Во всем мире принимаются всё более масштабные обязательства по достижению нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2050 году. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос, каким образом эти обязательства будут выполняться и как будет организовано управление соответствующей трансформацией экономики. В отчёте McKinsey & Company "Переход к чистому нулевому уровню выбросов: необходимые инвестиции и ожидаемый эффект" рассматриваются последствия для таких аспектов как спрос, распределение капитала, производственные затраты и рабочие места в секторах, на которые приходится 85% всех выбросов, при этом детально проанализирована ситуация в 69 странах.
Авторы исследования пришли к неутешительному для Казахстана выводу:
"Страны с невысоким уровнем ВВП на душу населения и страны, добывающие ископаемое топливо, несут более высокие риски в связи с энергетическим переходом".
Впрочем, достижение углеродной нейтральности станет испытанием и для государств с хорошими доходами населения и с несырьевой экономикой. Но им будет легче пережить предстоящие изменения
"Переход к чистому нулевому уровню выбросов потребует масштабной трансформации экономики. Действия отдельных компаний и правительств, а также скоординированная поддержка наиболее уязвимых секторов, стран и сообществ могли бы способствовать необходимым экономическим и социальным изменениям", – отметила партнёр Глобального института McKinsey и ведущий автор исследования Мекала Кришнан.
В отчёте дается оценка переходного периода по двум направлениям: сектора экономики и географические регионы. Отправной точкой анализа и основой для расчёта траектории перехода послужил гипотетический сценарий Net Zero 2050 ("Достижение чистого нулевого уровня выбросов к 2050 году"), разработанный ассоциацией Network for Greening the Financial System (NGFS). Основные выводы заключаются в следующем.
Переход будет всеобщим. Он затронет все сектора экономики и страны, так как будут перестроены энергетические и землепользовательские системы, лежащие в основе мировой экономики и ответственные за выбросы.
Масштаб экономической трансформации будет очень значительным. Капитальные затраты на физические активы до 2050 года включительно составят около 275 трлн долларов, или примерно 9,2 трлн долларов в год, что на 3,5 трлн больше, чем ежегодные расходы сегодня. Это обусловлено тем, что объёмы деятельности с высоким уровнем выбросов будут сокращаться, а объёмы деятельности с низким уровнем выбросов, наоборот, наращиваться. Так, сегодня 65% расходов на энергию и землю приходится на продукцию с высоким уровнем выбросов. В будущем 70% будет направляться на продукцию и вспомогательную инфраструктуру с низким уровнем выбросов, что означает кардинальное изменение сегодняшней тенденции. Учитывая ожидаемое увеличение расходов по мере роста доходов и численности населения, а также законодательно установленные в настоящее время политики на переходный период, требуемое увеличение затрат может оказаться менее существенным, но всё равно составит около 1 трлн долларов.
Может потребоваться значительное перераспределение трудовых ресурсов: к 2050 году в результате перехода к чистому нулевому уровню выбросов около 200 млн прямых и косвенных рабочих мест будет создано, а 185 млн исчезнут.
Преобразования потребуют серьёзных инвестиций на начальном этапе. Следующее десятилетие окажется решающим. В период с 2026 по 2030 год затраты вырастут с сегодняшних 6,8 до 8,8% ВВП, после чего начнётся снижение относительно этого пика.
Эффект от перехода будет проявляться неравномерно в разных секторах, странах и сообществах. В наибольшей степени трансформация затронет, во-первых, сектора, в которых продукция или операционная деятельность характеризуются высоким уровнем выбросов, во-вторых, страны с относительно низким уровнем доходов и те, что имеют большие запасы ископаемого топлива, а в-третьих, местные сообщества, экономика которых зависит от затронутых трансформацией секторов. На долю секторов, которые будут сильнее всего затронуты предстоящим переходом, сейчас приходится около 20% мирового ВВП. Еще 10% ВВП приходится на сектора, у которых высокий уровень выбросов связан с цепочками поставок (например, строительная отрасль).
Во всех регионах перемены сильнее всего скажутся на малообеспеченных домохозяйствах,
например в связи с тем, что на начальном этапе им нужно будет потратить значительные средства на приобретение товаров с низким уровнем выбросов (новых обогревателей, электромобилей).
Сдвиги в экономике могут оказаться гораздо более существенными в случае неупорядоченного перехода. При отсутствии надлежащего управления переход будет сопряжён с определёнными рисками, включая нехватку энергоресурсов и рост цен. Если переход будет отложен или окажется слишком резким, повысится риск возникновения незадействованных активов и массового увольнения работников.
Несмотря на сопутствующие затраты и риски, изменения в экономике, необходимые для достижения чистого нулевого уровня выбросов, будут способствовать возникновению перспективных возможностей и позволят предотвратить дальнейшее возрастание физических рисков. Хотя эффект будет распределяться неравномерно, хорошо скоординированный переход принесёт свои плоды. Речь может идти, в частности, о возможностях для долгосрочного снижения стоимости энергии, улучшения здоровья населения и сохранения природных ресурсов. Области для роста могут открыться благодаря повышению эффективности операционной деятельности за счёт декарбонизации, а также созданию новых рынков для товаров с низким уровнем выбросов. Что особенно важно,
достижение чистого нулевого уровня выбросов и ограничение потепления в пределах 1,5°C позволит предотвратить самые катастрофические последствия изменения климата,
в том числе ограничит риск возникновения факторов, ускоряющих климатические изменения, и сохранит нашу способность остановить дальнейшее потепление.
"Более упорядоченный переход не только позволит избежать худших последствий изменения климата, но и принесет огромную пользу: например создаст условия для снижения энергетических и производственных затрат в долгосрочной перспективе. А единство намерений и действий, которое потребуется для этого, будет способствовать решению других глобальных проблем. В то же время нельзя игнорировать краткосрочные риски плохо продуманного перехода", – считает старший партнёр McKinsey Хамид Самандари.
Достижение чистого нулевого уровня выбросов будет зависеть от участия бизнеса, правительств, организаций и частных лиц во всех регионах мира. Оно потребует кардинального изменения образа мышления, включая готовность к неопределённости и краткосрочным рискам, решительных действий, единства и изобретательности, а также расширения горизонтов планирования и инвестиций.
Заинтересованные стороны должны ускорить реализацию текущих программ по декарбонизации, использовать открывающиеся возможности и адаптироваться к физическим рискам.
Читайте также:
- Изменение климата в Казахстане: Какие регионы превратятся в сухую степь
- Эксперт Всемирного банка: Казахстан может заработать на майнинге
- Может ли Казахстан отказаться от угля и не допустить дефицита электроэнергии
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5498
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2484
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2488
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2301
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2180
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2171
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2231
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2279
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2204
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2188
- 0
- 6