Прямой эфир Новости спорта

Банкротство – это не списание кредитов. Поясняем, в чём разница

Коллаж Informburo.kz
Коллаж Informburo.kz
В Минфине обеспокоены тем, что казахстанцы воспринимают банкротство физлиц как кредитную амнистицию.

Члены сенатского комитета по финансам и бюджету обсудили с руководством Министерства финансов нашумевший законопроект "О восстановлении платёжеспособности и банкротстве граждан РК", который в случае его принятия даст казахстанцам возможность избавиться от кредитного бремени. 

Сейчас документ находится на обсуждении в мажилисе парламента. Депутаты неделю назад одобрили проект закона в первом чтении. После одобрения во втором чтении он должен поступить в сенат и в случае одобрения и этой палатой – на подпись президенту.

Как было объявлено на встрече, задолженности имеют сегодня 7,9 млн казахстанцев, а должны они суммарно 15 трлн тенге. По словам вице-министра финансов Ержана Биржанова, в это число входят не только люди, взявшие кредиты в банках и микрофинансовых организациях (МФО), но и должники по коммунальным и другим платежам. Последние, уточнил он, не подпадают под внесудебную процедуру урегулирования.

Внесудебное банкротство будет доступно для большинства должников, на которых и нацелен законопроект, – это заёмщики беззалоговых потребительских кредитов до 1600 МРП (4,9 млн тенге). Их 96% от общего числа проблемных заёмщиков. Больше всего таких людей в Туркестанской и Алматинской областях, ВКО и в Алматы.

"Закон воспринимается населением как списание задолженностей. Казахстанцы думают, что это кредитная амнистия. Мы должны через всевозможные информационные каналы разъяснить людям, что есть последствия банкротства, такие как запрет на повторное получение кредита и запрет на повторное признание банкротства. Запрет на выезд и запрет заниматься определёнными видами деятельности мы не ставим, хотя в других странах они есть. Например, человек не может стать депутатом, если прошёл процедуру банкротства. У нас таких жёстких мер нет", – рассказал Ержан Биржанов.

Зампред Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Нурлан Абдрахманов сообщил, что львиная доля проблемных кредитов относится к небольшим займам (до 3 млн тенге). По ипотечным кредитам, где заложено жильё, должниками признаны 7 тысяч человек.

"На 1 августа 2022 года задолженность по кредитам с просрочкой более 90 дней имеют 1,5 млн человек на сумму 1 трлн 574 млрд тенге. Количество заёмщиков из категории социально уязвимых слоёв населения (СУСН), имеющих просроченную задолженность сроком свыше 90 дней, – около 62 тысяч человек, они должны 68 млрд тенге", – сообщил Абдрахманов.

Депутат сената парламента Бекболат Орынбеков поинтересовался, не будет ли несправедливым решение списать кредиты проблемным заёмщикам по отношению к тем, кто выплачивает кредиты добросовестно.   

"Важно, чтобы потом не возникло претензий со стороны граждан, которые дисциплинированно погашают кредиты. Они могут сказать:  мы, мол, вовремя выплачивали, а проблемным списывают. Обидно будет человеку. Хотелось бы, чтобы всё-таки справедливость восторжествовала, потому что потом женщины будут опять собираться перед администрациями и крик поднимать. Думаю, вы обязаны эти моменты в законопроекте учесть", – порекомендовал Бекболат Орынбеков.

Его коллега Серикбай Трумов напомнил инициаторам законопроекта про случай в Алматы, когда должник расстрелял тех, кто пришёл изымать его жильё, и спросил, оставлен ли в законопроекте пункт об изъятии единственного жилья, если оно заложено в банке, а заёмщик решил объявить себя банкротом.

"Забираем у человека единственное жильё. Если мы не решим этот момент, то я не знаю, какая польза тогда от этого закона?" – подчеркнул Трумов.

По словам вице-министра финансов Биржанова, в ведомство ранее поступило много рекомендаций касательно того, чтобы при изъятии единственного жилья государство обеспечило банкрота альтернативным жильём.  

"Мы изучили опыт других стран – и нигде такой практики нет. Если мы введём такую норму, то добросовестные заёмщики могут завтра перестать выплачивать кредиты, руководствуясь мнением, что, мол, государство всё-равно даст жильё взамен изъятого. Также есть вероятность, что завтра банки, если не изымать залоговое жильё, могут сократить или перестать выдавать ипотечные кредиты либо повысят процентные ставки. Этот законопроект не призван стопроцентно решить проблемы всех заёмщиков или обеспечить всех жильём, а лишь нацелен обеспечить граждан правом проведения процедуры банкротства по опыту других стран. Через несколько лет сложится определённая практика, и мы положительные и отрицательные моменты учтём в будущем, чтобы внести изменения", – пообещал Биржанов.  

Вице-министр финансов под конец обсуждения напомнил, что процедура банкротства является сугубо добровольной и заёмщика никто не может принудительно обязать пройти её. В регионах эту процедуру после заявления граждан будут сопровождать департаменты Комитета госдоходов, представители которых будут находиться при ЦОНах.


Читайте также:


Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров