Индия для человека постсоветской культуры и мировоззрения – это страна, которую можно либо очень любить, либо ненавидеть. Эстетический шок здесь гарантировано обеспечен каждому, равно как и эмоциональное потрясение от того, в каких условиях способен существовать человек, при этом не превращаясь в животное. Индийская атмосфера буквально пропитана мистикой и месмеризмом, а для людей снимающих – здесь самая благоприятная среда, какую можно себе представить.

Наш корреспондент Григорий Беденко подготовил небольшой обзор некоторых интересных для фотографирования мест Индии. Конечно, это всего лишь несколько процентов от тех чудес, что есть на субконтиненте, но находятся они в шаговой доступности, и посетить их можно вне основной цели приезда в страну.

Бахаистский храм Лотоса в Нью-Дели

Индия – это пирог из разных культурных слоёв, причём здесь испытываешь стойкое ощущение, что люди одновременно живут как бы в разных временных измерениях.

Если не знать детали, то кажется будто главная достопримечательность индийской столицы и главный храм индийского субконтинета стоит уже много столетий. А на самом деле ему всего лишь 31 год. Огромное здание из пенделийского мрамора (месторождение находится в Греции) построено в стиле структурного экспрессионизма в 1986 году.



Его автор – канадский архитектор иранского происхождения Фариборз Сабха был вдохновлён проектом всемирно известного Сиднейского оперного театра. Некоторые элементы дизайна этих двух известнейших произведений мировой архитектуры и на самом деле очень похожи.

Храм Лотоса – одно из главных культовых сооружений Бахаи – самой молодой монотеистической религии мира, появившейся в конце XIX века в Персии, в среде ислама шиитского толка. Основателем считается иранский религиозный деятель мирза Хусейн-Али-и-Нури, более известный как Бахаулла. По мнению последователей веры, он является пророком нашего времени. Список предшественников включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа и Мухаммеда.



Бахаулла сформировал постулаты своей веры, взяв за основу учение персидского святого, известного как Баб. Бабизм провозглашает окончание господства законов, основанных на Коране и шариате, замену их новыми, исходящими из принципов равенства всех людей и защиты их прав. Баб был молодым торговцем из Шираза по имени Сейид Али-Мухаммад. В 1844 году он провозгласил скорое появление Посланника Бога "ожидаемого всеми народами мира ". Все его проповеди имели целью подготовку человечества к "новому Богоявлению ". Вполне естественно, что исламские духовные лидеры встретили подобные откровения крайне враждебно, и Баб был казнён в 1850 году в Тебризе. Среди духовных лидеров бахаизма наиболее известны Абдул Баха, старший сын Бахауллы, а также его внук Шоги Эффенди.



Сегодня число последователей бахаизма в мире составляет около пяти миллионов человек. Главный философский постулат заключается в единстве Бога, единстве религий и единстве человечества. Известны 12 этических принципов Бахаи. Последователи веры признают общий источник и неопровержимое единство всех религий мира, каждый верующий должен самостоятельно осуществлять поиск истины. Бахаисты отказываются от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических), они считают, что истинная религия всегда находится в гармонии с наукой и разумом. Значимость образования и равноправие мужчин и женщин, устранение крайних форм бедности и богатства – также главные принципы этой веры.



Собственно, сам бахаистский храм Лотоса в Нью-Дели предельно скромен по своему облику и внутреннему убранству. В священных текстах Бахаи сказано, что на стенах культового сооружения не должно быть никаких изображений, на территории не должно быть скульптур, а внутри храма не должно быть кафедр и алтарей. Внутреннее пространство предельно аскетично – здесь стоят деревянные скамейки на 2500 человек, взгляд притягивает купол с изображением главного символа веры – стилизованной девятиконечной звезды с каллиграфией "Величайшего Имени " в центре.

Храм Лотоса, как и все бахаистские культовые сооружения, открыт для представителей любых религий. Священные тексты обычно исполняет храмовый хор без музыкальных инструментов. Каких-либо ритуальных церемоний и чтения проповедей не предусмотрено. Это очень приятное тёплое место с необыкновенной атмосферой, которое просто необходимо посетить, если находишься в Дели.



Гурудвара Банга Сахиб

Главный сикхский храм индийской столицы находится в самом центре города. Сикхизм считается монотеистической религией, основанной в Пенджабе, в северо-западной части индийского субконтинента.



Основателем сикхизма был Духовный учитель Нанак (Гуру Нанак Дев), который жил в 1469-1539 годах. Любопытно, что религия сикхов возникла как протест против кастовой системы индуизма и политического доминирования исламской династии Великих Моголов. Хотя в сикхизме очень много и от ислама, и от индуизма, преемственность здесь не признаётся.



Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Существуют два его проявления – Ниргун (Абсолют) и Саргун (Бог внутри каждого человека). Согласно догматам сикхской веры, до акта Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе. Когда он захотел себя выразить, то сначала проявился как Имя, и таким образом возникла Природа, в которой Бог растворён и присутствует повсюду.

Сикхи верят, что Бог никем не рождён и не перерождается, – он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, красота, мораль, правда и вера. Бог даёт всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только посредством медитации его Именем и пением молитв. Никакие другие божества и духи не достойны поклонения. Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.



В своё время Гуру Нанак много путешествовал и потратил на это 25 лет своей жизни. Он объездил почти всю Индию – Бенгалию, Асам, Андха-Прадеш, Тамилнад, Кашмир, Ладакх и Тибет. Духовный учитель побывал даже в Багдаде и Мекке. Затем он осел в Пенджабе, где в городе Картапур основал "обитель веры ", там же сформировалась и сикхская община. Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей.



На сегодняшний день количество последователей сикхизма по всему миру насчитывает 22 миллиона человек – это 9-я по численности религия мира. Большая часть сикхов проживает в индийских штатах Пенджаб и Харьяна. Центральный храм сикхской религии Хармандир Сахиб (Золотой Храм) находится в городе Амритсар – столице штата Пенджаб.

Морально-этический кодекс сикхов предписывает им быть хорошими людьми, искать и проявлять в себе данное Богом – веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле, независимо от происхождения. Страшным грехом считаются манипулирование другими людьми, принуждение и насилие.

Всего у сикхов было 10 великих гуру, которые передавали учение из поколения в поколения, внося свой вклад – Гуру Нанак, Гуру Ангад, Гуру Амар Дас, Гуру Рам Дас, Гуру Арджан, Гуру Хар Гобинд, Гуру Хар Рай, Гуру Хар Кришан, Гуру Бахадур Джи и Гуру Гобинд Сингх. 10-й Гуру Гобинд Сингх, который жил в 1675-1708 годах, упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине – хальсе. Его ученики разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов).



Хотя сикхи всегда проповедовали любовь, братство и ненасилие среди людей, вся их история изобилует войнами и неоправданной жестокостью. Самостоятельное государство – конфедерация 12 мисалей, возглавляемое военными вождями – возникло в результате долгих военных конфликтов с афганцами и моголами. К 20-м годам XIX века Ранджит Сингх (1780-1839 гг.) объединил сикхскую конфедерацию и расширил её границы. После его смерти сикхские войска столкнулись с англичанами и в 1849 году потерпели поражение. Пенджаб был присоединён к Британской Индии. В результате последний сикхский князь Далип (Дхулин) Сингх был смещён с престола и до конца жизни получал пенсию от английского правительства.

20-й век тоже был очень неспокойным для сикхов. В 1947 году, когда бывшая Британская Империя разделилась на Индию и Пакистан, между мусульманами и сикхами произошли кровопролитные столкновения, после которых практически все сикхи переселились в Индию. Затем обострились противоречия между сикхами и индуистами. В 70-х годах сикхи выдвинули требования о создании независимого государства Халистан на территории штата Пенджаб. Главная святыня сикхизма – Золотой храм в Амритсаре – была превращена в крепость. В июне 1984 г. индийская армия взяла штурмом храмовый комплекс; предводители сепаратистов и сотни их сторонников были убиты. В октябре того же года премьер-министр Индии Индира Ганди была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Ответом стала серия антисикхских погромов, которая унесла тысячи жизней.



В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков. В армии воинственные сикхи традиционно занимают 20% всех должностей, составляя при этом менее 2% населения страны.

Гурудвара Бангла Сахиб, которая находится в Дели, известна своей связью с 8-м Гуру Хар Кришаном. Внутри храмового комплекса находится большой пруд под названием Саровар. Его воды считаются священными. По легенде, в конце XVIII века город был охвачен эпидемией оспы. Хар Кришан, который проповедовал в этих местах, видя страдания людей, велел построить бассейн на улице рядом со своей комнатой. Когда резервуар наполнили водой, Гуру зачерпнул из него немного воды и вылил обратно. С тех пор вода в бассейне считается целебной. Сама гурудвара была построена в 1783 году сикским генералом Сардаром Бхателем Сингхом.


Обязательно посетите храм вечером после захода солнца. Атмосфера здесь совершенно непередаваемая. Лично я испытал огромное эстетическое удовольствие, слушая сикхские песни. Все молитвы в этой религии звучат в музыкальном сопровождении, а в Бангла Сахибе это делается как-то особенно красиво.

Тадж Махал

Величайшее произведение мировой архитектуры в рекламе и дилетантских комментариях не нуждается. Однако несколько слов всё же хочется сказать.



