USD: 500.5 / 505.5
  • EUREUR: 521.0 / 526.0
  • RUBRUB: 5.37 / 5.51
Прямой эфир Новости спорта
Алматы -6C
  • -6°C Алматы
  • -6°C Астана
  • +1°C Актау
  • -10°C Актобе
  • -4°C Атырау
  • -14°C Балхаш
  • -11°C Жезказган
  • -10°C Караганда
  • -15°C Кокшетау
  • -15°C Костанай
  • -3°C Кызылорда
  • -9°C Павлодар
  • -18°C Петропав.
  • -11°C Семей
  • -13°C Талдыкорган
  • 0°C Тараз
  • -1°C Туркестан
  • -8°C Уральск
  • -9°C Усть-Камен.
  • -1°C Шымкент
Алматы -6C
  • -6°C Алматы
  • -6°C Астана
  • +1°C Актау
  • -10°C Актобе
  • -4°C Атырау
  • -14°C Балхаш
  • -11°C Жезказган
  • -10°C Караганда
  • -15°C Кокшетау
  • -15°C Костанай
  • -3°C Кызылорда
  • -9°C Павлодар
  • -18°C Петропав.
  • -11°C Семей
  • -13°C Талдыкорган
  • 0°C Тараз
  • -1°C Туркестан
  • -8°C Уральск
  • -9°C Усть-Камен.
  • -1°C Шымкент

Названы топ-15 самых загруженных перекрёстков Алматы и возможные способы разгрузки города

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
С 2022 по 2024 год средняя скорость движения на дорогах мегаполиса утром снизилась на 8,5%, вечером – на 9,5%.

Алматы – крупнейший город Казахстана, в котором пробки уже давно стали неотъемлемой частью жизни. Каждый день, утром и вечером, водители застревают в бесконечных заторах, а движение на перекрёстках превращается в испытание на выносливость. Но становится ли ситуация хуже?

Какие улицы страдают больше всего, как город оказался в транспортном коллапсе и есть ли выход из замкнутого круга, разбиралась корреспондент Informburo.kz.

Не только штрафуют

В Алматы повсюду установлены видеокамеры системы Sergek – беспощадного блюстителя дорог. Камеры фиксируют не только нарушения, но и анализирует огромные массивы данных о городском трафике. 

Благодаря интеграции системы с интеллектуальной транспортной системой для анализа, мониторинга и транспортного прогнозирования Sergek ITS можно оцифровать городские потоки: фиксировать интенсивность движения, среднюю скорость, количество машин, плотность потока, выявлять проблемные точки. Это помогает не просто констатировать факт пробок, а понимать, где заторы становятся хроническими, в какие часы движение парализуется и какие меры могут реально изменить ситуацию.

Чтобы понять, как изменилась ситуация на дорогах Алматы, аналитики изучили данные о средней скорости движения в часы пик на нескольких ключевых магистралях: проспектах Абая, Аль-Фараби, Райымбека и Восточной объездной автомобильной дороге.

Результаты показали, что с 2022 по 2024 год средняя скорость утром снизилась на 8,5%, вечером – на 9,5%. При этом количество уникального транспорта, проезжающего по этим улицам, выросло на 32%. В этом и заключается основная причина заторов, уверен старший менеджер по продукту Sergek ITS Георгий Зорин:

"Это может быть связано с всеобщей автомобилизацией. Автомобилей становится больше, скорость движения, соответственно, меньше".

Под уникальным транспортом подразумеваются автомобили, которые система фиксирует на определённом участке дороги один раз в сутки, без повторного учёта. То есть это не просто суммарный поток, а реальное количество машин, передвигающихся по городу. 

Самые жёсткие пробки

Фото Informburo.kz

Перекрёстки – самые уязвимые точки дорожной сети. Именно здесь машины теряют время в заторах, а движение может остановиться даже без ДТП. Но какие из них в Алматы самые загруженные?

Чтобы определить, насколько загружен перекрёсток, анализируется сразу несколько параметров:

  • длина очереди из автомобилей – сколько машин скапливается на подъезде;
  • интенсивность движения – отношение фактического потока к проектной пропускной способности перекрёстка. Чем ближе этот показатель к предельному значению, тем выше нагрузка;
  • время задержки – разница между фактическим временем прохождения участка и тем, сколько он занял бы без препятствий;
  • средняя скорость движения – насколько снижается скорость потока перед перекрёстком;
  • системность загрузки – насколько часто ситуация повторяется день за днём;
  • длительность пробок – как долго в течение дня сохраняется проблема.

Эксперты назвали самые загруженные перекрёстки Алматы

  1. Проспект Абая – улица Розыбакиева
  2. Проспект Абая – проспект Назарбаева
  3. Улица Толе би – улица Розыбакиева
  4. Проспект Абая – проспект Сейфуллина
  5. Проспект Абая – улица Байтурсынова
  6. Проспект Сейфуллина – улица Сатпаева
  7. Улица Толе би – проспект Назарбаева
  8. Проспект Райымбека – проспект Сейфуллина
  9. Проспект Абая – улица Желтоксан
  10. Улица Сатпаева – улица Ауэзова
  11. Улица Сатпаева – улица Розыбакиева
  12. Проспект Райымбека – проспект Назарбаева
  13. Улица Толе би – улица Ауэзова
  14. Проспект Абая – улица Брусиловского
  15. Проспект Абая – улица Ауэзова

Перекрёстки на проспекте Абая появляются в списке семь раз – он по праву считается одной из самых перегруженных магистралей города. Проспект Сейфуллина тоже стабильно фигурирует в антирейтинге.

Решение есть?

Один из возможных способов уменьшить пробки в Алматы – платный въезд в центр города. Мировой опыт показывает, что эта мера уже доказала свою эффективность. Например, в Лондоне и Сингапуре транспортная нагрузка снизилась на 10–30%.

Идея проста: чем дороже поездка в центр на личном автомобиле, тем больше людей выбирают альтернативу – общественный транспорт, велосипеды или пешие маршруты. В теории это должно привести к снижению трафика, а значит, к более свободным дорогам, меньшему количеству заторов и повышению средней скорости передвижения.

Фото Informburo.kz

Но выгода здесь не только в разгрузке улиц. При правильной реализации платный въезд может улучшить экологическую ситуацию в городе: чем меньше машин в центре, тем ниже уровень выхлопов. А собранные деньги могут пойти на развитие общественного транспорта, чтобы он действительно стал удобной заменой личным автомобилям.

Однако просто ввести плату за въезд недостаточно. Если у водителей не будет комфортной альтернативы, эффект может оказаться обратным: машины продолжат ехать в центр, а платный въезд может превратиться в ещё один налог. Чтобы избежать этого, нужен комплексный подход: развитие удобного и доступного общественного транспорта, гибкая тарифная система, учитывающая социальные факторы, и прозрачная система перераспределения собранных средств.

"Мы можем также дать оценку эффективности такой меры на основе аналитики и прогнозирования с помощью моделей и указать, что конкретно необходимо сделать, чтобы это сработало. Однако следует понимать, что такие решения принимает уполномоченный орган, поэтому всё зависит от акимата и его планов", – объясняет Георгий Зорин.

Уже – быстрее

Но платный въезд – не единственное решение. Ранее предлагались и другие способы разгрузки дорог. Экс-руководитель управления транспорта Алматы Даурен Алимбеков предлагал сузить полосы для автомобилей и выделить дополнительное пространство под общественный транспорт.

По его мнению, это могло бы значительно повысить скорость автобусов и сделать их более конкурентоспособными по сравнению с личными автомобилями. Если время поездки на общественном транспорте сократится вдвое, то значительно больше людей начнут им пользоваться.

В управлении городской мобильности Алматы отмечали, что изменение схемы дорожного движения на проспекте Аль-Фараби, улице Саина, Восточной объездной автомобильной дороге и проспекте Рыскулова находится на рассмотрении. В числе возможных мер — внедрение выделенных полос для общественного транспорта.

Эти изменения планируются в рамках мастер-плана транспортного каркаса Алматы до 2030 года и будут реализовываться с учётом транспортного моделирования. Если проект получит одобрение и будет соответствовать нормативно-технической документации, его включат в план мероприятий на 2025 год.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров