2023 год для казахстанского автомобильного рынка, продемонстрировавшего рост в 16,5%, эксперты Freedom Finance Global уже окрестили прорывным. По их данным, это лучший показатель за последние 10 лет. На презентации результатов исследования эксперты сообщили, в каких сегментах произошёл значительный рост, и назвали главные причины трансформации.
По данным Бюро национальной статистики, которые озвучили аналитики Freedom Finance, в Казахстане зарегистрировано 6 млн водителей и 5 млн единиц автомобильного транспорта. Из них 88% (почти 4,5 млн) приходится на легковые автомобили, 10% – на грузовые автомобили (507,5 тысячи), 2% – на автобусы (105,5 тысячи).
Рынок электрокаров за год вырос в 10 раз
"На 190 тысяч в 2023 году было продано новых автомобилей больше, чем год назад. Это рекордная цифра, мы смотрели статистику за семь-восемь лет. Такого не было никогда. Факт есть факт: на 54% больше, чем обычно", – поделилась выводами аналитиков CEO Freedom Drive & Freedom Mobile Виктория Новичкова.
По её словам, пока лидирующая позиция у трёх зарубежных брендов с точки зрения покупательского спроса, причём собираются эти машины в Казахстане. Это Hyundai, Chevrolet и Kia.
Ещё одно неожиданное событие произошло на рынке не только Казахстана, но и ряда стран:
"На рынок ворвались неожиданно производители китайских автомобилей. За 10 месяцев появилось 11 марок, в их числе три электрокара. По четырём маркам нет статистики, но это только потому, что они попали на наш рынок лишь в IV квартале 2023-го, пока сложно оценить их объём. Но если Hyundai, Chevrolet, Kia приросли от 29 до 88%, то у "китайцев" прирост составил сумасшедшие цифры".
В презентации приводились следующие данные: продажи Chery увеличились на 207%, Haval – на 572%, Exeed – на 184%, JAC – на 125%. По мнению Новичковой, тенденция роста продаж китайских автомобилей в Казахстане сохранится.
Об отечественной сборке. В Казахстане за 10 месяцев 2023 года произведено 113 тысяч автомобилей. Это на 40% больше, чем когда-либо производили в стране. При этом отечественные заводы могут быстро нарастить объёмы более чем в 2 раза, довести показатель до 235 тысяч автомобилей в год. Если банки будут поддерживать рынок льготными кредитными программами, то покупка авто отечественной сборки увеличится, предположила эксперт. Потенциал "классный, и это может дать возможность жителям Казахстана чаще менять свои автомобили", сказала Новичкова.
По данным аналитиков Freedom Finance Global, за 11 месяцев 2023 года в Казахстан было импортировано 136 тысяч автомобилей (рост в 2,6 раза).
В топ-5 стран, откуда завозятся авто в республику, вошли Китай (40 тысяч, рост в 6 раз), США (рост в 3 раза, 24,3 тысячи), Япония (20,7 тысячи, рост в 1,7 раз), Германия (рост в 3,5 раза при продажах 35 тысяч). Россия пока ещё вошла в топовую пятёрку стран-импортёров, но продала в 2023 году всего 300 автомобилей и ушла в минус, уменьшив продажи на казахстанском рынке в 24,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
"Мы наблюдаем невероятно большое историческое падение с точки зрения импорта из России в Казахстан по понятным причинам", – заключила спикер.
Об электромобилях. "По данным Freedom Drive & Freedom Mobile, рынок электрокаров в РК за последний год вырос в 10 раз. Это тоже невероятно интересная история. Это классно, потому что у покупателей присутствует осознанность потребления, понимание, что это совершенно другого качества автомобили", – обратила внимание спикер.
Одним из важных плюсов электромобилей CEO Freedom Drive назвала удобство их зарядки. И напомнила о загрязнённости воздуха в Алматы и экологичности электромобилей: "Было бы здорово, если бы спикерами двигали не только удобства, но и экологичность этого вида транспорта".
О рынке шин. В 2021 году бюджетные шины занимали на рынке 85%, на премиум-сегмент приходилось всего 15%. Лидером на этом рынке был Китай с долей 55% (в 2023 рост до 58%). Рост произошёл, вероятнее всего, за счёт сокращения доли российских шин на рынке за последние два года с 30 до 25%.
Аналитики отметили небольшой, но заметный рост продаж шин премиум-сегмента – с 15 до 18%. С рынка шин Казахстана в премиум-сегменте ушла часть брендов, им на смену пришли другие. Причины, по мнению спикера, очевидны. После начала военных действий России в Украине произошло сокращение и даже закрытие производств ряда мировых брендов в России, а прямые поставки от производителей в РК оказались невозможны из-за удорожания логистики.
В феврале 2024 года ожидается полноценный запуск первого в Казахстане завода по производству шин.
Справка Informburo.kz
Завод KamaTyresKZ – совместное предприятие группы "Татнефть" и AllurAuto:
- расположен на территории Карагандинской области в городе Сарани;
- площадь завода – 100 000 м2;
- количество рабочих мест – 1100.
"Хорошая новость в том, что новое производство может занять 6% доли рынка Казахстана. Это будут шины китайского ценового сегмента, очень привлекательные по цене. Но из 3 млн производимых шин лишь 10% останутся на рынке Казахстана, остальные уйдут на внешние рынки", – поделилась информацией Виктория Новичкова.
Как обновить казахстанский автопарк
Средний возраст автомобилей в Казахстане – 22 года. Понятно, что казахстанцы передвигаются в основном на возрастных бюджетных автомобилях. В целях экономии денег часть отечественных автолюбителей не торопятся менять своих железных коней.
Об автокредитах. Но налаженная сборка внутри республики, рост импорта автомобилей по доступным ценам, а также предложение финансистами разнообразных продуктов автокредитования положительно влияют на рынок. И кредитование как важный инструмент стимуляции продаж становится цифровым в полном соответствии с современными трендами.
По мнению экспертов, привлекательность автокредитов является определяющим фактором продаж новых автомобилей.
"При традиционном оформлении кредита клиенту приходится неоднократно посещать отделение банка, чтобы подписать документы. Теперь появилась возможность проводить операции в электронном формате. Сейчас, чтобы подать заявку на автокредит, достаточно заполнить три поля: ИИН, номер телефона и госномер приобретаемого автомобиля", – рассказал директор департамента развития бизнеса Банка Фридом Финанс Казахстан Ялкунчан Ганиев.
Цифровые автокредиты решают три основные задачи: сократить время, исключить бумажный документооборот и человеческий фактор.
Автокредиты доступны для двух основных направлений: с2с – между частными лицами при покупке подержанного авто и b2c – при приобретении автомобиля в автосалоне.
По мнению Ганиева, развитие цифровых сервисов в Казахстане вряд ли было бы возможно на таком уровне, если бы не активное развитие цифровых технологий прежде всего в государственных институтах во главе с Минцифры. В настоящее время коммерческие банки интегрированы с более чем 100 сервисами госучреждений, для автокредитования используются 38 сервисов.
"Создана сильная цифровая база клиентов, благодаря которой банки имеют необходимую информацию для принятия решений. И для населения облегчается жизнь, потому что отпадает необходимость бегать по учреждениям и собирать необходимые документы", – отметил плюсы цифровизации банковских продуктов спикер.
Цифровые автокредиты были запущены в 2021 году. За непродолжительное время практически в режиме онлайн удалось выдать 21 тысячу займов на общую сумму 160 млрд тенге.
Представитель банка рассказал, что в середине 2023 года при активном взаимодействии с крупными дилерами и дистрибьюторами был запущен ряд финансовых инструментов, которые придали дополнительный импульс продажам новых авто различных брендов.
Об автостраховании. Есть два вида страхования: добровольное страхование авто как объекта имущества и страхование ответственности владельцев автотранспортных средств (обязательное и добровольное).
"Добровольное страхование ответственности не развито в РК и потому не входит в топ-10 продуктов рынка страхования. По итогам 11 месяцев 2023 года по этой услуге было собрано менее одного миллиарда тенге. Хотя за этот же период на казахстанском рынке страховщики собрали свыше 600 млрд тенге, из них 35% – на рынке автострахования. То есть рынок существенный", – отметил председатель правления Freedom Finance Insurance Азамат Керимбаев.
Наиболее заметный рост продаж продукта "обязательное страхование ответственности автовладельцев" за последние четыре-пять лет произошёл в 2022 году, когда началась регистрация незарегистрированных автомобилей, завезённых в республику из Армении, Кыргызстана, России, напомнил эксперт. В законодательстве об обязательном автостраховании указано: если автомобиль не зарегистрирован на территории Казахстана, то базовый тариф увеличивается в 4,5 раза. Эксплуатация этих автомобилей была достаточно большая, автолюбители платили повышенные премии за их эксплуатацию.
К этому сегменту рынка интерес у страховых компаний стал заметно меньше, утверждает эксперт. Сегодня всего три компании занимают 70% рынка обязательного страхования ответственности автовладельцев.
В 2023 году в стране было принято решение о том, что эти автомобили должны быть легализованы, поэтому продажи авто уменьшились, снижение показали и продажи обязательных автостраховок ответственности.
Социально направленный продукт – обязательное страхование ответственности автовладельцев – необходимо сделать менее рентабельным. Было принято решение, что госрегулятор будет определять минимальный размер соотношения выплат и премий (таргетированная убыточность). На 2024 год, по информации Керимбаева, коэффициент заложен на уровне 70% (ранее было 50%). Соответственно, в новом году во многих регионах тарифы снизились. К примеру, в Алматы, Астане, Атырау. Но в некоторых регионах (Туркестанская, Жамбылская области, Шымкент) они, напротив, повысились, потому что изначально на юге Казахстана тарифы были низкими.
В 2024 году запустился европротокол, согласно которому до 100 МРП можно урегулировать выплаты в случае ДТП без вызова дорожной полиции, получить выплаты можно в течение шести дней.
При этом в прошлом году по такому продукту, как добровольное страхование автомобилей, рынок показал колоссальный прирост в 128% (почти 107,5 млрд тенге), обратил внимание аналитик, напомнив, что последние три-четыре года рынок собирал всего 2-2,5 млрд тенге ежегодно. Круто поменялась картина в 2022-2023 годах.
Причины – в резком росте продаж новых автомобилей. Все автомобили, которые приобретают в автосалонах в кредит, подлежат обязательному автострахованию. По информации руководителя Freedom Finance Insurance, банки активно наращивают свой портфель по автокредитованию. Если в начале года портфель топ-10 банков составлял 1 трлн тенге, то на начало октября 2023 года – 1,5 трлн тенге.
Спикер коснулся и сомнительных схем получения выплат по страховке. Для старых автомобилей страховые выплаты рассчитываются с учётом амортизации. К примеру, для авто 20-летней давности за новые детали выплаты будут не выше 25%. И это делается на законных основаниях, объяснил Азамат Керимбаев.
"Это почти никто клиентам не объясняет. Поэтому за последние 15 лет страховой рынок создал более миллиона недовольных клиентов. И их доверие надо завоёвывать", – объяснил спикер.
-
1🏃📱 Одному из участников ночного забега в Астане подарят iPhone 15 Pro
- 6244
- 0
- 18
-
2🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 4168
- 1
- 6
-
3🟢 Лицензирование детских садов введут в Казахстане с 2027 года
- 2390
- 3
- 18
-
4👨⚕️ Пациенту ампутировали ногу по вине врача: хирург избежал реального срока в ЗКО
- 2419
- 2
- 39
-
5🟢 Премию Михаила Дорофеева вручили основателю проекта Protenge Джамиле Маричевой
- 2494
- 0
- 8
-
6🟪 Ерлан Карин: Число вышедших из казахстанского гражданства с 2019 уменьшилось более чем в 16 раз
- 2386
- 6
- 103
-
7🛍Казахстанцы не стали реже запрашивать потребительские займы после введения новых ограничений по кредитованию
- 2500
- 0
- 9
-
8🌡Прогноз погоды на 21 ноября: метель и гололёд ожидаются на севере и востоке Казахстана
- 2610
- 0
- 5
-
9🆕🆕🆕🆕 Таразский университет использовали для фиктивной регистрации мигрантов
- 2353
- 1
- 16
-
10💬💬 "Мать была на работе..." О гибели четырёх детей при пожаре в Астане
- 2316
- 2
- 26