Казахстан планирует начать засекречивать данные по оборонному бюджету и государственному оборонному заказу. Это решение вызвало дискуссии, где обсуждаются вопросы безопасности, международный опыт и степень прозрачности таких расходов для общества.
Заместитель министра обороны Султан Камалетдинов объяснил, что, согласно закону "О государственных секретах", отдельные сведения не подлежат оглашению. Однако остаётся ряд вопросов: что даст Казахстану эта секретность, как это отразится на национальной безопасности и каковы будут преимущества и недостатки?
Как и зачем засекречивают такие данные в разных странах, объяснил президент Академии военных наук доктор исторических наук, полковник запаса Мухтар Серкпаев.
Страны, где открытые данные по оборонному бюджету привели к рискам безопасности
Открытость оборонного бюджета не всегда оказывается полезной для государства. Прецеденты из разных стран показывают, что излишняя прозрачность может стать серьёзной угрозой для безопасности. Можно привести немало примеров стран, где публикация данных о военных расходах и проектах привела к нежелательным последствиям.
Германия. В 2018 году отчёт о модернизации вооружений, содержащий информацию о новых разработках в бронетехнике и авиации, привлёк внимание иностранных разведок и хакеров. Это заставило Германию усилить защиту данных по оборонным заказам, особенно по проектам высоких технологий.
Южная Корея. В 2017 году раскрытие данных о системах разведки и противовоздушной обороны вызвало серию кибератак со стороны Северной Кореи. Эти атаки проводились с целью похищения данных о южнокорейской армии, в дальнейшем страна ограничила доступ к информации о разведке и обороне.
Индия. В 2021 году утечка данных о тендерах по реализации военных проектов привела к попыткам получить доступ к информации о поставках и вооружениях со стороны хакеров. После этого Индия пересмотрела политику безопасности и ужесточила контроль за стратегической информацией.
Турция. В 2019 году раскрытие информации о закупках и разработках беспилотных летательных аппаратов привлекло внимание иностранных хакеров, что поставило под угрозу безопасность оборонных технологий. В конце концов Турция изменила политику публикации данных, ограничив доступ к данным по своим военным проектам.
Пакистан. В 2013 году публикация бюджетного отчёта случайно раскрыла информацию о местоположении ядерных объектов страны. Этот инцидент поставил под угрозу их безопасность, и Пакистан с тех пор ограничил публикацию данных о ядерной и оборонной инфраструктуре.
Эти примеры подчёркивают, что публикация подробных данных о военных расходах и стратегических проектах часто становится серьёзной уязвимостью. Засекречивание такой информации позволяет странам лучше защищать свои национальные интересы, предотвращать утечки данных и обеспечивать безопасность объектов. Опыт этих государств подтверждает целесообразность ограничения открытого доступа к оборонным расходам для защиты стратегических приоритетов страны.
Преимущества засекречивания оборонного бюджета
Прежде всего это защита национальной безопасности и суверенитета.
Казахстан, обладая большой территорией и стратегическим положением в Центральной Азии, сталкивается с разными угрозами, включая военные, кибер- и гибридные угрозы. Засекречивание ключевых статей оборонного бюджета ограничит доступ к информации о военных расходах и критически важных направлениях. Это поможет защитить планы по модернизации вооружённых сил и снизит вероятность утечки данных. В условиях, когда страна находится на пересечении экономических и политических интересов, такой шаг становится важным для укрепления суверенитета.
Ведущие страны давно засекречивают значительную часть своих оборонных бюджетов, что позволяет им обеспечивать безопасность и защиту интересов.
Например, США. Пентагон скрывает около 20% расходов (около 150 млрд долларов), включая такие проекты, как кибероборона и модернизация ядерных сил. Эти статьи расходуют в условиях строжайшей секретности, что позволяет сохранить стратегические планы втайне и предотвращает доступ к данным о новейших технологиях.
Министерство обороны Великобритании скрывает около 7,5% оборонного бюджета, включая расходы на разведывательные и секретные операции. Эти статьи защищают интересы королевства, что делает его менее уязвимым перед внешним давлением.
В Китае около 30% военных расходов засекречены, в России – около 27%. Это создаёт неопределённость для потенциальных противников и защищает ключевые проекты в оборонной сфере.
Казахстан, следуя этим примерам, стремится не просто усилить безопасность, но и укрепить независимость решений в оборонной сфере. Засекречивание не всей, а ключевой части данных, как показывает международный опыт, позволяет странам эффективно противостоять внешнему вмешательству и кибератакам, сохраняя при этом стратегическое преимущество.
Среди важных преимуществ следует назвать защиту от кибератак и гибридных угроз.
