Настало время подводить кинематографические итоги года. В этом списке представлены лучшие фильмы, показанные в казахстанских кинотеатрах в течение года, а также самые значительные киноразочарования.

Примечание: чтобы избежать пустого напоминания об уже отмеченных многими кинонаградами лентах, в списке представлены лишь фильмы, вышедшие в широкий мировой прокат в 2018 году. Поэтому не учитывались картины типа оскароносной "Формы воды", которые были показаны в других странах ещё в 2017-м, но добрались до казахстанских экранов уже в этом году.


Мы уже писали о тех, кто претендует на главную кинонаграду:
Оскар-2019: фильмы, у которых больше всего шансов на главную кинопремию

Драмы года

Лучшая драма: "Человек на Луне". Кинобиографии обычно получаются пресными, но история первого человека на Луне Нила Армстронга оказалась полной внутреннего напряжения драмой. Во многом благодаря мастерской визуальной части, раскрытой в сценах в космосе, от которых захватывает дух. Впервые снимая Большое Серьёзное Кино, автор оскароносных "Одержимости" и "Ла-Ла Ленда" Дэмьен Шазелл уже в 33 года переходит в разряд главных голливудских постановщиков современности.



2-е место: "Чёрный клановец". В первую очередь эта картина выделяется невероятной реальной историей, лежащей в основе сюжета. Но не менее важна и реализация. Впервые за долгое время режиссёр Спайк Ли ("Малкольм Икс", "Не пойман – не вор"), кажется, по-настоящему рассержен. Это помогает ему снять пусть немного затянутую, но живую, актуальную, полную праведного гнева и язвительного юмора ленту.



Разочарование года: "Богемская рапсодия". Пытаясь охватить 15 лет жизни группы "Queen", фильм обрывисто проходится по верхам, ещё и замалчивая неудобные подробности. Актёр Рами Малек (сериал "Мистер Робот", "Мотылёк") не сумел воплотить на экране энергию Фредди Меркьюри. А некоторые сцены смехотворны в своей низкопробной мелодраматичности. И даже энергичная реконструкция концерта в финале не спасает положение. Итог: выдающаяся личность – посредственное кино.



Комедийные драмы года

Лучшая комедийная драма: "Талли". Редко, когда Голливуд рассказывал о материнстве с такой правдивостью и тёмным, бьющим точно в цель юмором. Более того, при своей неброской бескомпромиссности, "Талли" умудряется сохранить эмоциональную теплоту. В первую очередь, это заслуга исполнительницы главной роли Шарлиз Терон ("Адвокат дьявола", "Взрывная блондинка"), которая безупречна в своей порой комичной, а порой трагической несовершенности.



2-е место: "Простая просьба". Этот детектив не относится к себе слишком серьёзно, оживляя закрученный бульварный сюжет игривым тоном, клиповой картинкой и остроумными комическими моментами. Метко написанные и сыгранные персонажи Анны Кендрик (серия фильмов "Идеальный голос", "Расплата") и Блейк Лайвли ("Век Адалин", "Отмель") делают из "Простой просьбы" непритязательное, но занимательное кино.



Разочарование года: "8 подруг Оушена". Собрав самых ярких актрис современности, этот фильм-ограбление совершенно не знает, что с ними делать. Сюжет одновременно излишне закрученный и недостаточно увлекательный, персонажи не вызывают интереса, картинка посредственна, а работающих шуток катастрофически мало. Лишь Энн Хэтэуэй ("Дьявол носит Prada", "Интерстеллар") выделяется в необычной для себя и уморительно сыгранной роли. В серии о друзьях Оушена впервые случился полный провал.



Комедии года

Лучшая комедия: "Секса не будет!!!". Фильм о родителях, пытающихся оградить дочерей от секса в ночь школьного выпускного, успешно совмещает туалетный юмор с более тонкими комическими диалогами между яркими персонажами. Более того, в фильме есть место неглупому посылу о взрослеющих девушках и трогательной драме об отказывающихся это принимать мамах и папах. Эта формула работает эффективно благодаря идеальному балансу ингредиентов.



2-е место: "Ночные игры". Комедия с закрученным криминальным сюжетом компенсирует средний уровень юмора задорной абсурдностью некоторых сцен и лихо поставленным даже по меркам боевиков экшном. Дополнительные очки фильму приносит уморительная в центральной роли Рэйчел МакАдамс ("Дневник памяти", "Доброе утро"). От статуса лучшей комедии года ленту "Ночные игры" отделяет лишь отсутствие какой-либо драматической ценности.



Разочарование года: "Ты водишь!". Удивительная реальная история о школьных друзьях, играющих в догонялки уже три десятка лет, могла бы стать основой для весёлой и трогательной комедии.

Догонялки длиной в 30 лет – невероятная и правдивая история комедии "Ты водишь!"

Но она оказывается испорчена надуманным сценарием, беззубыми шутками и неуклюжей попыткой прибавить драматичности. Звёздный состав и спорадический динамичный экшн ситуацию не спасают.



Боевики года

Лучший боевик: "Миссия невыполнима: Последствия". Шестая часть выдающейся шпионской франшизы стала не просто лучшим боевиком, а одним из лучших фильмов года.

"Миссия невыполнима": как менялась франшиза и в чём секрет её продолжительного успеха

Умопомрачительные и выполненные вживую трюки, уверенная и стильная режиссура, а также сохраняющий в свои 56 лет статус главного голливудского киногероя Том Круз ("Особое мнение", "Последний самурай"). Всё это складывается в безупречный блокбастер.



2-е место: "Апгрейд". Создатели берут подходящую для фильмов класса "Б" историю о мести героя, получившего сверхчеловеческую силу, и выжимают из неё максимум веселья. Здесь нет ничего лишнего – только быстро развивающийся сюжет, достаточно проработанный научно-фантастический мир, а также жёсткий и изобретательный экшн с элементами чёрного юмора. По сути, "Апгрейд" – это улучшенная версия "Венома". Конечно, здесь дела хуже с бюджетом, но зато намного лучше со всем остальным.



Разочарование года: "Хищник". Да, во франшизе о Хищнике хорошего фильма не было со времён оригинала 1987 года, но фигура Шейна Блэка ("Поцелуй навылет", "Славные парни") в качестве режиссёра-сценариста внушала большие надежды. Фирменный блэковский юмор и неприкрытое насилие здесь присутствуют, но натыкаются на обыденный сюжет, посредственный экшн и блёклых персонажей. Скоротать вечер новый "Хищник" поможет, но потенциал свой растрачивает впустую.



Криминальные фильмы года

Лучший криминальный фильм: "Ничего хорошего в отеле "Эль рояль". Режиссёр Дрю Годдард ("Хижина в лесу") взял за основу классический сюжет о незнакомцах в ограниченном пространстве и создал неглупый сценарий, где все элементы аккуратно и точно складываются в единую картинку. Нужно признать, что фильму не хватает эмоциональной сердцевины – это не более чем жанровое упражнение. Но упражнение остроумное и стильное, уверенно снятое, а также воплощённое в жизнь первоклассным актёрским составом.



2-е место: "Тебя никогда здесь не было". Эта неторопливая драма фокусируется не столько на сюжете, сколько на атмосфере и главном герое. В причудливом клубке из воспоминаний, галлюцинаций, сцен тихой интимности и ужасающей жестокости режиссёр находит тёмную, депрессивную поэтику. Хоакин Феникс ("Гладиатор", "Она"), как всегда, с головой погрузился в своего персонажа – молчаливого и терзаемого прошлым наёмника, за что закономерно получил приз на Каннском фестивале.



Разочарование года: "Вдовы". Оскароносный режиссёр Стив МакКуин ("Голод", "12 лет рабства") взялся за фильм-ограбление да ещё и собрал самый звёздный актёрский состав этого года.

Однако, желая вклинить в сюжет интересующие его смыслы, он создал нагромождение побочных персонажей и сюжетных линий и свёл основные жанровые элементы до минимума. В результате получилась хорошо снятая и сыгранная, но сбивчивая и слишком нудная для криминального триллера лента.



