История появления профессионального Парламента Республики Казахстан берёт своё начало в 1994 году. В тот год 7 марта в стране был впервые сформирован главный законодательный орган страны, состоявший из 177 депутатов-профессионалов. То есть среди них уже не было знатных комбайнёров или ткачих, которые, как в советские времена, назначались партией и правительством в качестве номинальных членов Верховного Совета за свои "выдающиеся трудовые успехи" и, в принципе, ничего не решали. Вместе с тем в 1994 году казахстанский Парламент ещё назывался Верховным Советом и, своеобразно продолжая традиции государственной власти Казахской ССР, имел соответствующий порядковый номер "XIII".
Стать членом Верховного Совета XIII созыва по разнарядке было делом фактически невозможным из-за жёсткой конкурентной борьбы, что развернулась тогда за депутатские места. Несмотря на то что выборы проходили исключительно по одномандатным округам, активное участие в них помимо известных людей и общественных деятелей приняли все без исключения политические партии и объединения, которые были зарегистрированы в то время в Казахстане.
Последняя сессия Верховного Совета
В итоге голоса избирателей были распределены следующим образом. Из 177 мест в Верховном Совете 64 мандата получили независимые депутаты, 33 – представители доминирующего в тот момент в стране Союза "Народное единство Казахстана", 11 – Федерация профсоюзов РК, 9 – партия "Народный конгресс Казахстана" во главе с Олжасом Сулейменовым и Мухтаром Шахановым, 8 – Социалистическая партия Петра Своика, Газиза Алдамжарова и Ермухамета Ертысбаева. По 4 депутатских места получили "Крестьянский союз" и общественное движение "Гармония", ещё 2 мандата получили "Демократический комитет по правам человека" и Союз молодёжи Казахстана. Возглавил первый профессиональный парламент Казахстана известный писатель Абиш Кекилбаев.
Это в Москве понадобились танки…
Впрочем, отличающийся особым умением "торпедировать" все предложения исполнительной власти страны Верховный Совет XIII созыва осуществлял свою деятельность всего год. В начале осени 1994 года экс-кандидат в депутаты Верховного Совета, журналист Татьяна Квятковская подала исковое заявление в суд с требованием признать недействительной методику подсчёта голосов, которую в тот момент использовал Центризбирком страны.
После длительных судебных разбирательств в марте 1995 года существовавший тогда Конституционный суд Казахстана, несмотря на возражение Президента Назарбаева и спикера Верховного Совета Абиша Кекилбаева, признал претензии Квятковской обоснованными. Соответственно, Верховному Совету XIII созыва, как и представительным органам на местах, пришлось объявить о самороспуске. Тут же родился анекдот: "В Москве для разгона Верховного Совета понадобились танки, а у нас хватило одной Таньки".
Итог: с марта по декабрь 1995 года Казахстан жил без какого-либо парламента, а все без исключения законы принимались на основе Указов Президента страны, который, в свою очередь, был наделён соответствующими полномочиями по результатам проведённого месяц спустя общенародного референдума.
Две палаты вместо одной
Любопытно, что как раз на основе Указа Президента 28 сентября 1995 года появился и новый Конституционный Закон "О выборах", где уже не оказалось места для однопалатного Верховного Совета советского образца. Вместо него вводился двухпалатный Парламент, состоящий из Мажилиса, избираемого общенародным голосованием, и Сената, депутатов которого избирают члены местных представительных органов. Семерых сенаторов в то время назначал непосредственно Президент. Выборы в обновлённый Парламент страны состоялись 9 декабря 1995 года.
Созыв I
Надо заметить, несмотря на то что, как и ранее, проводились они по мажоритарной системе, каких-либо сюрпризов наблюдать не пришлось. Разве что политические партии заметно укрепили своё влияние на общественность страны. В частности, в нижней палате Парламента, состоящей из 67 депутатов, в качестве независимых народных избранников позиционировали себя лишь 7 человек. Все остальные мажилисмены оказались членами одного из 10 политических объединений.
Больше всего мест в первом Мажилисе получили члены партии Народного единства Казахстана, которая буквально накануне парламентских выборов стала правопреемницей союза "Народное единство Казахстана". Им удалось занять 25 депутатских мест.
На втором месте с 12 мандатами оказалась столь же пропрезидентская Демократическая партия, возглавляемая Алтынбеком Сарсенбаевым и Тулегеном Жукеевым, которая также появилась летом 1995-го. Нашлись места в Мажилисе и для Крестьянского союза (7 мест), и для Федерации профсоюзов (5 мест). Ныне хорошо подзабытая Народно-кооперативная партия получила 2 мандата, тогда как Народный конгресс Казахстана, партия Возрождения, экс-коммунисты из Социалистической партии, движение "Гармония" и Союз молодёжи сумели провести в нижнюю палату Парламента лишь по одному своему представителю.
Первые досрочные
Несмотря на то что, как и ожидалось, двухпалатный Парламент во главе с Маратом Оспановым оказался куда более покладистым по сравнению с Верховным Советом, свои отведённые в соответствии с обновлённым выборным законодательством 5 лет его депутаты так и не отработали. В конце августа 1999 года было вдруг объявлено о необходимости проведения очередных выборов в Мажилис. Назначены они были на 10 октября и оказались очень напряжёнными. Центральной избирательной комиссии понадобилось проведение второго тура, чтобы окончательно назвать победителей выборного процесса, как и прежде проводимого исключительно по одномандатным округам.
В итоге выяснилось, что так называемых независимых депутатов в Мажилисе набралось 23 человека, тогда как представителей политических объединений – 44. Из них 19 мест получила появившаяся в январе 1999 года партия "Отан" Президента Назарбаева, по 11 мандатов – Гражданская партия во главе с Азатом Перуашевым и Федерация профсоюзов Казахстана, тогда как Аграрная партия (бывший Крестьянский союз) и Народно-кооперативная партия сумели получить лишь по одному депутатскому портфелю. Все остальные официально зарегистрированные партии, такие, как "Азамат", Народный конгресс Казахстана и Республиканская партия труда Бахытжана Жумагулова, несмотря на участие в выборах, в Парламент так и не попали.
Смешанная система
Интересно, что вопреки бурным дискуссиям, которые можно было часто наблюдать на заседаниях Мажилиса II созыва, возглавляемого Жармаханом Туякбаем, его депутаты практически полностью отработали весь положенный им по Конституции срок. В июле 2004 года относительно неожиданно было объявлено, что очередные парламентские выборы пройдут не как ожидалось – в конце октября, а на месяц раньше – 19 сентября. Следует отметить, что выборы в Мажилис III созыва состоялись по смешанной системе, в соответствии с которой 67 депутатских мандатов, как и ранее, распределялись по одномандатным округам, а 10 – по партийным спискам.
Провал "Ак жола"
Как и предсказывали многочисленные эксперты, убедительную победу на парламентских выборах 2004 года, прошедших, как и 1999 году в два тура, одержала партия "Отан".
По партийным спискам "Отан" получил 7 из 10 депутатских мест, через одномандатные округа в состав депутатского корпуса попали 35 его членов.
Вторым по численности представленных в Мажилисе депутатов стал блок аграрно-индустриального союза трудящихся (АИСТ), состоящий из представителей Аграрной и Гражданской партий Казахстана: 1-е место по спискам и 10-е по одномандатным округам. Главной неожиданностью выборов в Парламент 2004 года стало достаточно успешное участие в них партии Дариги Назарбаевой "Асар". Несмотря на своё недавнее появление на политическом поле Казахстана, "Асар" сумел провести в Мажилис сразу 4 своих представителя, при этом получив по партийным спискам один депутатский мандат. А вот очень активной партии "Ак жол", сопредседателями которой тогда являлись Алихан Байменов, Алтынбек Сарсенбаев, Булат Абилов, Ораз Джандосов и Людмила Жуланова, явно не повезло. Несмотря на то что по партийным спискам на парламентских выборах 2004 года партия "Ак жол" заняла 2-е место, в Мажилис прошёл лишь один её представитель. Как оказалось, в одномандатных округах "Ак жол" не нашёл активной поддержки у населения, что впоследствии привело к серьёзному расколу его партийных рядов на два враждующих между собой политических объединения. Что касается ещё 6 участвовавших в выборах политических партий и объединений, то они в Мажилис III созыва не попали, уступив места тем 18 кандидатам, которые свою партийную принадлежность предпочли не указывать.
Веская причина
Первые два года работы Мажилиса III созыва под руководством Урала Мухамеджанова никто из экспертов и представить не мог, что в июне 2007 года депутаты нижней палаты Парламента досрочно сложат с себя полномочия. Оказалось, что такое возможно, особенно когда на то есть причина. А причина, с точки зрения депутатов, была веской.
На прошедшем 18 мая 2007 года совместном заседании обеих палат Парламента Казахстана были приняты поправки в Конституцию страны, которые коснулись и выборного законодательства. В частности, в связи с возросшей ролью политических партий было принято решение при формировании депутатского корпуса отказаться от одномандатных округов в пользу партийных списков.
При этом поскольку выдвигать своих депутатов в Мажилис получила право Ассамблея народов Казахстана, число мест в нижней палате Парламента было в очередной раз увеличено, на этот раз до 107. Понятное дело, что при таких условиях прежний депутатский корпус работать уже не мог, в итоге 19 июня 2007 года мажилисмен Нурбах Рустемов от имени всех своих коллег попросил Президента "принять непростое, но историческое решение" и подписать указ о досрочном роспуске Парламента III созыва.
"Нур Отан" вне конкуренции
На основании принятого Президентом страны Указа от 20 июня, теперь уже точно внеочередные парламентские выборы по партийным спискам состоялись 18 августа, а в Ассамблее народов Казахстана – 20 августа 2007 года. В выборах депутатов нижней палаты Парламента приняли участие 7 политических партий страны: "Нур Отан", ОСДП, "Ак жол", "Ауыл", КНПК, партия патриотов Казахстана и "Руханият". Однако над оппонентами "Нур Отана", образованного в декабре 2006 года в результате слияния "Отана", "Асара", Аграрной и Гражданской партий, солнце явно не светило. Ведь все без исключения депутатские мандаты достались партии Президента страны.
Необычности IV созыва
Появление в стране однопартийного Парламента ознаменовалось принятием огромного количества законов. При этом каких-либо скандалов в стенах Парламента абсолютно не наблюдалось.
И всё же Мажилис IV созыва сумел запомниться и своими необычностями: никогда ранее не наблюдалось ситуации, когда его работой руководили сменяющие друг друга спикеры.
Так, в период с 18 августа 2007 г. по 13 октября 2008-го председателем нижней палаты Парламента был Аслан Мусин, которого сменил Урал Мухамеджанов, тем самым оказавшись первым в современной истории Казахстана человеком, возглавлявшим Мажилис сразу в двух созывах. И всё же отработать, как говорится, от звонка до звонка депутатам Мажилиса IV созыва не довелось.
Вспоминая Рустемова
На состоявшемся 10 ноября 2011 года пленарном заседании нижней палаты Парламента, депутаты Мажилиса Нуртай Сабильянов и Виктор Рогалёв почти один в один повторили ход Нурбаха Рустемова четырёхлетней давности. От имени группы депутатов они обратились к Президенту Назарбаеву с настоятельной просьбой распустить действующий состав Парламента. Естественно, нашлись и аргументы из 6 пунктов, объясняющие жизненно важную необходимость роспуска Парламента IV созыва. Здесь и ожидание новой волны финансово-экономического кризиса, и общемировая нестабильность, и предстоящее празднование 20-летия независимости страны, и требование времени к созданию многопартийного парламента, и целесообразность одновременного проведения выборов в Мажилис и в маслихаты, и даже важность поддержки всеми парламентариями планов Правительства по реализации программы индустриально-инновационного развития. Несмотря на то что ждать ответа Президента пришлось почти неделю, доводы инициативной группы депутатов оказались для него вполне вескими, и 16 ноября в прессе был опубликован соответствующий указ о назначении досрочных выборов в Парламент на 15 января 2012 года.
Ожидаемые неожиданности
Участие в очередных внеочередных парламентских выборах, как и в 2007 году, приняли 7 партий: "Нур Отан", ОСДП слившаяся с партией "Азат", "Ак жол" с пришедшим из "Нур Отана" Азатом Перуашевым, народные коммунисты из КНПК, "Ауыл", "Адилет" и партия "Патриоты". Несмотря на то что предвыборная агитация пришлась на новогодние праздники, предполагалось, что борьба за места в парламенте будет чрезвычайно острой. Однако многочисленные прогнозы оказались весьма неточными. При подведении итогов голосования, завершившегося 16 января выдвижением Ассамблеей народов Казахстана своих депутатов, выяснилось, что убедительную победу вновь одержала партия "Нур Отан". В общей сложности она получила 79 депутатских мест, создав крупнейшую фракцию в Мажилисе.
Второй к условному финишу пришла отныне защищающая интересы предпринимателей партия "Ак жол", сумев провести в нижнюю палату Парламента 8 своих представителей. Наконец, главной неожиданностью выборов 2012 года стало третье место Коммунистической народной партии Казахстана, которую многочисленные эксперты не видели в составе мажилиса V созыва, явно отдавая предпочтение ОСДП под руководством экс-спикера нижней палаты парламента Жармахана Туякбая. Как бы то ни было, народные коммунисты оказались более креативными в проведении своей предвыборной агитации, получив в итоге 7 мест в главном законодательном органе страны.
В очередной раз
Говорят, что история ходит кругами. Иногда с этим мнением невозможно не согласиться. На прошедшем 13 января пленарном заседании Мажилиса депутаты V созыва, как и их предшественники из III и IV созыва, тоже предложили Президенту подумать о досрочном роспуске Парламента. Любопытно, что, как и в ноябре 2011 года, они вновь говорят о необходимости срочной реализации новых реформ в свете общемирового финансово-экономического кризиса. И если Президент согласится с доводами пока ещё действующего депутатского корпуса, очередные внеочередные парламентские выборы, в соответствии с законодательством страны, состоятся 20 или 27 марта 2016 года.
PS. Наверняка многие заметили, что в обзоре не упоминается Верховный Совет Казахской ССР XII созыва. Причина очевидна: свою деятельность он начал 24 апреля 1990 года. Его состав был избран в соответствии с ещё действующим законодательством Советского Союза. Согласно существовавшим в советское время правилам, Верховный Совет выбирался на безальтернативной основе. При этом обязательным условием было присутствие в нём представителей правящего рабочего класса и работников сельского хозяйства, которые становились депутатами за свою успешную трудовую деятельность. Досрочный роспуск Верховного Совета XII созыва произошёл 10 декабря 1993 года после принятой 28 января 1993 года его депутатами новой Конституции Республики Казахстан и окончательного прекращения действий Основного закона Казахской ССР образца 1978 года.
-
1🟢 Роза Рымбаева и другие: алматинцев приглашают отметить 100-летие Сагадата Нурмагамбетова
- 6168
- 8
- 29
-
2✈️ Авиакомпанию Air Astana оштрафовали на 1,8 млн тенге за задержку рейса
- 2688
- 6
- 27
-
3👀 Кто вы в отношениях – жертва или абьюзер? Особенности поведения, на которые стоит обратить внимание
- 2767
- 0
- 20
-
4🚗‼️ Пьяный водитель влетел в яму в Актау, машина перевернулась
- 2767
- 1
- 16
-
5🇰🇿🇷🇺 Слёт волонтёрских организаций Казахстана и России провели в Алматы
- 2584
- 15
- 79
-
6⛅️ Прогноз погоды на 24 ноября: облачная погода без осадков сохранится на большей части Казахстана
- 2661
- 0
- 3
-
7⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 23 ноября
- 2001
- 0
- 1
-
8🥈Казахстанский фигурист Михаил Шайдоров завоевал "серебро" на гран-при в Китае
- 1898
- 0
- 26
-
9™️TikTok хочет использовать Илона Маска как посредника в переговорах с администрацией Дональда Трампа
- 1908
- 0
- 8
-
10‼️Один убит, трое ранены: что произошло возле посольства Израиля в Иордании
- 1848
- 0
- 4