Современные конфликты давно вышли за рамки традиционного военного противостояния и всё чаще включают кибератаки на критическую инфраструктуру и манипуляции информацией. Открытые данные об оборонных расходах становятся уязвимыми для атак, направленных на подрыв устойчивости того или иного государства.
Закрытие информации по оборонному бюджету позволит Казахстану защитить ключевые инфраструктурные объекты и предотвратить угрозы со стороны иностранных разведок и хакеров.
Засекречивание части военных расходов – гарантия независимости в принятии решений и снижения внешнего давления.
Информация о приоритетных направлениях оборонного бюджета может быть использована для политического и экономического давления со стороны других стран. По данным ООН и НАТО, публичные данные об оборонных расходах не раз становились основой для введения санкций и других форм давления на отдельные государства. Казахстану важно защитить свои стратегические интересы, а засекречивание позволяет не только защитить внутренние решения, но и укрепить независимость в планировании оборонных программ, не поддаваясь внешнему влиянию.
Ещё один плюс – гибкость и эффективность в оборонном планировании.
Засекречивание позволяет Минобороны Казахстана более гибко управлять средствами, перераспределяя их в зависимости от текущей обстановки и срочных потребностей. Открытая информация ограничивает возможности оперативного реагирования на новые угрозы, тогда как секретные статьи бюджета позволяют Министерству обороны быстрее направлять средства на наиболее актуальные нужды, повышая эффективность оборонного планирования.
Недостатки и риски засекречивания оборонного бюджета
Во-первых, это снижение уровня прозрачности и доверия общества. Одним из главных недостатков засекречивания оборонного бюджета является ограничение доступа к информации, что может вызвать критику и недовольство со стороны общества и оппозиции. В условиях экономических вызовов закрытые статьи расходов могут быть восприняты как скрытая трата бюджетных средств.
Во-вторых, увеличение риска коррупции и нецелевого использования средств. Закрытые статьи бюджета снижают возможности общественного контроля, что может повысить риск коррупции и неэффективного использования средств. По данным Transparency International, в странах с закрытыми оборонными бюджетами на 18% чаще фиксируются случаи финансовых нарушений.
В-третьих, сокращение политической конкуренции и контроля. Секретные расходы могут вызвать критику со стороны СМИ и оппозиции, поскольку такие действия ограничивают доступ к важной информации и снижают уровень контроля со стороны гражданского общества. Засекречивание может восприниматься как попытка избежать подотчётности, что также влияет на восприятие со стороны международного сообщества.
Стратегический шаг к защите независимости
В условиях современных угроз засекречивание оборонного бюджета Казахстана представляется не просто оправданной мерой, а стратегически необходимым шагом. Как показывают примеры других стран, открытые данные о военных расходах и оборонных проектах могут использоваться против самого государства, делая его уязвимым перед кибератаками, гибридными угрозами и внешним давлением. Защищённые данные о приоритетах оборонного бюджета позволяют Казахстану адаптироваться к глобальным вызовам, не подвергая свои ключевые объекты и планы риску.
Однако секретность не должна полностью изолировать армию от общества. СМИ могут и должны играть важную роль в этом процессе, помогая обществу понимать важность данной меры. Сбалансированная подача материала, основанная на фактах, может поддержать доверие к государственным действиям, помогая гражданам осознать, что засекречивание направлено на укрепление безопасности, а не на сокрытие расходов.
Открытая и профессиональная работа с общественным мнением позволит сохранить необходимый баланс между защитой национальных интересов и поддержанием доверия к вооружённым силам.
-
1💬 В МВД обратились к казахстанцам по поводу электроприборов
- 6802
- 1
- 9
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 4 ноября
- 2723
- 0
- 8
-
3⚡️ Жители Алматы почувствовали землетрясение
- 2862
- 20
- 78
-
4🔔 Балаева обсудила проекты по развитию казахского языка с замгендиректора ЮНЕСКО
- 2825
- 0
- 53
-
5🔨 Заместителя гендиректора "Алматы Генплан" осудили за мошенничество
- 2718
- 3
- 34
-
6🏫 Изменения в программе "Болашак": что поможет Казахстану преодолеть кадровый голод
- 2454
- 0
- 25
-
7❓ Сколько стоит чистый воздух? Очистители и средства индивидуальной защиты на казахстанском рынке
- 2534
- 0
- 7
-
8❗️ Занятия в школах Талгарского района отменили из-за землетрясения
- 2594
- 1
- 62
-
9🔨 Создательнице финпирамиды, куда вложили более миллиарда тенге, вынесли приговор в Астане
- 2503
- 1
- 7
-
10⚡️ Хасана Касымбаева арестовали на время следствия
- 2323
- 19
- 69