Фантастика года

Лучшая фантастика: "Хан Соло: Звёздные войны. Истории". Спин-офф про Хана Соло – кино несколько старомодное. Это использующая проверенные, а потому давно знакомые голливудские приёмы ремесленническая работа. Но выполнена она Роном Ховардом ("Нокдаун", "Код да Винчи") – ремесленником ловким, опытным, не потерявшим творческой искорки и получившим доступ к огромному бюджету. Поэтому фильм просто-напросто развлекает – не больше, но и не меньше. В 2018 году этого оказалось достаточно, чтобы стать лучшей фантастикой года.



2-е место: "Паранормальное". Этот фильм – полная противоположность "Хана Соло": микробюджетное кино, работающее за счёт неглупого сценария с крепким эмоциональным ядром, качественной актёрской игры и голого энтузиазма всех вовлечённых. Авторы умело пытаются скрыть ограниченность ресурсов, но это получается лишь отчасти. Будь у них хоть сотая доля бюджета "Звёздных войн", они точно сняли бы фильм, достойный первого места, но увы.



Разочарование года: "Первому игроку приготовиться". Научная фантастика про виртуальный мир от автора "Парка юрского периода" и "Особого мнения" Стивена Спилберга – что могло пойти не так? Но, к сожалению, новая работа мастера совершенно не трогает эмоционально, отчего наблюдать за вдохновенно поставленным экшном вскоре становится утомительно. Способствует этому банальный и излишне детский сюжет.



Супергеройские фильмы года

Лучшее супергеройский фильм: "Человек-паук: Через вселенные". Гордо чествуя свои комиксовые корни, этот мультфильм представляет собой классическую историю становления супергероя, но наполненную эмоциями, юмором, остроумной игрой с жанром и неожиданным уровнем задорного сюра. Плюс эта лента существует вне крупных долгоиграющих франшиз, поэтому не требует от зрителя держать в голове хитросплетения предыдущих серий. В итоге получился киноаттракцион, который понравится даже тем, кто не любит супергеройские фильмы.



2-е место: "Мстители: Война бесконечности". Имея на руках небывалый повествовательный масштаб и огромное количество персонажей, авторам чудом удалось создать не просто внятное, а порой захватывающее дух кино.

Вселенная Marvel – как за 10 лет выпустить 19 фильмов и заработать 17 миллиардов

Многие огрехи этой ленте прощаются просто из-за эпической амбициозности задумки, реализованной с умом и грацией. Тем не менее "Война бесконечности" – лишь первая половина дилогии, поэтому ей не хватает самостоятельности и завершённости.



Разочарование года: "Веном". Экранизируя комиксы о кровожадном и беспринципном инопланетном антигерое, этот фильм должен был стать хулиганским, жёстким и полным чёрного юмора. Вместо этого "Веном" оказался примером супергеройского кино, которое смотрелось старомодным и шаблонным уже 10 лет назад. Сценарий оказался вторичным и неуклюжим, именитым лицедеям в главных ролях нечего играть, а экшн выглядит неразборчивым бардаком.



Ужастики года

Лучший ужастик: "Тихое место". Этот фильм стоит отметить хотя бы за изобретательную сюжетную завязку про ориентирующихся исключительно на звук смертоносных существ. Но главное достоинство ленты в том, что в эту завязку вплетается простая, но эмоционально действенная история о семье и родительстве. В результате у фильма одинаково хорошо получается и испугать, и тронуть зрителя.



2-е место: "Реинкарнация". Эта лента мастерски создаёт жуткую атмосферу безысходного ужаса. Жаль только, что интригующее действо получает скомканную и слегка разочаровывающую развязку. Тем не менее "Реинкарнация" отличается не сюжетом, а персонажами, чьи внутрисемейные взаимоотношения по уровню эмоциональной сложности напоминают не фильмы ужасов, а высококачественные драмы. А Тони Коллетт ("Шестое чувство", "Мой мальчик") выдаёт одну из лучших ролей этого года.



Разочарование года: "Проклятие монахини". Являясь спин-оффом первоклассных ужастиков из серии "Заклятие", отдельный фильм про злодейку Монахиню подавал большие надежды. Свежести ленте должен был придать сеттинг Европы середины 20-го века. Но в итоге картина получилась ленивой и унылой, не унаследовав от "Заклятий" изобретательности и внимания к персонажам.



Романтические фильмы года

Лучший романтический фильм: "Звезда родилась". Первая половина фильма просто безукоризненна, однако во второй повествование становится несколько обрывистым, теряя свою силу. Тем не менее благодаря уверенной и артистичной режиссуре, а также безукоризненной актёрской игре по всем фронтам лента всё равно производит сильное эмоциональное впечатление. Особенно стоит отметить Леди Гагу в главной роли, источающую искреннюю и живую энергию в каждом кадре. Плюс в фильме много отлично поставленных музыкальных сцен, а композиция "Shallow" имеет все шансы на "Оскар" за лучшую песню.



2-е место: "Безумно богатые азиаты". Это эскапистская романтическая комедия чистой воды, но сделанная с душой и размахом.

Почему фильм "Безумно богатые азиаты" стал хитом на Западе и понравится казахстанцам

Юмор здесь не всегда бьёт в цель, зато на вторых ролях присутствует целый ряд талантливых комедийных артистов, а драматическая линия действительно работает, что для этого жанра – редкость. Ослепительно гламурная картинка и экзотический азиатский колорит привносят столь нужную свежесть в знакомые жанровые приёмы.



Разочарование года: "Mamma Mia! 2". Киномюзикл 2008 года "Mamma Mia!" не отличался утончённостью, но без зазрения совести радовал широкую публику прямолинейным, фарсовым весельем. В продолжении фарса стало больше, а вот веселья – намного меньше. Высосанный из пальца сюжет кажется дешёвой отговоркой для создания сиквела, а звёздный состав первой части отходит на второй план, заменённый не столь известными и менее харизматичными новичками. Вдобавок все главные хиты группы "ABBA" уже были использованы в первой части, так что и музыкальные номера в "Mamma Mia! 2" оказались хуже.



Семейные фильмы года

Лучший семейный фильм: "Приключения Паддингтона 2". Да, сиквел о медвежонке Паддингтоне вышел на европейские экраны ещё в декабре 2017-го, а в этом году состоялся лишь его американский (как и казахстанский) релиз. Однако не выделить эту ленту было бы кощунством. Это выдающееся, воплощённое со сценарным и визуальным остроумием, весёлое без натуги, доброе без фальши, трогательное без приторности, безукоризненное кино для зрителей всех возрастов. Вдобавок Хью Грант ("Ноттинг Хилл", "Дневник Бриджет Джонс") здесь получает возможность сыграть самую яркую роль в карьере.



2-е место: "Бамблби". Впервые с выхода первой части во франшизе "Трансформеры" появилось хорошее кино. "Бамблби" не изобретает ничего нового, строго следуя канонам семейных приключенческих фильмов 80-х – не даром исполнительным продюсером значится Стивен Спилберг. Давно испытанная формула продолжает работать благодаря тому, что зрители эмоционально вовлечены в умилительную дружбу между главной героиней и инопланетным роботом.



Разочарование года: "Излом времени". Это семейное фэнтези от студии Disney, имея звёздный состав и бюджет в 100 миллионов, должно было стать громким кинособытием, а стало оглушительным кассовым провалом. И не зря – набор ярких, полных ослепительных эффектов сцен сделан с воображением и душой, но так и не складывается в цельную историю.



Мультфильмы года

Лучший мультфильм: "Человек-паук: Через вселенные". Эта лента удостоилась победы сразу в двух категориях, так как она не только представляет собой отличное супергеройское кино, но также блистательно использует возможности мультипликации. Совместив компьютерную анимацию с аналоговой, авторы фильма создали уникальную картинку – одновременно стилизованную под комиксы, кинематографичную и психоделически яркую. Мультфильмы давно не выглядели так свежо и стильно и не могли похвастать такими умопомрачительными экшн-сценами.



2-е место: "Остров собак". В этом кукольном мультфильме Уэса Андерсена ("Королевство полной луны", "Отель "Гранд Будапешт") есть всё, что характеризует режиссёра: эксцентричный тон, тонкий юмор, идеально выверенная визуальная часть и эмоциональное ядро. Мультипликационный формат позволяет автору забыть о всяких ограничениях и рассказать причудливую сказку с колким политическим подтекстом, где каждая сцена насыщена максимумом художественного воображения.



Разочарование года: "Суперсемейка 2". Продолжение истории о семье супергероев – далеко не провал. Это качественный развлекательный продукт с высоким уровнем постановки, анимации и дизайна.

"Суперсемейка 2" выходит спустя 14 лет после премьеры первой части. Её режиссёр Брэд Бёрд сильно недооценён

Вот только лента оставляет чувство разочарования из-за неизбежного сравнения с оригиналом 2004 года. Первая часть ощущалась чем-то новым и особенным, тогда-как "Суперсемейка 2" оказалась приятным, но необязательным топтанием на месте.



Артхаус года

Лучший артхаус: "Мэнди". Сюжетно это жёсткий хоррор-боевик категории "Б". Но гипнотически-психоделическая картинка, атмосферный саундтрек (один из последних в карьере скончавшегося в этом году Йохана Йоханнссона) и продуманные художественные образы выводят фильм на уровень высокого искусства.

"Мэнди" – впечатляющий артхаусный боевик с Николасом Кейджем. Трейлер и обзор

"Мэнди" – квинтэссенция кинематографа, она использует все доступные режиссёру инструменты, чтобы оставить глубокое эмоциональное впечатление. Плюс здесь впервые за долгое время большому таланту Николаса Кейджа ("Без лица", "Сокровище нации") нашлось достойное применение.



2- место: "Экстаз". Группа молодых танцоров случайно принимает ЛСД на вечеринке. Этот простой сюжетный каркас позволяет режиссёру Гаспару Ноэ ("Необратимость", "Вход в пустоту") свести сюжетную составляющую к минимуму, чтобы продолжить исследовать границы визуального воображения. Как и всегда у Ноэ, камера постоянно совершает причудливые кульбиты, погружая зрителей в наркотическое состояние. Пусть "Экстаз" не столь интересен в плане эмоций и смыслов, но тем не менее является завораживающим киноопытом.



Разочарование года: "Дом, который построил Джек". На этот раз большой художник Ларс фон Триер ("Догвилль", "Меланхолия") оступился. В его новой работе под маской провокационной истории о серийном убийце скрывается желание поговорить о себе и своём месте в искусстве. А разглагольствования о себе зачастую бывают интересны лишь самому рассказчику. Вот и "Дом, который построил Джек" оказался претенциозным, пустым и нудным монологом.



Киноэксперименты года

Лучший киноэксперимент: "Поиск". Этот фильм доказал, что повествование, ограниченное исключительно экранами девайсов, подходит не только для ужастиков вроде "Убрать из друзей". "Поиск" использует свой необычный формат не как занимательный трюк, а как идеально подходящий для истории инструмент. И создаёт актуальный, изобретательный и напряжённый детектив, во многом работающий благодаря убедительной игре Джона Чо (серия фильмов о Гарольде и Кумаре, серия фильмов "Стартрек") в главной роли.



2-е место: "Не в себе". В плане сценария "Не в себе" – это непритязательный психологический триллер. Но выделяется он тем, что полностью снят на камеру смартфона iPhone 7 Plus. Режиссёра Стивена Содерберга ("Траффик", "11 друзей Оушена"), выступившего также оператором и монтажёром, это никак не ограничило. Даже на смартфон он снимает с высочайшим уровнем постановочного мастерства, которое делает ленту достойной просмотра.



Разочарование года: "Игрушки для взрослых". Идея с миром, где умилительные на вид куклы убивают друг друга, сквернословят и принимают наркотики, могла бы вылиться в действительно смешное кино. Особенно при наличии в составе таких комедийных звёзд, как Мелисса МакКарти ("Копы в юбках", "Шпион") и Элизабет Бэнкс ("Зак и Мири снимают порно", "Блондинка в эфире"). Однако создатели не доводят изначальную задумку до ума, ошибочно полагая, что одного кукольного непотребства достаточно, чтобы произвести комический эффект.



Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter