Обучение за рубежом – это большой шанс вырваться из Казахстана и больше сюда не возвращаться. Уже многие годы казахстанские абитуриенты смотрят в сторону Запада. По мнению Министерства образования РК, этому есть шесть причин: получение высококачественного образования; большая ценность европейского и американского диплома; наличие дополнительных карьерных перспектив; возможность изучения одного и более иностранных языков; возможность межкультурных коммуникаций; возможность путешествовать и познавать мир.


Читайте также:
Как и почему изменится система образования в Казахстане?

Для утечки мозгов есть более нейтральные названия: например, "обмен мозгов"

В Министерстве образования заявляют, с таким явлением, как утечка мозгов, здесь стараются бороться и уверяют, что делают всё возможное.

"С каждым годом миграция квалифицированных специалистов растёт и ныне воспринимается как серьёзная угроза будущему многих государств. С другой стороны, сторонники миграций профессионалов вместо термина "утечка мозгов" используют другие, более нейтральные названия: например, "обмен мозгов" (Brain Exchange) или "мобильность мозгов" (Brain Mobility), – и подчёркивают, что у этого процесса есть не только минусы, но и плюсы. На наш взгляд, правильно рассматривать миграцию специалистов как "утечку мозгов", когда специалист уезжает из страны навсегда (на постоянное место жительство). В случае временной трудовой миграции – это приобретение профессионального опыта. В Казахстане для предотвращения утечки мозгов принимаются различные меры, в том числе:

  1. Выработка политики, направленной на приоритетное финансирование тех исследований, которые отвечают научным интересам страны, и поддержку научных школ.
  2. Совершенствование казахстанского рынка труда в плане наполнения его рабочими местами квалифицированных специалистов, учёных.
  3. Приведение подготовки специалистов в соответствие с потребностями национальной экономики", – говорится в официальном ответе МОН РК на запрос informburo.kz.

"У нас в вузах любят не учиться, а "разводить"

Мы решили связаться с казахстанскими студентами и теми, кто уже получил диплом за рубежом, чтобы узнать, какие у них планы и собираются ли они возвращаться домой.

Айжан Ойратова

Окончила University of East Anglia (Норвич, Восточная Англия) по специальности "Коммерческое право".


Айжан Ойратова

Айжан Ойратова / Из личного архива Айжан Ойратовой

Айжан не стипендиат программы "Болашак". В английский университет поступила самостоятельно. Учебное заведение предложило скидку в размере 50%. До поступления в зарубежный вуз девушка получила диплом бакалавра в КазГЮУ по специальности "Международное право".

"Я решила подтянуть язык, попробовать себя в новых условиях, да и к тому же в Казахстане зарубежная магистратура ценится больше. В Казахстане нет таких программ по коммерческому праву, меня лично интересовали такие предметы как Competition law (конкурентное право. – Авт.), Project finance (проектное финансирование. – Авт.). А по предметам "Инвестиционное право" и "Банковское право" в Англии преподают практикующие юристы. Статус преподавателей там выше. Отдельно хочется сказать о библиотеке и оснащении вуза. В Англии нет проблем с доступом к информации. На мой взгляд, это особенно важно при подготовке диссертации. Я уже вернулась домой, моё возвращение не связано ни с какими обязательствами, так как я поехала за свой счёт. Вернулась, потому что я патриот своей страны, я люблю Казахстан, здесь моя семья и друзья", – рассказывает Айжан.

Кроме того, девушка полагает, что у неё в родной стране с такой специальностью есть множество возможностей.

"С открытием МФЦА в Казахстане возрастает потребность в юристах со знанием английского права. Хотя за один год магистратуры, конечно, невозможно стать специалистом, но возможно освоить основы. Для примера, чтобы стать практикующим юристом в Англии, необходимо окончить бакалавриат, затем программу LPC, два года проработать по traning program, сдать экзамен и стать solicitor (юрисконсульт. – Авт.). Чтобы стать адвокатом, нужно после бакалавриата учиться по другой программе, сдать экзамен, также пройти двухгодичную практику и после можно работать по специальности", – говорит Айжан Ойратова.

Асия Диас

Окончила Università Cattolica del Sacro Cuore, ASERI (Милан, Италия) – высшую школу экономики и международных отношений.


Асия Диаз

Асия Диас / Фото из личного архива Асии Диас

До магистратуры в Италии Асия училась в ЕНУ по специальности "Международные отношения", затем полгода проходила практику в нацкомпании "КазМунайГаз". В зарубежный вуз поступила самостоятельно, а потому была не обременена никакими обязательствами. Асия после получения диплома на родину не вернулась, но девушка уверяет: если в стране предложат ей хорошую вакансию, она обязательно подумает.

"В ЕНУ все четыре года делался упор на теорию, я понимала, что нужны знания, которые можно будет использовать на практике. ЕНУ значительно расширил мой кругозор, мне нравилось изучать, например, историю международных отношений. Но я решила, что этого не достаточно, чтобы начать карабкаться по карьерной лестнице. Моя программа в Италии дала мне все нужные для этого инструменты. Не было ни одного лишнего предмета. Все эти знания пригодились для поиска работы, прохождения собеседования, составления резюме и в дальнейшем – для выполнения своих функциональных обязанностей. На данный момент я Project Manager в компании Giovenzana International в Милане, и мне очень нравится моя работа. Но если бы мне предложили работу в Казахстане с достойной заработной платой и возможностью карьерного роста, я бы обязательно рассмотрела такое предложение", – объясняет Асия Диас.

Куаныш Сайдуова

Учится в Eszterhazy Karoly University (Эгер, Венгрия), специальность "Развитие бизнеса".


Куаныш Садуова

Куаныш Сайдуова / Фото из личного архива Куаныш Садуовой

Куаныш в Казахстане окончила Назарбаев Университет. В венгерский вуз поступила по программе Stipendium Hungaricum Scholarship. Несмотря на то что у девушки уже есть международный диплом, она решила продолжить обучение в Европе.

"Хотела увидеть мир. Я всю жизнь прожила в Казахстане, до 22 лет просто училась, училась в Назарбаев Университете. Было интересно, но тяжело. Когда я выпустилась, было несколько вариантов: либо остаться работать в НУ, либо уехать по этой программе. Я по натуре путешественник, считаю, что это наилучший способ расширить кругозор. У меня нет программных условий, я свободна в выборе. Могу вернуться на родину, могу остаться здесь. Но я решила, что вернусь в Казахстан. Мне очень важно, чтобы вокруг меня были родные люди: моя семья, мои друзья, мои близкие", – говорит Куаныш Сайдуова.

Валентина Сальникова

Студентка первого курса Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (Москва, Россия) по образовательной программе "Иностранные языки и межкультурная коммуникация".


Валентина Сальникова

Валентина Сальникова / Фото из личного архива Валентины Сальниковой

До поступления в НИУ ВШЭ окончила Карагандинский колледж иностранных языков по специальности "Переводческое дело". Валентина объясняет свой выбор прежде всего качеством образования.

"В Казахстане не всё плохо с системой образования, есть хорошие университеты и прекрасные преподаватели, но всё-таки образование более традиционное, со старыми устоями, по которым нужно всегда давать кучу теории и минимум практики. И знаете, у нас в вузах любят не учиться, а "разводить". Хотя такое есть и здесь, но не в моем университете. Когда я выбирала вуз, то руководствовалась тем, что хочу получить не просто корочку, а именно образование, которое будет современным, актуальным, полезным и будет котироваться среди работодателей. Допустим, у меня в университете есть факультатив "История британской рок-музыки". Или НИС (научно-исследовательский семинар) "Иностранцы в Москве", где студенты изучают историю города, гуляют по городу, изучая архитектуру и составляют свои собственные экскурсии. Тут постоянно проводятся открытые лектории, где выступают интереснейшие спикеры. Когда я только нашла сайт "Вышки", и начала читать об университете, его идее, системе преподавания, жизни студентов, так и загорелась желанием. Если честно, я не знаю, вернусь ли я обратно в Казахстан после окончания. Для начала хотелось бы успешно окончить вуз и не вылететь".

Альбина Рамазан

Студентка USC Annenberg school for communication and journalism (Лос-Анджелес, США), специальность Strategic Public Relations (стратегический PR).


Альбина Рамазан

Альбина Рамазан / Фото из личного архива Альбины Рамазан

До поступления в американский университет работала в PR-службе Банка развития Казахстана. За рубеж уехала по президентской стипендии "Болашак".

"Я решила получить зарубежное образование, для того чтобы расширить свои профессиональные навыки и возможности. Англоязычная среда в сфере PR, как и во многих других сферах деятельности, является наиболее продвинутой и новаторской. Я не хотела, чтобы моё профессиональное, личностное развитие имело какие-то ограничения только потому, что я не знаю английский язык в той мере, в которой он необходим. Все основные PR-исследования проводятся в Америке, и тренды задаются здесь же, поэтому на этапе поступления по программе "Болашак" я выбрала эту страну. Позже изучала университеты, их программы обучения, рейтинги. Самое важное для меня было получать практические знания, возможность во время учёбы поработать в американской компании. USC Annenberg последние несколько лет является школой №1 в мире и США в сфере медиа и коммуникаций. К тому же она соответствует всем критериям, которые были важны для меня. Конечно же, погружение в другую культурную и языковую среду тоже является огромным плюсом. Я не выбрала казахстанский вуз не потому, что-то с ним что-то не так. Я хотела учиться в англоязычной стране. Напротив, я получила прекрасное образование филолога в КазНУ им. аль-Фараби. С дипломом филолога я благополучно работала журналистом, а затем пиарщиком", – рассказывает Альбина.

Альбина после обучения решительно настроена вернуться в Казахстан.

"Прозвучит банально, но я, как и все люди, хочу делать что-то полезное, менять определённые стандарты к лучшему в своей сфере. Я безнадёжно влюблена в PR, в этой области всегда есть над чем работать вне зависимости от геолокации", – уверена Альбина.

А что со стипендией "Болашак"?

По данным МОН РК, за 24 года по программе "Болашак" присуждено 12 522 стипендии. На данный момент на обучении находятся 1 258 специалистов. Большая часть, 55%, предпочла вузы Великобритании и Ирландии. В США и Канаде обучается 31% казахстанских студентов. В Европе – 6%, в Азии и Океании – 3,4%, в России – 4%. Но речь здесь идёт только о стипендии "Болашак".

На деле казахстанцев, обучающихся за рубежом, в несколько раз больше. В вузы РФ ежегодно уезжают тысячи наших абитуриентов. Ещё сотни поступают самостоятельно по зарубежным грантам. А у кого есть финансовая возможность, едут учиться на коммерческой основе. В Министерстве образования РК считают, что обучение за рубежом "повышает работоспособность, расширяет кругозор, помогает приобрести жизненный опыт – обучает самостоятельности, сдержанности, уверенности, ценностям жизни и т.д. Западное образование казахстанцев – это, конечно, хорошо, и в первую очередь для самого государства, но с одной оговоркой: если специалисты вернутся после получения диплома на родину.

Возвращаются, естественно, не все, даже несмотря на условия программы "Болашак". Кто-то выходит замуж, как Айгерим Матаева (девушка уехала по стипендии "Болашак", по которой обязана была либо вернуться, либо возместить государству ущерб в размере 50 000 долларов. Учёбу оплатил будущий муж), а кто-то оставляет государству заложенную за стипендию квартиру и начинает новую жизнь за границей, тем более что на родине западный диплом не всегда имеет ценность. Сами болашаковцы жаловались, что здесь они не могут найти работу.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter