Прямой эфир Новости спорта

Почему на дорогах Казахстана бывает смертельно опасно: сколько человек гибнет и по чьей вине

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Специалисты о водительской дисциплине, альтернативном транспорте, состоянии дорог и доступности медпомощи.

В течение 2024 года на территории Казахстана зарегистрировали 29 тысяч дорожно-транспортных происшествий, хотя годом ранее этот показатель находился на уровне 13 тысяч. Увечья получили 34 тысячи человек, по меньшей мере 2345 казахстанцев аварии не пережили. 

Почему в стране резко увеличилось количество ДТП, в каких регионах чаще всего погибают автомобилисты и какую роль в статистике играют альтернативные виды транспорта, разбиралась журналист Informburo.kz. 

Методы учёта

В Министерстве внутренних дел пояснили, что причина резкого роста числа ДТП кроется в изменении процедуры учёта. Ранее в статистику попадали только те аварии, в результате которых люди получали подтверждённые медиками травмы. Но с июня 2024 года, согласно новым требованиям Генеральной прокуратуры, учёту стали подлежать все ДТП, в результате которых люди обратились в медучреждения вне зависимости от наличия вреда здоровью.

Данные портала органов правовой статистика РК по состоянию на конец ноября 2024 года 

В МВД отметили, что систему учёта изменили для повышения прозрачности системы. При этом весомая часть ДТП по-прежнему остаётся вне поля зрения дорожной полиции – если никто из участников не обратился в больницу, то в статистику происшествие не попадёт.

Если взглянуть на ситуацию под таким углом, то цифры не кажутся столь пугающими. Но расслабляться не стоит. Ведь Казахстан по-прежнему занимает второе место по уровню смертности в результате ДТП среди стран Европейской экономической комиссии. На первом месте находится Америка. 

В разрезе регионов

Данные о погибших и раненых в результате ДТП аккумулирует Генпрокуратура. И если количество летальных исходов из года в год держится примерно на одном уровне, то число пострадавших увеличивается.

Инфографика на основе данных Генеральной прокуратуры РК

В 2024 году больше всего аварий произошло в Алматы (6,5 тысячи), Алматинской (3,1 тысячи) и Жамбылской областях (1,8 тысячи). Столица оказалась на четвёртом месте по количеству ДТП (1,7 тысячи). 

По количеству смертей также лидирует Алматинская область (357 смертей). На втором месте находится Туркестанская область (245 смертей), при том что регион не входит в тройку аварийных регионов республики. Самый низкий показатель ДТП с летальным исходом зафиксировали в Астане (33 случая) и Северо-Казахстанской области (40 случаев). 

Карта с указанием количества погибших в результате ДТП в 2024 году / Данные Генеральной прокуратуры РК

На смертность в ДТП влияет не только уровень трафика, но и состояние дорог, а также доступность медицинской помощи. По данным МВД, 50% всех летальных случаев происходит на загородных трассах. И причина тому – устаревшая инфраструктура. 

"Большинство дорог построены давно и по старым стандартам. Они двухполосные, шириной семь метров. Лишь 3% загородных трасс имеют четыре и более полосы. Вкупе с ростом числа автомобилей (за пять лет количество машин выросло на 26%) и низкой транспортной дисциплиной это нередко приводит к трагедиям", – отметили в пресс-службе. 

В МВД подчеркнули, что 90% всех аварий происходит по вине водителей. При этом каждый четвёртый погибший – пешеход

Главный фактор

Глава Ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога" Арсен Шакуов убеждён, что главная причина большого количества ДТП – отсутствие дорожной дисциплины. Часто и водители, и пешеходы игнорируют правила дорожного движения, с появлением альтернативных видов транспорта ситуация усугубилась ещё больше.

"Давайте выйдем на улицу и посмотрим: многие не пользуются ремнём безопасности даже на переднем сидении, а на заднем вообще никто не пристёгивается. Детских кресел нет, подушек безопасности нет. При любом удобном случае водители обгоняют друг друга, ПДД нарушают повсеместно. Культура вождения только начала зарождаться, положительной динамики в этом вопросе нет. Вся надежда на будущее поколение, поэтому в первую очередь нужно работать со школьниками. Прививать ответственность и уважение к правилам", – считает специалист по безопасности дорожного движения. 

В 2024 году полиция выявила более 11 млн нарушений правил дорожного движения. В плане штрафов на первое место вышли крупные города – Алматы, Шымкент и Астана. Туркестанская область, практически лидирующая по количеству смертей, оказалась на четвёртом месте по выявлению нарушений.

Альтернативные виды транспорта

Немалую роль в статистике нарушений ПДД играют водители альтернативных видов транспорта. Мопедисты и самокатчики передвигаются как по тротуарам, так и по проезжей части, поэтому нередко становятся виновниками ДТП.

По данным МВД, в 2024 году в Астане зафиксировали 1385 нарушений со стороны водителей самокатов и 3934 нарушений со стороны водителей мопедов. В Алматы самокатчики совершили по меньшей мере 16 739 нарушений, мопедисты – 20 637 нарушений. В Шымкенте оштрафовали всего четырёх водителей самокатов, зато любители мопедов попали под прицел дорожной полиции аж 12 775 раз. И это только официально зафиксированные случаи.

Наказать нарушителя на мопеде или самокате довольно трудно, поскольку на таких видах транспорта нет номеров. Но через несколько месяцев ситуация изменится. С 4 апреля 2025 года вводится обязательная государственная регистрация всех мопедов, а для вождения такого транспорта будут необходимы права

"По инициативе населения регистрация будет проходить в упрощённом порядке, перечень документов будет минимальным. Главное требование, чтобы транспорт не был криминальным и имел VIN-код. Если код отсутствует, то его присвоят территориальные подразделения административной полиции. Для вождения мопедов будет необходимо иметь водительское удостоверение подкатегории "А1". Наличие категории "А" и "В" будет также подтверждать право на управление мопедом", – объяснили в МВД. 

Правила, регулирующие движение электросамокатов, вступили в силу ещё в августе 2023 года. Но нормы об обязательном учёте в них нет. Поэтому привлечение к ответственности самокатчиков по-прежнему затруднительно. 

Цифровые решения и сужение полос

Коррумпированность дорожной полиции, безответственность водителей и отсутствие дорожной инфраструктуры ежегодно уносят жизни нескольких тысяч казахстанцев. В МВД проблему признают и в качестве основного решения предлагают цифровизацию. 

"В городах установлено более 25 тысяч автоматических камер фиксации нарушений ПДД, с помощью которых выявляется 70% нарушений. Патрульные автомобили тоже оснащают системами фиксации нарушений, таких сейчас порядка 300 единиц. Автоматизировано "скрытое" патрулирование. Совместно с акиматом на служебный и общественный транспорт устанавливают системы автоматической фиксации нарушений ПДД. Такие технологии используют уже в девяти регионах страны", – рассказали в дорожной полиции. 

Кроме того, в Казахстане обсуждают инициативу по сужению ширины дорожных полос для увеличения пространства под велодорожки и улучшения городской инфраструктуры. Министр транспорта Марат Карабаев в ноябре 2024 года заявил о планах изменить государственные стандарты, уменьшив ширину полос с 3,5 до 2,9 метра. Не все автомобилисты одобряют такой подход, но в Ассоциации безопасности дорожного движения инициативу поддерживают. 

"Если мы сузим полосы, то вместо трёхполосного движения сможем сделать четырёхполосное. При этом обгон станет затруднительным. Это позволит разгрузить трафик и в определённых местах создать дорожки для альтернативного транспорта или увеличить количество парковочных мест. Такой подход активно используют в странах Европы", – высказался Арсен Шакуов. 

Специалист уверен, что нет смысла рассуждать об эффективности отдельных мер до тех пор, пока государство не обеспечит полноценный аудит системы дорожной безопасности и не разработает комплекс мероприятий. Это важнейший шаг, без которого проблему решить не удастся. 

Арсен Шакуов от лица ассоциации предлагает принять следующие меры:

  1. Провести аудит системы дорожной безопасности. Изучить действующие законы и состояние дорожной инфраструктуры.
  2. Создать национальный совет дорожной безопасности под председательством премьер-министра, в который войдут профильные общественные организации и государственные ведомства.
  3. Пересмотреть закон о дорожной безопасности, изучив современные тенденции. Наконец, пересмотреть нормы по строительству дорожной инфраструктуры с учётом требований безопасности.
Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров