Прямой эфир Новости спорта

"Суперсемейка 2" выходит спустя 14 лет после премьеры первой части. Её режиссёр Брэд Бёрд сильно недооценён

Диас Мураталиев для Informburo.kz рассказывает историю одного из недооценённых современных режиссёров, создавшего такие картины, как "Суперсемейка" и "Рататуй".

14 июня в казахстанском прокате состоится премьера долгожданного продолжения "Суперсемейки" – мультфильма о семье со сверхспособностями. На этот раз на передний план выходит Хелен, которая снова становится супергероиней Эластикой, из-за чего всё её время уходит на борьбу со злом. Её мужу Бобу, в прошлом известному как мистер Исключительный, приходится хранить домашний очаг и присматривать за детьми. Он ещё не знает, что у их младшего сына – младенца Джек-Джека начинает просыпаться целый спектр удивительных способностей. Но вскоре всем членам семьи придётся снова объединить усилия, чтобы победить нового злодея с хитроумным и опасным планом. В этом им поможет их старый друг Люциус Бест, также известный как Фреон.

"Суперсемейка 2" выходит спустя 14 лет после первой части. Для продолжения собралась творческая команда, ответственная за оригинал, включая постановщика Брэда Бёрда. Бёрда мало кто из обычной публики знает по имени, а зря – это режиссёр большого таланта, чья карьера достойна пристального внимания.

Начало карьеры

В возрасте 11 лет Брэд побывал на экскурсии в студии Walt Disney и сразу объявил, что когда-нибудь станет работать там аниматором. Мальчик не стал откладывать мечту в долгий ящик и вскоре начал в домашних условиях разрабатывать собственный короткометражный мультфильм. Спустя три года кропотливой работы он наконец отправил результат в Disney. Там труд юного Бёрда оценили, и его наставником стал Каль Милт. Милт являлся одним из так называемых "Девяти диснеевских стариков" – команды аниматоров, стоявших у истоков студии (такое название группе дал сам Уолт Дисней). Именно Милт занимался рисовкой многих любимых публикой персонажей, включая Пиноккио, Бэмби, Питера Пэна и Маугли.

После того как Бёрд окончил школу, он получил от Disney грант на изучение анимации в Калифорнийском институте искусств. Там он познакомился со студентом Джоном Лассетером, которому в будущем предстояло стать сооснователем студии Pixar и режиссёром таких анимационных хитов, как "История игрушек", "Приключения Флика" и "Тачки".

Закончив обучение, Брэд и Джон трудоустроились в Disney, где Бёрд приложил руку к анимации мультфильма "Лис и пёс". Но вскоре оба ушли работать над телесериалом-антологией Стивена Спилберга "Удивительные истории". Там Бёрд сочинил и срежиссировал две серии, одна из которых была анимационной. Затем он стал сосценаристом на одном из продюсерских проектов Спилберга – фантастической комедии "Батарейки не прилагаются".

После этого Брэд Бёрд начал участвовать в разработке нового анимационного комедийного сериала под названием "Симпсоны". Сериал добился оглушительного успеха, а Бёрд проработал на нём в качестве исполнительного консультанта восемь лет, попутно принимая участие в рисовке и режиссуре некоторых серий. В это время он также являлся консультантом на нескольких других телепроектах.

"Стальной гигант"

В середине 90-х Warner Bros. начала подумывать об экранизации детского научно-фантастического романа "Железный человек". Книга повествует о появлении в английской глубинке огромного робота, который сначала пугает местных жителей, но затем вливается в деревенское общество и в конце концов спасает мир от инопланетного чудовища. Студия решила предложить проект, который будет называться "Стальной гигант", Брэду Бёрду.

Бёрд был впечатлён книгой, но предложил внести значительные коррективы в историю. Во-первых, во время работы над проектом родная сестра Бёрда была застрелена собственным мужем, что побудило постановщика сделать в ленте упор на посыл, осуждающий оружие и насилие. Главным злодеем мультфильма стал не инопланетный монстр, а правительственный агент, решивший уничтожить робота, даже если в процессе военной атаки погибнут мирные жители. Во-вторых, режиссёр хотел перенести сюжет в Америку 50-х годов – эру разгара Холодной войны и паранойи. Ведь в то время все были в страхе от ядерной бомбы, от русских с их "Спутником-1", даже от рок-н-ролла. Такое время действие отлично подчёркивало тему того, как страх и непонимание рождают агрессию и конфликты.

Чтобы превратить историю в сценарий, был нанят ремесленник с опытом в анимации Тим МакКэнлис. Однако Бёрд, пользуясь опытом работы на телевидении, вовлёк в работу над сюжетом всю команду. Он хотел включить в картину больше тихих сцен, основанных на развитии персонажей, а не захламлять ленту бездумным действием, как это происходило в большинстве мультфильмов. Оконченный сценарий был отправлен автору оригинальной книги Теду Хьюзу, который оказался от адаптации в восторге.

Но вот Warner Bros., выпустившая за год до этого провальный мультфильм "Волшебный меч: В поисках Камелота", не особо верила в успех ленты Бёрда. Поэтому студия выделила мало времени и денег на раскрутку проекта и не стала организовывать традиционный для мультфильмов кросс-маркетинг, когда картина рекламируется совместно с брендом сладостей или сетью фастфудов. Продюсеры были удивлены крайне позитивными отзывами на тест-просмотрах, но у них не оставалось времени, чтобы успеть подготовить качественную рекламную кампанию до премьеры. Позже Брэд Бёрд скажет, что это был маркетинговый провал эпических масштабов со стороны Warner Bros.: "Они просто-напросто не понимали, какого уровня проект был у них на руках".

Как результат – "Стальной гигант" заработал в прокате всего 31 миллион долларов при бюджете 70 миллионов. При этом лента получила восторженные отзывы критиков. Среди доступных сейчас 135 заграничных рецензий только 5 являются негативными. Пусть фильм плохо проявил себя в прокате, но он обрёл популярность на рынке DVD и в конце концов стал культовым.


Кадр из мультфильма "Стальной гигант"

Кадр из мультфильма "Стальной гигант"


"Суперсемейка"

Полнометражный дебют Брэда Бёрда также впечатлил коллег по цеху, в частности его старого друга Джона Лассетера, который на тот момент уже являлся творческим руководителем в студии Pixar. Лассетер дал Бёрду возможность представить руководителям компании свои идеи, и режиссёр предложил им историю о семье супергероев в отставке, вынужденных скрывать свои способности и вести обычную жизнь, пока появление опасного злодея не заставляет их снова надеть латексные костюмы.

Презентация режиссёра прошла успешно, и студия впервые за свою историю взялась за проект режиссёра со стороны. Ему даже разрешили привести с собой значительную часть своей творческой команды. Также, вопреки сложившейся в Pixar культуре совместной работы, Брэд Бёрд стал единоличным режиссёром и сценаристом фильма.

Идея "Суперсемейки" зародилась еще в начале 90-х, когда Бёрду уже перевалило за тридцать, а у него всё не получалось пробиться в большое кино. Тогда аниматор переживал, что не сможет полностью посвятить себя достижению мечты, не навредив при этом семейной жизни. Эти мысли и побудили его сделать главным героем мужчину среднего возраста, который страдает, оттого что должен подавлять свои амбиции ради стабильности семьи.

Бёрд дал своим персонажам сверхспособности, основанные на классических семейных архетипах: "От отца в семье всегда ожидается сила, поэтому я сделал его сильным. А матери вынуждены разрываться в миллион разных сторон, поэтому я сделал её эластичной, как резинку. Подростки, а в особенности девочки-подростки, чувствуют себя неуверенно и хотят от всего отгородиться, поэтому я дал ей возможность становиться невидимой и создавать вокруг себя щит. Десятилетние мальчишки – гиперактивные комки энергии. А малыши представляют собой будущий потенциал. Вот и средний сын в "Суперсемейке" обладает молниеносной скоростью, тогда как младший вообще проявляет целый ряд совершенно разных способностей".

Во время работы над проектом студию Pixar посетил один из лучших анимационных режиссёров в истории – легендарный Хаяо Миядзаки ("Унесённые призраками", "Ходячий замок"). Когда Брэд Бёрд показал ему раскадровки будущей ленты и спросил мнение мэтра, тот ответил: "Я думаю, вы нацелились создать в американском кино нечто очень смелое".

Критики согласились с мнением японца – доля позитивных отзывов составила 97% (на один процент больше, чем у "Стального гиганта"). Картина снискала и кассовый успех, заработав более шестисот миллионов долларов. Вишенкой на торте стали две премии "Оскар" – за лучший звуковой монтаж и лучший анимационный полнометражный фильм.

Интересный факт: создатели долго не могли подобрать актрису на роль Эдны Мод – эксцентричного и крайне самоуверенного дизайнера, которая специализировалась на создании костюмов для супергероев. Персонаж являлся своеобразной смесью героини Мерил Стрип из фильма "Дьявол носит Prada" и специалиста по технике и оружию Кью из фильмов о Джеймсе Бонде. В конце концов режиссёр решил сам озвучить Эдну, которая, являясь героем второстепенным, после выхода картины обрела большую любовь зрителей. За свою роль Бёрд даже получил анимационную премию "Энни".



"Рататуй"

Режиссёр продолжил продуктивное сотрудничество с Pixar. Студия предложила ему взять шефство над проектом, который доселе разрабатывался другим режиссёром – автором оскароносного короткометражного мультфильма "Игра Джери" Жаном Пинкава. Придуманная Пинкава история рассказывала о страстно любящем кулинарию крысёнке Реми. Он объединяется с неумелым начинающим поваром Альфредо, чтобы получить возможность втайне готовить на кухне престижного парижского ресторана.

Брэд Бёрд заинтересовался идеей. Его привлекло то, что в центре сюжета стоял занимательный конфликт – крысиное сообщество предпочитает питаться в мусорных баках, тогда как главный герой, несмотря на риск, стремится попасть на кухню. Также Бёрду понравилось, что сюжет даёт большое пространство для применения физической комедии, где юмор высекается не из диалогов, а из движений и мимики персонажей. Он согласился стать сценаристом и режиссёром кулинарного мультфильма.

"Рататуй" оказался очередным успехом для Бёрда: снова комплементарные отзывы (доля позитивных – 96%), снова сборы свыше 600 миллионов и вторая подряд премия Киноакадемии за лучший мультфильм.



"Миссия невыполнима: Протокол Фантом"

Наконец, Брэд Бёрд решил перебраться из анимационного кинематографа в "живой". К нему обратился Том Круз ("Последний самурай", "Война миров") с предложением снять чётвертую часть франшизы "Миссия невыполнима". Предыдущий фильм серии, вышедший в 2006 году и принявший более приземлённый и тёмный тон, получил умеренно одобрительные отзывы в прессе и заработал в прокате меньше, чем ожидалось. Крузу нужен был человек, который придаст франшизе новое дыхание.

Бёрд привнёс в свой дебют в игровом кино то, чем отличались его мультипликационные работы, – проработанную и остроумную режиссуру, щедро сдобренную визуальным юмором. Стремясь вернуть кинематографу элемент событийности, режиссёр настоял на том, чтобы снимать экшн на громоздкие широкоформатные камеры IMAX. На эти камеры в том числе снимался момент, когда главный герой лезет, а потом и бежит по самому высокому зданию в мире – дубайскому небоскрёбу "Бурдж-Халифа". Том Круз сам выполнил опасные трюки, а сцена стала центральной частью маркетинговой кампании.

"Миссия невыполнима: Протокол Фантом" продолжил серию побед в карьере Бёрда. На 221 позитивную рецензию приходится только 16 негативных, а картина стала самой прибыльной во всей фильмографии Тома Круза.

"Земля будущего"

В 2010 году создатель сериала "Остаться в живых" Деймон Линделоф начал разработку сценария, основанного на тематической зоне парка "Диснейленд" под названием "Земля завтрашнего дня". Эта зона была создана в начале 50-х годов и показывала людям утопическую версию будущего по версии футуриста Уолта Диснея.

В 2012 году к проекту Линделофа в качестве режиссёра и сосценариста примкнул Брэд Бёрд. Работая над сюжетом, создатели вдохновлялись культурным оптимизмом, присутствовавшим в обществе 50-х и 60-х.

"Когда я и Деймон были детьми, люди имели очень позитивный взгляд на будущее, несмотря на то, что в мире происходили плохие вещи. Но было чувство, что мы можем их преодолеть. А сейчас мы ведём себя так, словно являемся пассажирами автобуса, чей маршрут никак не зависит от нашего мнения. Мы не понимаем, что каждый день коллективно участвуем в написании будущего и можем сделать его намного лучше".

Линделоф и Бёрд придумали сюжет об увлекающемся техникой подростке Кейси. Однажды она узнаёт о существовании параллельной вселенной, в которой лучшие умы планеты в середине прошлого века тайно начали строить утопический город – Землю будущего. Когда девушка начинает искать способ попасть в этот чудесный город, на неё вдруг начинают охоту смертоносные андроиды. Она приходит за ответами к некогда гениальному учёному, а ныне затворнику Фрэнку (Джордж Клуни). Он утверждает, что весь мир находится на грани разрушения.

Премьера "Земли будущего" состоялась в 2015 году, и лента стала первым провалом Брэда Бёрда. Половина критических отзывов носила негативный характер, а прокат принёс немногим более двухсот миллионов долларов. По подсчётам аналитиков, учитывая затраты на производство и продвижение, убытки финансировавшей проект студии Disney составили 120-140 миллионов.

Визуальная стилизация

Одной из отличительных черт Брэда Бёрда является умение создавать стилизованный визуальный ряд, отлично дополняющий сценарий.

Например, в "Стальном гиганте" важнейшей составляющей авторского замысла был сеттинг – американская глубинка 50-х. Постановщик хотел достоверно воплотить на экране атмосферу штата Мэн. Для этого он отправил туда команду, которая сделала многочисленные фотографии и видеозаписи деталей жизни пяти небольших городков, послужившие основой для создания мира "Стального гиганта". Режиссёр также хотел стилизовать рисовку своей картины под 40-е и 50-е годы, для чего аниматоры внимательно изучали американское искусство, иллюстрации и мультфильмы середины прошлого века.

Визуальная часть "Суперсемейки" – сплошное признание в любви комиксам и шпионскому кино 60-х. Нарочито яркая цветовая гамма, костюмы и гаджеты героев, как и карикатурность злодеев, отсылают к стилю комиксов той эпохи. Помимо этого, у главного антагониста тайная база находится прямо посреди вулкана, как в киноленте о Джеймсе Бонде "Живёшь только дважды" 1967 года. Судя по уровню развития технологий, сюжет мультфильма происходит в наше время, если не в будущем. Однако одежда и дизайн интерьеров в фильме копируют модернизм середины прошлого века. А жилище главных героев – ярчайший пример идеализированного образа счастливой семьи из пригорода, к которому многие стремились в Америке 60-х.

Чтобы прочувствовать атмосферу Парижа для "Рататуя", режиссёр и члены его команды отправились в столицу Франции, путешествовали по городу на мотоциклах и посетили пять лучших ресторанов. Но Бёрд в своей работе создал Париж не реалистичный, а романтизированный, основанный в равной степени как на реальном городе, так и на его образах в кино и искусстве. Как и в "Суперсемейке", "Рататуй" существует как бы в параллельной вселенной, вне времени.

Для того чтобы достоверно передать процесс готовки еды, аниматоры консультировались у лучших поваров США и Франции, а также сами посещали кулинарные курсы. Отдельного упоминания достойны сцены, где режиссёр с помощью совмещения музыки и абстрактных образов создаёт на экране визуальную версию вкусовых ощущений.

В картине "Земля будущего" Бёрд снова возвращается к ретро-стилю. В фильме много фантастических элементов, но их дизайн имитирует представления о будущем времён 50-х и 60-х. Поэтому многие технологии имеют аналоговые и механические аспекты, а их внешний вид напоминает работы футуристов 20-го века типа Сида Мида.

Работа в различных форматах

Брэд Бёрд примечателен тем, что два раза успешно менял художественную форму. Он начинал карьеру в рисованной анимации, и его режиссёрский дебют почти полностью выполнен в традиционном стиле.

Во второй своей работе он перешёл в сферу компьютерной мультипликации. Более того, его задумка требовала небывалого технического уровня. "Суперсемейка" стала первым проектом Pixar, в котором все герои были людьми. А правдоподобная анимация человека считается самой сложной задачей в этом ремесле. Работники студии снимали на видео то, как ходят они сами, чтобы понять механику движения человеческого тела. Совершенно новая технология была разработана специально для прорисовки кожи персонажей. О работе над проектом Бёрд говорит:

"Я пришёл на удивительную студию, напугал много людей количеством подарков, которые хотел получить на Рождество, а потом получил почти всё из запрошенного".

Процесс мультипликации "Рататуя" тоже давался нелегко. Во-первых, в фильме есть немало кадров с водой, анимация которой – очень трудоёмкий процесс. Некоторые моменты по своей сложности даже превосходили кадры из мультфильма Pixar об океанской жизни "В поисках Немо". В одной из сцен мультфильма герой падает в реку, чтобы поймать мышонка Реми. Чтобы понять, какие части одежды прилипнут к телу и какие станут полупрозрачными от воды, одному из аниматоров Pixar пришлось прыгнуть в бассейн в форме повара и фартуке. А для изучения движения крыс несколько из них больше года содержались на территории студии.

Достигнув высот в сфере анимации, Бёрд не побоялся попробовать себя в игровом кино. Да еще и сразу в полном сложнейших экшн-сцен крупнобюджетном боевике, съёмки которого проходили в Дубае, Москве, Праге, Ванкувере и Мумбае.

"Игривый" режиссёрский почерк

Стоит отметить, что при всех опытах с форматом режиссёрский стиль Брэда Бёрда оставался неизменным. В своих работах он умело использует лучшее от двух миров – анимации и живой съёмки. Еще с первой своей ленты Бёрд настаивал на том, чтобы производить свои мультфильмы в широкоэкранном формате, который традиционно используется именно в игровом кино. Он также всегда стремился придать картинке кинематографический стиль, имитируя особенности кинокамер и применяя "киношный" инструментарий. Юмор в лентах Бёрда часто рождается не из диалогов, а из визуальной составляющей, а это черта, присущая в основном мультипликации, в особенности бессловесной классике типа короткометражек о Микки Маусе или Томе и Джерри.

Когда в одном из интервью Брэда Бёрда спросили о том, чем его "Миссия невыполнима" отличается от других частей франшизы, он ответил, что его лента является более "игривой". Можно сказать, что это слово применимо ко всей фильмографии режиссёра. Главным инструментом Бёрда является камера, и он всегда старается использовать её, чтобы рассказать историю максимально эффективно. Трудоёмкий процесс мультипликации приучил режиссёра планировать и готовить детальные раскадровки. Это помогло ему затем создавать сложные сцены с тщательно выверенными ракурсами, наездами, пролётами и поворотами камеры. Всё это подчеркивает и усиливает то, что написано в сценарии, и создаёт на экране неуловимую энергию и задор, отчего режиссёрский почерк и можно назвать именно игривым.

Теперь Брэд Бёрд возвращается в анимацию, чтобы продолжить историю "Суперсемейки". По его словам, он подумывал о сиквеле мультфильма ещё во время работы над "Рататуем". Одной из сложностей работы над сценарием являлось то, что нужно было выделиться на фоне многочисленных супергеройских фильмов, вышедших за последние годы. Но Бёрд утверждает, что для него супергеройская составляющая никогда не была основным интересом: " Меня больше заботят взаимоотношения внутри семьи". И судя по ранним отзывам, у режиссёра получилось сделать продолжение, достойное оригинала.

Новости партнеров