Прямой эфир Новости спорта

На Almaty Film Festival показали “Ласковое безразличие мира”. Обзор этой и ещё двух конкурсных картин

Почему фильм Адильхана Ержанова "Ласковое безразличие мира" не получился?

В Алматы продолжается международный кинофестиваль, в рамках которого были показаны еще три конкурсные картины, одна из которых – казахстанская.

Ласковое безразличие мира

Сюжет. Салтанат всю жизнь не думала о деньгах, а жила мыслями о литературе и искусстве. Её семья в своё время приютила сироту Куандыка, который с тех пор подрабатывал у них и с детства был влюблён в хозяйскую дочь. Но оказывается, что покончивший с собой отец Салтанат влез в крупные долги, и вскоре их семейный дом отберут, а её мать посадят в тюрьму. Куандык и Салтанат в поисках денег отправляются в большой город, где им придётся столкнуться с беспощадностью мира.

Во время просмотра сразу становится ясно, что режиссёр Адильхан Ержанов ("Строители", "Хозяева") скрупулёзно прорабатывал каждый кадр своей картины. Фильм в основном состоит из длинных, зачастую статичных планов. Многие из них удивительно красивы – хоть на стенку вешай. Но вся эта красота смотрится крайне искусственно, она не продиктована нуждами рассказываемой истории и будто намеренно привлекает к себе внимание: мол, смотрите, как умею. Оператор Айдар Шарипов создаёт стилизованную, нарочито постановочную картинку, используя естественное освещение. Это, конечно, само по себе достойное техническое достижение, но имеет сомнительную художественную ценность. Зачем использовать природное, чтобы создать искусственное? Это создаёт диссонанс, который присутствует и во всей ленте.



Фильм "Ласковое безразличие мира" будто не определился со стилем повествования. Некоторые аспекты сюжета приземлены и реалистичны, другие, напротив, сюрреалистичны. То же самое относится и к персонажам, диалогам, костюмам, декорациям. Картина могла бы уйти в полную театральность и условность и стать исключительно интеллектуальным высказыванием. Но для этого ей понадобилось бы больше, чем пара простых и прямолинейных образов, несколько высокопарных монологов о нравственности и цитата из Камю. Ведь долгие планы, причудливые ракурсы, длинные паузы и странноватые персонажи сами по себе не создают интеллектуальной ценности. С другой стороны, фильм мог бы стать действительно трогающей социальной драмой, если бы был сделан в реалистичном ключе. Но на деле в нём слишком мало чего-то искреннего, чтобы вызывать настоящие эмоции.

Безусловная удача картины – исполнитель главной роли Куандык Дюсембаев. Он удивительно органичен в своём образе, его говор и повадки знакомы зрителю, ведь мы каждый день встречаем таких людей. Более того, Дюсембаев убедительно передаёт внутреннюю детскую хрупкость и наивность своего персонажа и заставляет даже самые надуманные реплики сценария звучать натурально. На его фоне особенно заметна фальшь в игре главной актрисы Динары Бактыбаевой. Отдельно стоит выделить качественную работу со звуком в картине. Мелкие детали в кадре эффектно проявляются благодаря отчётливому звучанию и качественному сведению, что особенно заметно из-за почти полного отсутствия саундтрека.

В любом случае "Ласковое безразличие мира" – безусловно, авторская картина, что само по себе уже хорошо для отечественного кинематографа. Просто для кино о любви, искусстве и жизни фильм получился удивительно холодным, искусственным и безжизненным.

Донос на Сару и Салима

Сюжет. Сара – еврейка, владелица небольшого кафе и жена израильского военного. Салим – палестинец, который еле-еле зарабатывает на жизнь себе и своей беременной жене, доставляя хлеб днём и контрабанду ночью. После случайной встречи в Йерусалиме между ними завязывается роман, и по вечерам они занимаются любовью в грузовике Салима. Однако по несчастному стечению обстоятельств тот факт, что араб ночами возит израильтянку по городу, вызывает подозрение, и на Салима поступает донос в палестинскую полицию. Это запускает цепь событий, которые навсегда изменят жизнь всех участников.

Нужно сразу сказать, что "Донос на Сару и Салима" – в первую очередь не политический фильм и не "Ромео и Джульетта из Иерусалима". При определённых сюжетных корректировках эта история могла бы работать и в ином контексте. Название (скорее всего, не случайно) отсылает зрителя к картине иранца Асгара Фархади "Развод Надера и Симин". И это сравнение уместно: как и в работе Фархади, здесь на переднем плане стоит драматургия. Быстро выставив фигуры на доску и обозначив ситуацию, авторы начинают постепенно затягивать сюжетную петлю вокруг персонажей, неминуемо сталкивая их между собой. У каждого героя при этом своя мотивация, каждый из них знает только часть правды и не спешит делиться ею с другими. Только зритель видит всю картину целиком, отчего наблюдение за поступками героев становится крайне увлекательным. Большинство сцен в фильме пропитаны тихим напряжением, ведь в них важнее не то, что сказано, а то, что остаётся невысказанным.



Конечно, нельзя игнорировать социально-политический контекст истории. Авторы поступают мудро и не принимают чью-то сторону, а аккуратно и органично вписывают интересующие их социальные элементы в сюжет. Степень разности двух миров, в которых живут герои, и то, как представители двух сторон относятся друг к другу, красноречивы и так. Тем самым лента не ратует за какую-то позицию, а даёт зрителю пищу для размышлений, не отвлекая от рассказываемой истории.

Главенствует в фильме всё же драма, которая держится на подлинности персонажей. Это ощущение подлинности обусловлено проработанностью мотиваций, натуралистичностью диалогов (которые здесь ведутся на трёх разных языках), "документальным" стилем съёмки и почти полным отсутствием саундтрека. Всё это позволяет зрителю закрыть глаза на некоторую искусственность сюжетной завязки и отнестись к нескольким слишком уж маловероятным совпадениям не как к прихоти сценариста, а как к превратностям судьбы из греческих трагедий, которая заставляет всех героев проявить своё истинное лицо.

Горизонт

Сюжет. Дизайнер Георгий недавно расстался с женой, но всё ещё любит её и сохраняет надежду вернуться к ней и двум сыновьям. Под грузом переживаний он уезжает из большого города в грузинскую глубинку, где рядом озеро, а у болотистой речки живёт несколько бедных, но гостеприимных людей.

"Горизонт" напоминает не фильм, а хронику жизни депрессивного дауншифтера. Главный герой хмуро рыбачит, охотится, играет в бильярд с местными и так далее. В конце лента вдруг пытается выйти на метафизический уровень, но эта смена тона не вписывается в общую картину. Всё это имело бы какой-то смысл или эффект, если бы в сюжете присутствовала хоть какая-то интрига или если бы зритель хотя бы симпатизировал главному герою. Но в отличие от него зрителю с самого начала ясно, что чуда не будет и развод окончателен. Более того, фильм практически ничего не сообщает о Георгии и его прошлом, отчего сопереживать ему крайне затруднительно. Не помогает и тот факт, что исполнитель главной роли не смог передать всю глубину переживаний персонажа. Жители глубинки же, в особенности старик и старуха, получились запоминающимися и харизматичными. К несчастью, им отведена второстепенная роль.



Первая половина "Горизонта" рассказана хронологически нелинейно, что не даёт фильму ничего, а лишь сбивает зрителя с толку. В особенности потому, что эта нелинейность потом вдруг прекращается. Какой-то ярко выраженный стиль съёмки тут тоже отсутствует, камера просто фиксирует происходящее без особых изысков. Но это скорее проблема режиссуры. А вот оператора стоит похвалить: используя натуралистичное освещение и сдержанную цветовую гамму, он создаёт картинку одновременно красивую и приземлённую. Особенно стоит выделить сцену ночного пожара на реке. Холодная, скупая красота пейзажей в кадре смотрится отлично, и подходит фильму по тону. Декорации деревенского дома достоверны и атмосферны.

Когда к главному герою приезжает бывшая жена, картина всё-таки рождает какие-то чувства. Георгий верит, что Ана наконец образумилась и решила вернуться, а она никак не решается сказать, что уже решила снова выйти замуж. Наблюдение за ними действительно вызывает горечь, а в кадре висит непреодолимая неловкость. К сожалению, после этого вновь начинаются "хроники дауншифтера", и фильм больше никаких сильных эмоций не вызовет. Конечно, сама идея показать страдания от расставания именно глазами мужчины необычна и похвальна. Вот только материала у авторов набралось максимум на крепкую короткометражку, и в итоге зритель чувствует лишь страдание от длинного хронометража.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров