Прямой эфир Новости спорта

Остановка нефтепровода: сколько денег потеряет Казахстан

фото Depositphotos
фото Depositphotos
Как авария на КТК повлияет на ситуацию в экономике страны.

22 марта была приостановлена работа комплекса оборудования двух из трёх выносных причальных устройств в морском терминале под Новороссийском Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Из-за сильного шторма возникли критические повреждения выносных причальных устройств. В связи с этим руководство консорциума заявило о приостановке и, соответственно, о возможном снижении объёма транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей.


Читайте также: КТК после аварии прорабатывает альтернативные маршруты транспортировки нефти


Для Казахстана КТК – важнейший канал транспортировки, по этому трубопроводу проходит свыше двух третей всего экспортного объёма нефти, добываемой в стране. Министерство энергетики уже объявило о проработке альтернативных вариантов экспорта. Однако эксперты сомневаются, что найти запасные пути получится быстро и эффективно. 

"По КТК прокачивается где-то 67 млн тонн нефти в год, причём в основном это казахстанская нефть. Основные поставки на экспорт идут именно по КТК. Можно, конечно, незначительно увеличить экспорт по другим маршрутам, например, в Китай. По нефтепроводу Баку – Джейхан я не думаю, что будут, потому что надо налаживать логистику, танкеры искать. Если по максимуму, как говорят, через два месяца устранят, то смысла увеличивать поставки абсолютно нет. Больше времени уйдёт на организацию логистики", – считает независимый эксперт Сергей Смирнов. 

По его мнению, более реально направлять определённые объёмы нефти на переработку, увеличив производство ГСМ внутри страны. Но в таком случае придётся пойти на снижение цен на горючее, чтобы избежать затоваривания внутреннего рынка. Кроме того, напоминает эксперт, неоднократно звучали предложения о создании в Казахстане нефтяного резерва. Возможно, сейчас как раз пришло время вернуться к вопросу о его создании. 

"В Китай можно увеличить поставки, если не по нефтепроводу, то по железной дороге, в Европу тоже можно начать по железной дороге отправлять. Но, конечно, это увеличит сроки поставок. Плюс организация таких поставок займёт определённое время, нужно согласовывать расписание, маршруты и так далее. Я думаю, быстрее устранят неисправности. Да и слишком увеличить объёмы поставок тоже не получится. Можно увеличить поставки в соседний Узбекистан, Кыргызстан. Там небольшие объёмы, но тем не менее можно увеличить. И всё равно это тоже потребует времени, согласований. Я думаю, что это может занять больше времени, чем устранение повреждений", – считает Смирнов. 

Смысла в поиске новых направлений сейчас, на период до возобновления поставок, не видит и генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов. Перенаправить полностью весь объём на другие направления не удастся, максимум – 30% от экспортируемого через КТК объёма нефти. При этом на переговоры и организацию логистики может уйти больше времени, чем потребуется на ремонт нефтепровода. 

"Крупные наши гиганты будут ограничивать добычу. На Кашагане с 1 июня планировался капитальный ремонт на 1,5-2 месяца. Было бы хорошо, если бы они смогли начать капремонт раньше времени, и тем самым переждать этот период, пока идет ремонт на КТК. Тенгиз, скорее всего, после того как заполнит свои резервуары, также сильно ограничит добычу – возможно, до 10 тысяч тонн в сутки, то есть в 8 раз. Потому что нефть некуда девать. Ни один из альтернативных маршрутов не может прокачать такое большое количество нефти", – считает Жумагулов. 

Увеличение переработки нефти внутри страны также не станет решением проблемы, поскольку действующие НПЗ уже загружены практически полностью. Наиболее верный, по его мнению, путь – дождаться окончания ремонта трубопровода. Но при этом надо понимать, что без потерь бюджета не обойтись. 

"Ориентировочно, 250-300 млрд тенге в месяц наш бюджет недополучит в виде налогов и поступлений в Национальный фонд", – объясняет Жумагулов. 

Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяжённость трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1511 км. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырьё с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащён тремя выносными причальными устройствами, позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега.


Читайте также: В Казахстане предложили новую схему ценообразования на рынке нефти


Акционеры КТК: Российская Федерация (24% – в управлении "Транснефти", 7% – на балансе) – 31%, Казахстан (представленный "Казмунайгазом" – 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%) – 20,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LukArco B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holding Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.

Новости партнеров