Во-первых, из Дели в Агру построили отличное скоростное шоссе. Теперь съездить туда и обратно можно в течение одного светового дня. Во-вторых, меры безопасности на главном туристическом объекте Индии стали просто драконовскими. На территорию комплекса можно зайти только налегке – запрещено проносить сумки любых размеров. Электронные девайсы с проводами и батарейками также запрещено проносить. С собой можно взять только мобильный телефон и фотокамеру без штатива и сменной оптики. Пища и вода запрещены. Небольшую бутылочку с водой выдают вместе с входным билетом. И приготовьтесь к тому, что вас будут детально и довольно бесцеремонно обыскивать. "На закуску" потребуют надеть медицинские бахилы, когда вы будете подниматься на площадку мавзолея. В целом всё так же прекрасно, как и всегда. Эстетический шок гарантирован.



И ещё: индийцы сделали здесь то, чего не делали никогда: на противоположном от мавзолея берегу реки Ямуна убрали весь мусор, который накапливался там десятилетиями. Огромное спасибо премьер-министру-реформатору Нарендре Моди, который всерьёз занялся улучшением имиджа своей страны.

Храм Шивы в Бангалоре

Бангалор, столица штата Карнатака, находится на юге страны и считается третьим по численности населения городом Индии. В большей степени он известен как крупнейший научный и индустриальный центр, выпускающий высокотехнологичную продукцию – главным образом, в сфере авиастроения и космонавтики.

Но есть здесь одно местечко, которое просто необходимо посетить, находясь в городе. Это индуистский храм Бога Шивы или Shivoham Shiva Temple. Индуистская философия очень древняя – это доведический период – она почти современница древнеегипетской цивилизации, и поэтому человеку непосвящённому сразу понять все религиозные смыслы индуизма крайне сложно. Если совсем упростить содержание культа Шивы или шиваизма, то получается примерно такая картина.



Шива считается одним из верховных богов индуизма и олицетворяет собой космическое сознание и статичное мужское начало Вселенной. К слову, у Вселенной есть и женское динамичное начало – Шакти – энергия, супруга Шивы. В разных индуистских источниках по-разному трактуется роль Шивы. Согласно священному тексту "Шива-Пурана ", божество олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начало Вселенной. У Шивы есть пять основных ролей: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Шива также является создателем богов Вишну и Брахмы. Вишну – это бог-хранитель или "солнечный бог ", а Брахма – бог творения. В религиозных трактатах Пуран упоминается, что Шива объединился с творцом Брахмой и хранителем Вишну в верховную триаду под названием тримурти. В этой триаде Шива стал разрушительным началом Вселенной.



Бога Шиву в современной интерпретации изображают как статного молодого мужчину, сидящего в медитативной позе лотоса и отрешённого от бытия. В разных вариациях Шива имеет при себе несколько из 38 атрибутов. Обычно это тигровая шкура, на которой восседает Бог – она символизирует похоть и победу над ней. На голове, шее, руках и ногах можно заметить змей – это кобры в возбуждённом состоянии. Атрибут называется нага и символизирует контроль внутренней энергии, а также мудрость и вечность. В руке у Шива держит дамару – маленький барабанчик, символизирующий изначальный звук Вселенной, первичную вибрацию, которая пробудила творение. Бога всегда сопровождает Нандин – белый бык, символ мужества и преданности.



Все эти интересные вещи можно увидеть в бангалорском храме. Кроме 15-метровой статуи божества здесь есть ещё два алтаря – обязательный для всех индуистских храмов фаллический символ, где совершаются ритуальные жертвоприношения (алтарь обычно поливают молоком и осыпают цветами), а также алтарь, характерный именно для шиваизма, – в виде посоха-трезубца под названием данда, который используется в медитациях.

Одним из главных атрибутов Шивы считается огонь – "агни" на санскрите. Поэтому все богослужения в храме проводятся с использованием нескольких источников огня. Это и обычный костёр, который разжигают на специальном круглом подиуме, и маленькие персональные лампадки – их раздают всем прихожанам. Во время богослужений в храме всегда звучит мантра "Ом Намах Шивая" в музыкальном сопровождении. Смысл мантры следующий: "Весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для Шивы".



Когда прихожане вечером собираются в храме статуя Шивы весьма эффектно подсвечивается.

И ещё один любопытный факт об этом культе: по легенде Шива с удовольствием предавался курению марихуаны. Поэтому аскеты-садху, почитаемые в индуизме как святые, считают это занятие приближением к Шиве, его благословением. Правительство Индии даже выдаёт монахам специальное разрешение на ношение и курение травы. Правда, делиться ею с туристами садху не разрешают, и они ругаются, когда кто-то пытается снимать процесс совместного раскуривания.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter