Прямой эфир Новости спорта

Парламентарии взяли Конституцию на себя

Фото с сайта akorda.kz
Фото с сайта akorda.kz
Проект конституционных поправок принят в первом чтении. После всенародного обсуждения депутаты тоже решили приложить руку к изменению Конституции.

Если до этого момента поправки в главный документ страны только обсуждались, то теперь Парламент приступил к тому, чтобы их узаконить. Проект закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию" депутаты Мажилиса и Сената на совместном заседании палат Парламента в первом чтении единогласно одобрили. Впрочем, говорить о том, что окончательный вариант обновлённой Конституции Казахстана уже готов, ещё рано.

Инициативы Президента

Проводить конституционную реформу Президент доверил Парламенту. Этот вариант Нурсултан Назарбаев выбрал из двух возможных в данном случае. Вторым вариантом было бы проведение всенародного референдума. Однако, взвесив все "за" и "против", глава государства решил всё же в пользу первого варианта.

"Учитывая, что основные моменты государственной системы власти здесь не меняются, основные моменты и права человека не затрагиваются в реформе, нет необходимости проводить референдум с большими затратами, людскими ресурсами и создавать политические проблемы, вопросы в обществе", – пояснил Нурсултан Назарбаев в своём выступлении на совместном заседании обеих палат Парламента.

Конституционная реформа, по большому счёту, заключается в перераспределении целого ряда президентских полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти, то есть Парламентом и Правительством. Поправки в Конституцию, предложенные Нурсултаном Назарбаевым, условно можно поделить на 5 тематических блоков.

1. Передача полномочий Парламенту

Часть своих полномочий Президент намерен передать депутатам Парламента. Так, во 2 пункте 64-й статьи Конституции предлагается отразить, что Правительство в своей деятельности ответственно не только перед Президентом, но и Парламентом. Это значит, что после принятия поправок парламентарии смогут ещё больше контролировать работу Правительства, назначать членов кабинета министров, а также в случае промахов требовать их отставки.

Правительство будет в полном составе уходить в отставку именно после парламентских выборов, а не после президентских, как это было ранее.

При назначении министров, согласно новому порядку формирования Правительства, прежде чем предложить их кандидатуры на утверждение Президенту, премьер должен будет проконсультироваться с мажилисменами.

Должности министров обороны и иностранных дел – исключение. Назначать глав этих ведомств Президент по-прежнему будет сам.

"Согласно новой редакции подпункта 4 статьи 67 Конституции, Премьер-министр будет обязан докладывать об основных направлениях деятельности Правительства и его важнейших решениях не только Президенту, но и Парламенту в целом", – отметил руководитель Администрации Президента Адильбек Джаксыбеков, представляя законопроект депутатам.

Чтобы повысить роль Парламента, Президент отказывается от полномочий поручать Правительству вносить законопроекты в Мажилис. Однако, при этом сохраняет за собой:

  • право законодательной инициативы;
  • право издавать законы или указы, имеющие силу законов;
  • право осуществлять законодательные полномочия в случае делегирования их ему Парламентом.

Кроме того, исключается право главы государства требовать срочного рассмотрения законопроектов. Правда, остаётся полномочие определять приоритетность рассмотрения законопроектов. Самые важные должны быть рассмотрены в течение двух месяцев.

2. Передача полномочий Правительству

Ещё часть полномочий Президента предлагается передать Правительству. Кабинет министров будет утверждать государственные программы, а также заниматься бюджетной политикой. Иначе говоря, доходы всех бюджетников страны – учителей, врачей, госслужащих, пенсионеров и льготников – теперь будут напрямую зависеть от решений Правительства.

"Проектом исключается право главы государства отменять либо приостанавливать действия актов Правительства и премьер-министра, тем самым всю полноту ответственности за свои акты будет нести само Правительство", – пояснил руководитель АП.

При этом Президент оставляет за собой право обжаловать законодательные решения Правительства через Конституционный совет. Глава государства может обратиться туда в случае, если решение Правительства нарушает права и свободы человека и гражданина, грозит национальной безопасности, суверенитету и целостности государства.

"Центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства, как институт упраздняются. Это позволит обеспечить формирование компактного правительства, что является целью плана нации и проводимой административной реформы", – объяснил Адильбек Джаксыбеков.

Председательствовать на заседаниях Правительства по особо важным вопросам Президент сможет, но согласно новым нормам с оговоркой "при необходимости".

3. Уточнение конституционных основ судебной системы и прокуратуры

Требования к судьям прежде были чётко прописаны в Конституции: гражданство, возраст, образование, опыт работы и прочее. Однако практика показывает, что это не совсем удобно. Бывают случаи, когда требуется более гибкий подход в этом вопросе. Чтобы не возникало проблем, предложено руководствоваться отдельным законом, имеющим статус конституционного – законом "О судебной системе и статусе судей".

Кроме того, предложено упразднить надзорную функцию Верховного суда по отношению к нижестоящим судам. Этот орган будет выступать только в роли кассационной инстанции.

Более чётко сформулированы полномочия прокуратуры.

"Прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование" – гласит статья 83 предлагаемой редакции Конституции.

4. Совершенствование работы местных госорганов

Полномочия маслихата прекращаются досрочно Президентом, но с учётом предложенных поправок, после консультаций с премьер-министром и председателями Мажилиса и Сената.

"Это означает, что процедура принятия такого решения становится более демократичной", – пояснил Адильбек Джаксыбеков.

Назначать и избирать, а также освобождать от должности акимов, за исключением глав областей, городов Астаны и Алматы предлагается на основе закона, а не актом главы государства, как это было ранее.

5. Защита конституционного строя

"На этом конституционном уровне укрепляются гарантии неизменности нашей независимости. В статье 91 Конституции прямо устанавливается, что наряду с унитарностью, территориальной целостностью республики и формой правления, ни в каких случаях, даже путём пересмотра основного закона не может быть изменена независимость государства", – проинформировал докладчик.

Вносить изменения или дополнения в Конституцию в будущем предлагают только после одобрения этого на референдуме или при рассмотрении Парламентом, но обязательно с разрешения Конституционного совета.

Субъектом решения по данным вопросам предлагается, как это принято во многих странах мира, определить главу государства.

При этом возразить решению Конституционного совета Президент больше не сможет, такое право главы государства предлагается исключить из новой редакции Конституции.

Инициативы депутатов

Получив законопроект, депутаты обеих палат Парламента приступили к его обсуждению. В целом предложения Президента парламентарии поддержали, отметив их необходимость и своевременность. Однако не преминули и сами приложить руку к изменению главного закона страны.

Что касается согласования кандидатур членов Кабмина, некоторые парламентарии не решились взять на себя ответственность за назначение министра внутренних дел. Главу МВД, по мнению парламентариев, должен назначать Президент так же, как министров обороны и иностранных дел.

"Я считаю, назначение министра внутренних дел должно остаться в самостоятельном ведении Президента", – высказалась депутат Мажилиса Парламента Анар Жаилганова.

Ещё одна инициатива от депутатов – изменить требования к кандидатам в президенты Казахстана. Нынешняя редакция Конституции допускает, что руководить нашим государством может человек без высшего образования. По мнению парламентариев, это недопустимо. Поступило предложение внести пункт об образовании.

"Немыслимо, что в статье 41 Конституции среди квалификационных требований кандидата на должность президента страны отсутствует требование о наличии высшего образования. Даже для самой низовой ступени госслужбы предусмотрено наличие высшего образования, а по отношению к кандидатам в президенты, управляющим страной, это требование отсутствует", – заявил мажилисмен Бактыкожа Измухамбетов.

Кроме того, депутаты считают необходимым прописать в Конституции случаи, когда нужно лишать гражданства. Принимать такое решение, по их мнению, должен суд.

"В нашей редакции два основания: за совершение террористических преступлений и причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам страны", – уточнил сенатор Георгий Ким.

На этом новые инициативы от депутатов закончились, но это их не остановило, и парламентарии взялись за старые. Несмотря на то, что Президент неоднократно выступал против и накладывал вето на предложения, касающиеся назвать столицу и другие объекты страны его именем, парламентарии вновь выступили с этим предложением.

"Данная инициатива широко обсуждалась в обществе и получила, на мой взгляд, значительную поддержку. В этой связи предложение наших коллег по отображению имени первого Президента в наименовании столицы и объектов страны представляется своевременным и актуальным ", – депутат Сената Дархан Калетаев.

Его поддержали и другие депутаты. Вспомнили и о другой давней инициативе – отразить в Конституции роль Елбасы.

"Считаю необходимым отразить в главном законе страны неоценимую роль Елбасы, его исключительную значимость, и предлагаю внести в число изложенных в пункте 2 статьи 91 Конституции незыблемых ценностей нашей страны не только государственную независимость, но и статус, принципы и преобразования основателя и лидера независимого Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева", – сказала мажилисвумен Бакытгуль Хаменова.

Депутаты создали специальную комиссию для подготовки законопроекта ко второму чтению.

Встретить снова в полном составе парламентарии намерены уже 6 марта 2017 года. Буквально за 2 дня они планируют окончательно определиться с поправками, которые в итоге будут узаконены. Ради этого они даже решили пожертвовать выходными.

Поделиться:

Новости партнеров