Если считать чёрный пиар за хороший, то казахстанская группа Ninety one в последние дни просто на пике популярности. Даже далёкие от поп-музыки казахстанцы теперь знают стильных парней в облегающих джинсах, с серьгами и крашеными волосами.
Имидж в стиле k-pop и сыграл для бойз-бенда роковую роль. Произошёл музыкально-идеологический конфликт. Продвинутые образы парней не понравились не расстающимся с домброй и радеющим за традиционные ценности представителям отечественной эстрады. Сначала Ninety one не пустили в Актобе. Местные певцы правильной музыкальной ориентации поклялись, что не позволят непонятным гламурным парням развращать их аудиторию. Напрасно митинговали юные фанатки – симпатичные юноши так и не выступили в Актобе.
Мировой заговор
Не найдя понимания в Актобе, группа подалась было в Карагандинскую область, но суровая шахтёрская столица тоже их не приняла. Активисты написали в акиматы Караганды и Жезказгана письма, в которых обвинили Ninety one в пропаганде нетрадиционной любви и вообще усмотрели в их творчестве отголоски мирового заговора по уничтожению человечества. Мол, взращённые на неправильной музыке мальчики и девочки становятся геями и лесбиянками и не размножаются. В общем, противники группы уверены, что от Ninety one молодёжь надо оградить. В итоге концерты запретили.
Продюсер группы Ninety one Ерболат Беделхан от такого отношения к творчеству своего коллектива, мягко говоря, в шоке. В интервью Informburo.kz он сказал, что потрясён фанатизмом и истерией, возникшей в обществе из-за концертов поп-группы.
"Такое было и раньше, даже у нашей легендарной группы "Дос мукасан" была такая ситуация, что им тоже не давали выступать в своё время. Их образы в то время выглядели эпатажно. Тут вопрос в том, в какой стране мы живём. Если это светская демократичная страна, то почему они считают, что имеют право диктовать мне, что делать и что надевать? – удивлён Ерболат Беделхан. – Наш народ, к сожалению, не может строить собственное мнение, он опирается на общее мнение, сложившееся с помощью СМИ. У меня просто нет слов в этой ситуации, хотя я не злой человек. Мне обидно, ведь это моя страна. Насколько печально то, что мы живём в такое время. Эта ситуация – показатель наших реалий, того, в какой стране мы живём. Если мы хотим войти в тридцатку развитых стран, то пусть наше правительство посмотрит на это. Это показатель культуры, без которой никуда".
По словам Ерболата, чёрный пиар группе не помог. То, что их творчеству мешают, его очень удручает.
"Я маленький человек, я ничего не могу сделать, – сокрушается Ерболат Беделхан. – Группу Ninety One уже обвинили и в нарушении религиозных устоев, и в масонстве, и в нетрадиционной сексуальной ориентации. Это уже чересчур. Это настолько дико, что я просто слов не могу найти. Я уже 17 лет в нашем шоу-бизнесе, если, конечно, он существует. Я пытаюсь что-то построить, но не получается. Потому что постоянно обливают грязью. Я не считаю, что чёрный пиар – это хорошо. Это плохо. Конечно, может быть, для нас и есть плюсы в этой истории, но их меньше чем минусов. Поэтому я страдаю, ребята страдают. Мы уже вообще не выступаем, где нам зарабатывать деньги? Как нам жить и заниматься творчеством?!"
Хиджаб снять или трусы надеть?
Ситуация с группой Ninety one иллюстрирует определённую тенденцию в казахстанском обществе. Ведь похожих скандалов в последнее время очень много. То чьи-то прелести, выложенные в сеть, становятся объектом порицания аксакалов. То певец Саят Медеуов, говорящий о традиционных ценностях и институте токал, вызывает неменьшую волну осуждения. Почему казахстанское общество разделилось на два полярных фронта и бросается из крайности в крайность? И как удержаться в рамках морали в такой ситуации, когда не знаешь: то ли хиджаб снять, то ли трусы надеть? За ответом мы обратились к общественным деятелям, историкам и молодёжи.
Арман Нурмуханбетов – инициатор создания народного праздника "День казахской национальной одежды" и историк, он знает толк в казахских традициях. Про скандал с Ninety one он слышал. Арман считает, что парни и впрямь могут разрушить нашу мораль. Молодёжи надо показывать бравых отечественных джигитов, а не апологетов чуждой культуры.
"Вне зависимости от моего личного мнения относительно данной группы, голос народа имеет решающее значение, – считает Арман Нурмуханбетов. – Если жители Жезказгана и Актобе не хотят видеть эту группу в своих городах, то это их полное право. Даже иногда радует, когда казахи активно противодействуют культурным влияниям, несущим разрушение нашей традиционной морали. С другой стороны, возможно участие в деле и конкурирующих продюсеров, попытавшихся таким образом сорвать проект "враждебных сил" и пролоббировавших административный запрет Но это уже из сферы догадок. Не имею ничего конкретно против группы. Мне даже нравится, что у них появляются поклонники из разных стран мира и шлют им свои видео-сообщения на казахском языке. То есть, как и Борат, они странным образом служат популярности своей страны и культуры. Но при этом, как ни странно, они копируют манеры настораживающе женственных корейцев... Это я считаю уже опасным для нашей культуры, всегда пестовавшей брутальный образ настоящего батыра, мужественного защитника народа".
Арман считает, что противостояние традиционалистов и сторонников более либеральных ценностей в нашей стране – это вполне закономерно.
"Это нормально, есть представители какого-то традиционного стержня, есть сторонники новых тенденций, – прокомментировал Арман. – Есть такая цитата: "Нынешняя молодёжь совершенно безграмотная и невоспитанная. Не слушает старших, дерзит и плюёт на обычаи предков". Актуальная цитата? А она из египетского папируса. То есть ничего не изменилось".
"Что вы хотите? Жить в юртах и пасти табуны?"
Арман Нурмуханбетов считает, что в Казахстане борются тенденции исламизации и европеизации. Народ разрывается, не зная в какую сторону пойти.
"Среди нашей молодёжи три тенденции можно выделить. Первая – это отрицание традиций предков в угоду европейским влияниям, – говорит Арман. – Стиль Ninety one – это тоже европейское влияние, это не корейская традиция, уверяю. Вторая тенденция – это исламизация с радикальным оттенком. И третья – возрождение традиций предков. Среди тех, кто за традиции, я ни разу не встречал тех, кто предлагал бы на сто процентов вернуться к традициям. Нас часто упрекают: "Что вы хотите? Жить в юртах и гонять табуны?" Нет, конечно! Мы имеем в виду, что нужно опираться на какой-то базовый моральный принцип. Какие-то ценности, которые нам не внушили по телевизору или в книгах, а которые содержались изначально в каких-то тёплых бабушкиных словах. Это мы обязаны сохранить. Также есть определённый декоративный культурный код: наши продукты, наши боевые искусства, танцы. Это зерно, которое всё равно нужно передавать. Это то, что мы вынуждены делать перед лицом двух угроз: европеизации и глобализации".
Чингиз и его знаменитый пенис
Чингиз Касимов стал известным после того, как его пост о ханжеской морали противников открытой сексуальности бурно обсудил казнет. Причём многие не дочитали длинный эмоциональный пост, их внимание отвлекло откровенное фото парня в трусах, в которых чётко просматривалось его мужское достоинство. Пенис Чингиза активно обсуждали, кто-то предположил, что это муляж. Чингиз к такой реакции относится с юмором, но подлинность своего достоинства подтверждает.
"На счёт достоверности, я всё время это слышу, – говорит Чингиз Касимов. – Мне говорят: "У тебя такой большой для казаха". Простите уж за смелость. Хотя мне кажется, я уже могу не стесняться?"
Чингиза волнует то, что в РК, на его взгляд, как-то стёрлась грань между ханжеством и моралью. Он видит в этом классический конфликт поколений.
"Банальная, старейшая проблема отцов и детей, – считает Чингиз. – Такой конфликт всегда был, разница лишь в том что если родители наших родителей не сильно отличались друг от друга, и их родители тоже, страна другая была. Но прогресс за последние 10-20 лет шагнул настолько далеко и быстро, что пропасть между мной и родителями огромна, более того, ребята которые хотя бы на три-четыре года младше меня, уже говорят на другом языке. Я иногда их не понимаю, да что там иногда – в большинстве случаев. Вот и реакция. Это как резкое похудение или резкий рост мышц, кожа не успевает и обвисает или трескается. Причём эта ситуация меняется каждый год. Это я к тому, что мир так быстро изменяется, а перемены никто не любит. Поколению старших будет комфортней это всё задержать, остановить".
Воспитание хромает
Ещё один приверженец традиционных ценностей – гражданский активист Даурен Бабамуратов. В своё время он заработал имидж борца за гетеросексуальность, заявив, что не потерпит разгуливающих в супермаркетах в радужных штанах парней, в которых он видит представителей секс-меньшинств.
Он считает, что казахстанцам нужно чаще задумываться о традиционных семейных ценностях. И Министерство культуры могло бы больше внимания уделять этому вопросу.
"Тенденция к глобализации и европеизации у нас есть, это отрицать нельзя, – прокомментировал Даурен Бабамуратов. – Нужно понимать, что с каждым днём наше традиционное общество сдаёт свои позиции. Это зачастую связано с тем, что семейные традиции у нас быстро рушатся, поэтому у нас развивается религиозное сообщество. Потому что какая-то часть общества не приемлет то, что у нас происходит, и уходит в ислам. Конечно, плохо, что мы впадаем в такие крайности. Нужно показывать молодёжи, какая должна быть традиционная семья, кто такие наши герои и так далее. В этом направлении должно, мне кажется, работать Министерство культуры. Но нашему министру культуры, мне кажется, сейчас не до этого. Я так понял, что идеологией заниматься некому. Вот и хромает у нас воспитание".
Под покровом уята
Айнур Абсеметова известна как общественный деятель, специализирующийся на развитии гражданского общества. По её мнению, наши люди прикрываются ширмой ложной морали.
"Общество в Казахстане – как молодёжь, так и более взрослое поколение – взяло в привычку рассуждать большими лозунгами и апеллировать тезисами из религиозной литературы или пословицами-поговорками, отражающими мораль и народные традиции. Но стоит зайти за эту ширму морали, как сталкиваешься с бытовым кошмаром, не поддающимся объяснению. Этому пример – выброшенные младенцы в туалетах, изнасилованные мужьями жёны и педофилия в семье. Всё это происходит под покровом уята в широких масштабах. Конечно, встречаются выкрики: "В моём окружении такого не происходит! Я не такая (такой), поэтому это неправда!" или "В моей семье нет таких людей. Мой сын (дочь) не такие, потому что у нас есть традиционное воспитание".
Природа ханжества, считает Айнур, это неспособность принять правду такой, какая она есть, и прежде всего о себе.
"Отсутствие способности быть честным с собой – это прямо-таки становится основной чертой традиционалистов, потому что – что значит быть честным с собой и с другими? Это способность признаться в своих ошибках и нарушении своих же принципов и ценностей, а это больно и страшно. Вместо этого слабый люд предпочитает врать себе и врать всем, говорить чужими фразами и безлично линчевать и разоблачать кого угодно, кроме себя, потому что так безопаснее и на фоне других "нехороших" легче выглядеть "благообразно". Аргументация "если я этого не вижу – значит, этого не существует" так же способствует распространению ханжества. Такой принцип понимания принадлежит невежественному человеку, воспринимающему мир на уровне сознания средневековых инквизиторов, которые предали огню Джордано Бруно за его идею о солнечной системе. Росту подобного сознания в РК способствует формальное образование, низкий уровень чтения, отсутствие критического мышления и системного желания его развивать в целом".
Принесёт ли отмена концертов группе Ninety one в будущем дивиденды как скандальной группе, пока неизвестно. Судьба казахстанской морали тоже станет ясна со временем. Главное, наверное, чтобы в борьбе за принципы никто не пострадал.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5465
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2480
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2447
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2298
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2177
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2168
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2224
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2273
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2198
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2182
- 0
- 6