Ксения Собчак: Как фейки стали нашей новой реальностью

Ксения Собчак в серёжках в казахском стиле / Фотографии предоставлены пресс-службой Евразийского медиафорума
Ксения Собчак в серёжках в казахском стиле / Фотографии предоставлены пресс-службой Евразийского медиафорума

Почему фейковые новости – больше чем просто дезинформация, и как научить людей отличать факты от фейков?

Людям становится всё сложнее отличить правду от лжи в информационном контенте. Количество производимой обществом информации растёт ежедневно, но зачастую это количество не переходит в качество. Как человеку не утонуть в этом потоке и научиться отличать манипулятивный контент и фейковые новости от настоящих, обсуждали на площадке Евразийского медиафорума, проходящего сейчас в Нур-Султане. 

На панельной сессии под названием "Много информации – мало правды" директор по международным продажам Euronews Кьелл Штейн (Германия) отметил, что сегодня "кликбейты искажают информацию, различные теории заговора, ложные новости в интернете приводят к манипуляции людьми и событиями". Это можно было видеть на примере выборов, брексита и, конечно же, пандемии. 

Кьелл Штейн / Фото пресс-службы Евразийского медиафорума

"На самом деле количество ложной информации увеличивается в геометрической прогрессии потому, что такие сообщения легко создавать и легко распространять. Каждый может написать любую историю онлайн без какой-то журналистской честности и без контроля.

До интернета большинство людей не могли так легко распространять информацию без аудитории, не через СМИ, потому что это было очень дорого. Теперь с помощью социальных сетей распространение информации не стоит ничего. Другие люди распространяют информацию за вас, делятся информацией, если она им нравится, если заголовок соответствует их картине мира, они, даже не читая статью и не проверяя достоверность информации, её распространяют. Люди просто воспринимают информацию в социальных сетях и таким образом этими людьми можно манипулировать для получения политической или денежной выгоды", – констатировал он. 

Журналист и телеведущая Ксения Собчак (Россия) сказала, что фейковые новости стали новой реальностью, и угроза не только в их существовании, но и в том, что даже после появления официального опровержения именно фейк-ньюс продолжают влиять на общество. Тем не менее она уверена, что общество научиться отличать подделку от качественной информации. 

Ксения Собчак / Фото пресс-службы Евразийского медиафорума

"Я верю, что как это в своё время происходило на уровне газет, где мы точно понимали, что есть The Sun, а есть New York Times, мы понимали, что это жёлтая пресса, а это качественная, так же будет происходить и в интернете, и уже происходит с изданиями. Когда раз за разом эти фейки будут разоблачаться (и он уже формируется, этот рынок качественных новостей), люди будут понимать, что вот этим порталам можно доверять, их информация проверена и там ничего сомнительного не появится", – считает Собчак. 

Журналист, руководитель отдела международных новостей NTV Ахмет Йешилтепе (Турция) заметил, что влияние фейк-ньюс уже и на государственную политику нельзя недооценивать. Их влияние заметно в бизнесе, политике, международных отношениях. А учитывая потерю доверия отдельными журналистскими корпорациями, многие люди стали называть нынешнее время "эрой постправды" и больше верят информации, которая, по сути, лично им больше нравится, не удосуживаясь её проверять. Он привёл такие данные: сегодня распространить фейковое сообщение в шесть раз быстрее, чем официальную информацию. 

Ахмет Йешилтепе / Фото пресс-службы Евразийского медиафорума

Главный редактор интернет-портала Informburo.kz и программы "Информбюро" на "31 канале" Анастасия Новикова подчеркнула, что в отличие от западной журналистики, которая давно столкнулась с влиянием фейковых новостей, в Казахстане по-настоящему такая проблема возникла во время пандемии. 

Анастасия Новикова / Фото пресс-службы Евразийского медиафорума

"Все эти вещи звучат абсурдно для взрослых, образованных, умных людей. И тем не менее зачастую их повторяют взрослые, образованные, умные люди. Почему так случилось? Почему возникают ложные новости, ложная информация?

Первая причина – недостаток правдивой информации, то есть у людей нет ничего, и они вынуждены додумывать. И вторая – когда задевают твои чувства, то, что касается тебя, твоих детей, дома, работы, страны. И когда вот эти два фактора совпадают, тогда фейковая новость выстреливает", – сказала она.

Эксперт напомнила, что в период пандемии в Казахстане появились блогеры, активно призывающие "сбивать вертолёты, распыляющие вирус", избивать дезинфекторов, отказываться от вакцинации из-за "чипов в вакцине" и так далее. 

"На мой взгляд, дело заключается ещё и в общем падении уровня образования в мире. Университеты по-прежнему работают, но я думаю, что люди более зрелого поколения видят, что уровень образования, качество образования снижается. Когда медики, профессиональные врачи, которые учились 7-9 лет, не верят в вакцины, мне кажется, это очень серьёзная проблема. И я считаю, что для того чтобы бороться с ложными новостями, нужно в первую очередь бороться с причинами их возникновения", – подчеркнула Анастасия Новикова. 

Генеральный директор "Первого канала Евразия" и основатель информационного портала Zakon.kz Сергей Киселёв считает, что фейковую информацию как инструмент манипулирования в той или иной степени используют все большие СМИ, государственные – в интересах правительств, частные – в интересах своих собственников или спонсоров. 

Сергей Киселёв / Фото пресс-службы Евразийского медиафорума

"Такую работу в интересах своих правительств одни называют пропагандой, противники этой работы называют её дезинформацией. Также правительства многих стран активно работают в соцсетях, создавая так называемые ботофермы. Как правило, этим занимаются, наверное, спецслужбы. Это такая тонкая работа, тонкая игра. (…) И этим занимаются очень умные, грамотные люди", – сказал он. 

Киселёв убеждён, что государству необходимы законодательные рычаги, чтобы "разумно регулировать деятельность соцсетей". 

Участники дискуссии отметили, что активный расцвет фейковых новостей начался с развитием социальных сетей, когда каждый, имея смартфон, становится "сам себе новостным агентством". Вместе с тем важность гражданской журналистики также не стоит недооценивать. Региональный директор компании "Блумберг медиа групп" Тодд Баер напомнил, что именно такая гражданская журналистка сняла убийство Джорджа Флойда, после чего в США началось масштабное движение Black Lives Matter. Он уверен, не появись это видео в соцсетях, инцидент исчез бы из информационного поля и остался практически незамеченным. Поэтому преимущество соцсетей нельзя не учитывать, однако их деятельность нужно законодательно урегулировать. 

Выступление Тодда Баера / Фото пресс-службы Евразийского медиафорума

"Нужно ввести в школах предмет "Медийная грамотность", чтобы с детства прививать людям соответствующие привычки и научить отделять правду от фальшивок", – сказал Баер. 

С дезинформацией, безусловно, надо бороться, уверены все участники обсуждения. Нужно повышать и медийную грамотность людей, и вводить законодательные рычаги воздействия на распространителей фейковых новостей. 

"Фейк-ньюс, к сожалению, не исчезнут из нашей жизни. Однако мы, люди, умеем ко всему приспосабливаться. Например, два года назад мы не могли себе представить, что будет такая ситуации с пандемией и что мы будем фактически жить в эпоху апокалипсиса. Сейчас мы к этому привыкли. И мне кажется, что в отношении журналистики и фейковых новостей будет примерно то же. Мы научимся выживать", – сказала Новикова.


Читайте также:


 

Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

 Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Новости партнеров