я патриот своей страны, я люблю Казахстан, здесь моя семья и друзья", – рассказывает Айжан.

Кроме того, девушка полагает, что у неё в родной стране с такой специальностью есть множество возможностей.

"С открытием МФЦА в Казахстане возрастает потребность в юристах со знанием английского права. Хотя за один год магистратуры, конечно, невозможно стать специалистом, но возможно освоить основы. Для примера, чтобы стать практикующим юристом в Англии, необходимо окончить бакалавриат, затем программу LPC, два года проработать по traning program, сдать экзамен и стать solicitor (юрисконсульт. – Авт.). Чтобы стать адвокатом, нужно после бакалавриата учиться по другой программе, сдать экзамен, также пройти двухгодичную практику и после можно работать по специальности", – говорит Айжан Ойратова.

Асия Диас

Окончила Università Cattolica del Sacro Cuore, ASERI (Милан, Италия) – высшую школу экономики и международных отношений.


Асия Диаз

Асия Диас / Фото из личного архива Асии Диас

До магистратуры в Италии Асия училась в ЕНУ по специальности "Международные отношения", затем полгода проходила практику в нацкомпании "КазМунайГаз". В зарубежный вуз поступила самостоятельно, а потому была не обременена никакими обязательствами. Асия после получения диплома на родину не вернулась, но девушка уверяет: если в стране предложат ей хорошую вакансию, она обязательно подумает.

"В ЕНУ все четыре года делался упор на теорию, я понимала, что нужны знания, которые можно будет использовать на практике. ЕНУ значительно расширил мой кругозор, мне нравилось изучать, например, историю международных отношений. Но я решила, что этого не достаточно, чтобы начать карабкаться по карьерной лестнице. Моя программа в Италии дала мне все нужные для этого инструменты. Не было ни одного лишнего предмета. Все эти знания пригодились для поиска работы, прохождения собеседования, составления резюме и в дальнейшем – для выполнения своих функциональных обязанностей. На данный момент я Project Manager в компании Giovenzana International в Милане, и мне очень нравится моя работа. Но если бы мне предложили работу в Казахстане с достойной заработной платой и возможностью карьерного роста, я бы обязательно рассмотрела такое предложение", – объясняет Асия Диас.

Куаныш Сайдуова

Учится в Eszterhazy Karoly University (Эгер, Венгрия), специальность "Развитие бизнеса".


Куаныш Садуова

Куаныш Сайдуова / Фото из личного архива Куаныш Садуовой

Куаныш в Казахстане окончила Назарбаев Университет. В венгерский вуз поступила по программе Stipendium Hungaricum Scholarship. Несмотря на то что у девушки уже есть международный диплом, она решила продолжить обучение в Европе.

"Хотела увидеть мир. Я всю жизнь прожила в Казахстане, до 22 лет просто училась, училась в Назарбаев Университете. Было интересно, но тяжело. Когда я выпустилась, было несколько вариантов: либо остаться работать в НУ, либо уехать по этой программе. Я по натуре путешественник, считаю, что это наилучший способ расширить кругозор. У меня нет программных условий, я свободна в выборе. Могу вернуться на родину, могу остаться здесь. Но я решила, что вернусь в Казахстан. Мне очень важно, чтобы вокруг меня были родные люди: моя семья, мои друзья, мои близкие", – говорит Куаныш Сайдуова.

Валентина Сальникова

Студентка первого курса Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (Москва, Россия) по образовательной программе "Иностранные языки и межкультурная коммуникация".


Валентина Сальникова

Валентина Сальникова / Фото из личного архива Валентины Сальниковой

До поступления в НИУ ВШЭ окончила Карагандинский колледж иностранных языков по специальности "Переводческое дело". Валентина объясняет свой выбор прежде всего качеством образования.

"В Казахстане не всё плохо с системой образования, есть хорошие университеты и прекрасные преподаватели, но всё-таки образование более традиционное, со старыми устоями, по которым нужно всегда давать кучу теории и минимум практики. И знаете, у нас в вузах любят не учиться, а "разводить". Хотя такое есть и здесь, но не в моем университете. Когда я выбирала вуз, то руководствовалась тем, что хочу получить не просто корочку, а именно образование, которое будет современным, актуальным, полезным и будет котироваться среди работодателей. Допустим, у меня в университете есть факультатив "История британской рок-музыки". Или НИС (научно-исследовательский семинар) "Иностранцы в Москве", где студенты изучают историю города, гуляют по городу, изучая архитектуру и составляют свои собственные экскурсии. Тут постоянно проводятся открытые лектории, где выступают интереснейшие спикеры. Когда я только нашла сайт "Вышки", и начала читать об университете, его идее, системе преподавания, жизни студентов, так и загорелась желанием. Если честно, я не знаю, вернусь ли я обратно в Казахстан после окончания. Для начала хотелось бы успешно окончить вуз и не вылететь".

Альбина Рамазан

Студентка USC Annenberg school for communication and journalism (Лос-Анджелес, США), специальность Strategic Public Relations (стратегический PR).


Альбина Рамазан

Альбина Рамазан / Фото из личного архива Альбины Рамазан

До поступления в американский университет работала в PR-службе Банка развития Казахстана. За рубеж уехала по президентской стипендии "Болашак".

"Я решила получить зарубежное образование, для того чтобы расширить свои профессиональные навыки и возможности. Англоязычная среда в сфере PR, как и во многих других сферах деятельности, является наиболее продвинутой и новаторской. Я не хотела, чтобы моё профессиональное, личностное развитие имело какие-то ограничения только потому, что я не знаю английский язык в той мере, в которой он необходим. Все основные PR-исследования проводятся в Америке, и тренды задаются здесь же, поэтому на этапе поступления по программе "Болашак" я выбрала эту страну. Позже изучала университеты, их программы обучения, рейтинги. Самое важное для меня было получать практические знания, возможность во время учёбы поработать в американской компании. USC Annenberg последние несколько лет является школой №1 в мире и США в сфере медиа и коммуникаций. К тому же она соответствует всем критериям, которые были важны для меня. Конечно же, погружение в другую культурную и языковую среду тоже является огромным плюсом. Я не выбрала казахстанский вуз не потому, что-то с ним что-то не так. Я хотела учиться в англоязычной стране. Напротив, я получила прекрасное образование филолога в КазНУ им. аль-Фараби. С дипломом филолога я благополучно работала журналистом, а затем пиарщиком", – рассказывает Альбина.

Альбина после обучения решительно настроена вернуться в Казахстан.

"Прозвучит банально, но я, как и все люди, хочу делать что-то полезное, менять определённые стандарты к лучшему в своей сфере. Я безнадёжно влюблена в PR, в этой области всегда есть над чем работать вне зависимости от геолокации", – уверена Альбина.

А что со стипендией "Болашак"?

По данным МОН РК, за 24 года по программе "Болашак" присуждено 12 522 стипендии. На данный момент на обучении находятся 1 258 специалистов. Большая часть, 55%, предпочла вузы Великобритании и Ирландии. В США и Канаде обучается 31% казахстанских студентов. В Европе – 6%, в Азии и Океании – 3,4%, в России – 4%. Но речь здесь идёт только о стипендии "Болашак".

На деле казахстанцев, обучающихся за рубежом, в несколько раз больше. В вузы РФ ежегодно уезжают тысячи наших абитуриентов. Ещё сотни поступают самостоятельно по зарубежным грантам. А у кого есть финансовая возможность, едут учиться на коммерческой основе. В Министерстве образования РК считают, что обучение за рубежом "повышает работоспособность, расширяет кругозор, помогает приобрести жизненный опыт – обучает самостоятельности, сдержанности, уверенности, ценностям жизни и т.д. Западное образование казахстанцев – это, конечно, хорошо, и в первую очередь для самого государства, но с одной оговоркой: если специалисты вернутся после получения диплома на родину.

Возвращаются, естественно, не все, даже несмотря на условия программы "Болашак". Кто-то выходит замуж, как Айгерим Матаева (девушка уехала по стипендии "Болашак", по которой обязана была либо вернуться, либо возместить государству ущерб в размере 50 000 долларов. Учёбу оплатил будущий муж), а кто-то оставляет государству заложенную за стипендию квартиру и начинает новую жизнь за границей, тем более что на родине западный диплом не всегда имеет ценность. Сами болашаковцы жаловались, что здесь они не могут найти работу.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter