Прямой эфир Новости спорта

Почему в Казахстане закрылись около половины СТО

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Какие автомобили востребованы в Казахстане и каковы самые слабые звенья отечественного автосервиса.

В Казахстане на 100 человек приходится 22,5 легковых автомобиля, находящихся в личной собственности. Для сравнения: в США показатель составляет 90,8, в Европе – 57, в соседней России – 39,5 авто. Ближе всех к Казахстану по уровню обеспеченности автомобилями Гватемала – 23,7, Гондурас – 22 и Китай – 22,1.

При этом в 2023 году на фоне затяжной стагнации последних 10 лет рынок легковых авто показал уверенный рост. Это отметили эксперты, основываясь на результатах комплексного исследования автомобильного рынка республики, проведённого компанией Freedom Finance Global.

Где и какие авто в РК востребованы

Согласно статданным, автопарк легковых автомобилей насчитывает 4,5 млн машин. Прирост за последний год составил 16,5%. В тройке лидеров оказались Туркестанская (41,4%), Актюбинская (34,8%) и Западно-Казахстанская области (30,5%).

"Стоит отметить довольно длительную стагнацию рынка. С 2015 по 2021 год средний годовой спад количества легковых автомобилей составлял 0,7%. Полноценный подъём начался лишь в 2022 году. Тогда рост составил 2,9%. Лучший результат был только в 2014 году, когда авторынок легковых автомобилей вырос на 8,7%", – отметил аналитик Freedom Finance Global Ансар Абуев.

Эксперт сообщил также, что больше всего за пять лет уровень автомобилизации вырос в Восточно-Казахстанской, Алматинской и Туркестанской областях, а также в Шымкенте. В пяти регионах Казахстана (Акмолинская, Атырауская, Мангистауская области, города Астана и Алматы), напротив, уровень автомобилизации снизился.

Спикер добавил, что Шымкент (город республиканского значения с численностью 1,2 млн человек) имеет относительно низкий показатель обеспеченности личными автомобилями. Последний фактор и предполагаемый рост населения мегаполиса делают Шымкент одним из наиболее привлекательных направлений в сегменте продаж автомобилей.

Из презентации Ансара Абуева

Казахстанцы предпочитают машины с объёмом двигателя от 1,5 до 2 литров. Таких авто насчитывается в стране 2 млн единиц (45% автопарка республики). Пользуются также популярностью малолитражки объёмом менее 1,5 литра (830 тысяч авто, 18%) и автомобили с объёмом от 2 до 2,5 литра (785 тысяч, 17%). Чуть меньше автомобилей с объёмом двигателя от 2,5 до 4 литров (677 тысяч, 15%). Наконец, машин с объёмом двигателя больше 4 литров – всего 87 тысяч (2%).

Ансар Абуев указал на наибольший рост популярности в 2023 году малолитражек с объёмом до 1,5 литра. В сентябре их количество составило почти 813 тысяч, это на 18% больше, чем в начале года.

Эксперт предположил, что причиной тому послужила экспансия китайских авто на казахстанский рынок.

"Вызывает особый интерес статистика за октябрь, в течение которого количество таких автомобилей увеличилось на 17 тысяч единиц, что в 2,5 раза больше, чем прирост за весь 2022-й", – объяснил Абуев.

По типу топлива подавляющее большинство легковых автомобилей в Казахстане – это машины с бензиновым двигателем (чуть меньше 4 млн, или 87,5%). На автомобили со смешанным топливом (использование бензина и газа и/или электричества) приходится 8% (372 тысячи), с дизельным топливом – 2% (84 тысячи). Доля электрических авто пока находится на низком уровне (0,1%), но бурный рост наблюдается и в этом сегменте. 


Читайте также: Автокредитование и автострахование: что нужно знать в 2024 году


В использовании типа топлива заметна региональная специфика. Доля бензиновых автомобилей в Актюбинской области составляет 74%, в Мангистауской – 42%. Низкая доля бензиновых автомобилей объясняется популярностью в этих регионах машин на смешанном топливе (газ плюс бензин).

В Алматы автомобилей на дизельном топливе относительно много – 3,7% при среднем показателе по стране 1,9%. Кроме того, в крупнейшем городе республики зарегистрировано больше всего электромобилей – 3600, или 59% от общего количества по стране.

Аналитик добавил, что электромобили до 2022 года практически не пользовались спросом в РК – на начало 2022 года по всей стране был лишь 491 такой автомобиль, из них в Алматы – 43 электрокара, или 8,8% от общего количества. Но на начало 2023 года их количество в городе выросло на 877% и достигло 420 единиц, а к 1 сентября – 2984.

"Таким образом, Алматы поглотил львиную долю электрического автопарка страны – с 8,8% на начало 2022 года до 51,7% на начало 2023-го", – сказал Абуев.

Возрастные проблемы авто в РК. Наиболее значительная возрастная категория – это автомобили старше 20 лет. Таких машин в стране чуть больше 2 млн (47%). Вторая по величине категория – это авто в возрасте от 10 до 20 лет, их 1 млн (23%). Автомобилей 7-10 лет около 611 тысяч (14%), 3-7 лет – 460 тысяч (10%). Наконец, новых авто не старше трёх лет – всего 272 тысячи (6%).

В разрезе регионов больше всего доля новых машин (до трёх лет) в Атырауской области (12,3%) и Астане (10,8%), меньше всего – в Жамбылской (2,6%) и Жетысуской (2,9%) областях.

О проблемах автовладельцев

Довольно возрастной автопарк республики требует особого внимания к вопросам сервиса, а с этим в Казахстане заметные сложности, потому что рынок до сих пор не развит, отмечают как мастера СТО, так и сами автовладельцы.

В 2023 году за ремонт машин казахстанские автовладельцы выложили 180 млрд тенге. Из них всего 50 млрд заплатили страховые компании, остальное пришлось отдать самим автовладельцам. Но и эти цифры не отражают картину на 100%.

"Отечественный рынок автосервиса состоит на 97% из гаражей, где непонятен конечный результат, соблюдение сроков и ценообразование. Ещё 3% – это автодилеры с супервысокими расценками на свои услуги. Среднего сегмента нет вообще", – сообщил сооснователь и глава казахстанского стартапа в сфере автосервиса – компании CTOgram Жандос Турсумбаев.

По данным спикера, в Казахстане рынок ремонта автомобилей оценивается в 3,5 млрд долларов. При этом 500 млн – это услуги ремонта, 3 млрд долларов – это запчасти. И это только по официальным данным. Потому что очень много ремонтных работ неучтённых, осуществляемых в так называемых гаражах.

Из презентации Жандоса Турсумбаева

"Когда машина ломается, автовладелец заходит в интернет, обзванивает автосервисы. Ему говорят: "Приезжай, надо посмотреть". Затем называют цену. Например, замену рулевой рейки могут оценить в 120 тысяч тенге. Но обычно автовладелец понятия не имеет, много это или мало, ему не с чем сравнивать. Поэтому он отправляется в другой автосервис, там называют другую цену. И в первом, и во втором случае непонятно, каков будет результат", – разъяснил некоторые проблемы водителей эксперт.

Водителю приходится становиться чуть-чуть мастером, чтобы понимать, что ему предлагают, считает Турсумбаев. Он также рассказал о проблемах таксистов, к которым относится каждый третий, а то и второй автовладелец в Казахстане:

"Машина – это всегда непредвиденные расходы. Машина сломалась, её владельцу выкатывают ремонт в 500 тысяч, но у него нет таких денег здесь и сейчас. И у нашего автосервиса, в свою очередь, нет ни рассрочки, ни кредита. Да и откуда им взяться в гаражах? Между тем для многих машина – средство содержания семьи".

Спикер рассказал и о проблемах автосервисов. За последние пять лет, по его оценкам, закрылось 50% СТО. Автовладельцам только кажется, что ремонт сильно дорожает, уверен глава автосервисной компании. На самом деле дорожают запчасти, и у многих маленьких СТО не сходится бухгалтерия.

Ещё одно слабое звено серых СТО – неумение привлекать клиентов и попытка оказывать услуги по ремонту всем маркам автомобилей. Поэтому рано или поздно они уходят с рынка.

Ещё одна проблема рынка – слишком большой срок ожидания страховых выплат в случае аварии. Путь от фиксации ДТП до восстановления авто занимает три месяца, а то и больше.

Из презентации Жандоса Турсумбаева

"После фиксации ДТП в дорожной полиции водителю предстоит в течение трёх часов сдать алкотест, дождаться суда и его решения. Затем нужно пройти осмотр машины, дефектовку. В итоге автовладелец сможет получить отремонтированную машину не ранее чем через 99 дней. И это ещё не предел. Поэтому мы предложили страховым компаниям заниматься ремонтом машин сразу после ДТП, до того, как они осуществят страховые выплаты. То есть мы вначале оказываем свои услуги, а они потом оплачивают", – объяснил Турсумбаев.

По его словам, после ДТП девять клиентов из десяти не хотят возвращаться в страховые компании, где приобретали полисы до аварии. Это фактически токсичные и невозвратные клиенты.

Он рассказал и об основных этапах становления собственного стартапа. Автосервисная компания начала работать на рынке сначала как цифровой агрегатор 70 поставщиков автозапчастей, 2000 резюме мастеров. Появился и чёрный список, куда попали сервисы и мастера, "кидающие" клиентов. Благодаря такому сервису мастера, поставщики запчастей и клиенты находили друг друга.

Затем CTOgram предложила свои услуги и страховым компаниям, чтобы увеличить рыночную долю. Но после анализа рынка отсутствие качественных предложений по ремонту подтолкнуло к следующему шагу – открытию в Алматы в январе 2024 года собственного кузовного центра со складом запчастей. Самого крупного в Казахстане. Все этапы ремонта клиенты могут отслеживать через приложение в смартфоне. 

Сроки восстановления авто после ДТП сократились более чем втрое. Теперь на всё про всё уходит три недели и даже меньше. Был случай, когда автовладелец забрал машину через 9-10 дней после аварии и смог дальше зарабатывать деньги. А страховая компания позже рассчиталась с сервисом.

В планах компании реализовать для клиентов новую услугу – "Автоконсьерж":

"Хочется забрать машину у клиента и вернуть уже отремонтированную. Главная проблема внедрения такого сервиса в том, что мы не можем сесть за чужой руль, потому что необходимо страхование. Надо придумать так, чтобы наши мастера могли брать страховку в режиме онлайн, забирать машину и возвращать на законных основаниях".

Была ли эта статья для вас полезной?
8

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров