Прямой эфир Новости спорта

Легко ли убить того, кто пережил динозавров? Элементарно!

Автор фото Андрей Михайлов
Автор фото Андрей Михайлов
Черепаха – не барс и не беркут. На её защиту возмущённая общественность не поднимется.

Среднеазиатская, или, как её часто называют, степная черепаха – одно из самых удивительных созданий, обитающих в нашей природе. Достаточно сказать, что её вынашивает и рождает сама Земля. Там, в темноте земного чрева, из зарытых мамашами яиц вылупляются крохотные черепашата. Трогательные существа с мягкими нежными панцирями, величиной со старинную монету. Они отнюдь не спешат выбраться на волю, к солнцу и свежему воздуху. Напротив, зарываются ещё глубже в недра, дабы продлить своё внутриутробное (внутриземное) состояние ещё на 9 месяцев. Пережить зимние холода и уже окончательно и полноценно родиться весной следующего года.

А там уж – выбраться на поверхность земного мира и замереть в изумлении от обилия весенних красок, запахов, звуков и тепла. Однако прежде чем стать полноценной черепахой, тем самым живым броненосцем, пережившим динозавров, крошкам-черепашкам ещё предстоит увернуться от множества клювов, клыков и когтей. Лакомиться черепашьим мясом любят ведь не только завсегдатаи французских рестораторов и философы китайских харчевен. Обретение панциря будет продолжаться около 10 лет. И каждый год выжившие, нагуляв жира, будут зарываться в благодатное земное чрево с наступлением летней жары и коротать время до следующей весны.



Но напрасно думать, что естественная броня – универсальная защита от всех напастей. Потому что среди этих напастей появилась такая напасть, против которой бессильны и панцири, и зубы, и ноги, и крылья, и плавники. Читатель, думаю, уже понял, о ком речь.

Беда пришла к нашей степной черепахе не сразу. Многие поколения номадов вообще не обращали на неё никакого внимания. А с принятием ислама она вообще попала в разряд нечистых. Беда пришла с победой социализма. В 30-е годы начался промысел среднеазиатской черепахи. А к 1975 году экспорт черепах из Казахстана составлял уже 126 тысяч штук в год. Уже тогда учёные забили тревогу. В самых черепаховых местах Семиречья поголовье сокращалось стремительно и неуклонно. Там, где в 50-е годы плотность черепашьего населения составляла 40-50 особей на гектар, к концу семидесятых она сократилась до десятка.

Охота на степную черепаху столь бесхитростна, что ею может легко заниматься даже самый никчёмный человечишка. Ходи да собирай добычу в мешок. Вот как описывал процесс такой охоты герпетолог Р.А. Кубыкин:

"По лёгкости этот промысел можно сравнить разве с собиранием яиц у колониально гнездящихся птиц. Но до гнездовья пернатых, расположенных в труднодоступных местах, ещё надо добраться. А здесь несколько часов хорошей дороги – и "дары природы" в твоих руках. Какой вид из рептилий, птиц и млекопитающих по лёгкости добывания можно сравнить с черепахой? …Она же перед человеком совершенно беззащитна. Никакие свойства, приобретённые за миллионы лет эволюции, черепаха не может противопоставить даже невооружённому человеку".

Для чего добывали черепах в таких количествах? Сейчас бы всё сразу свалили на Китай с его всеядной кухней, но, напомню, речь идёт о временах, когда отношений с соседом вообще не было – граница была на замке, а ключ от него казался утерянным навсегда. И китайцы виноваты не во всём плохом, что происходит в Казахстане. Потому как рафинированные любители черепаховых супчиков из высокогуманной Европы ничем особым не отличаются. Именно к их столам и направлялись выловленные у нас черепахи.



Советский Союз рухнул, но черепахам в обретшем независимость Казахстане это точно не принесло облегчения. Напротив, к официальным квотам добычи присоединились всякие серые схемы, основанные на бесконтрольном браконьерстве обедневших сельчан и бескрайних возможностях коррумпированных чиновников.

Что до официального экспорта, то о нём можно судить по постановлению Правительства Республики Казахстан от 27 июля 2000 года № 1153 "О выдаче разрешения на вывоз среднеазиатской черепахи", в котором в частности говорится, что Правительство Республики Казахстан постановляет:

"Разрешить Республиканскому государственному казённому предприятию "Производственное объединение "Охотзоопром" (далее - ПО "Охотзоопром") экспорт среднеазиатской черепахи (код ТН ВЭД N 010600900) в общем количестве не более 25 000 (двадцать пять) тысяч особей в соответствии с условиями:

1) контракта от 5 апреля 2000 года N 1-5/п-6-2000 между ПО "Охотзоопром" и Пограничной торговой компанией (Китайская Народная Республика);

2) контракта от 1 июня 2000 года N 19/2000 между ПО "Охотзоопром" и обществом с ограниченной ответственностью "ЗООимэкс" (Российская Федерация)…"

С 2002 года вроде как отлов черепах в Казахстане запрещён. Вспомнили, что вид включён не только в Международную Красную книгу из-за неуклонно снижающейся численности, но и в список Конвенции ООН "О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения" от 3 марта 1973 года. Но это как история с "подснежниками". Запрещай не запрещай. А кто контролировать будет?

Информационное поле запестрело предсказуемыми сообщениями.

"В Барнауле задержали партию живой контрабанды из Казахстана. Неизвестный злоумышленник перевозил в багажнике автомобиля полторы тысячи черепах. Их он намеревался продать в рестораны города. Теперь правоохранители решают, что делать с рептилиями".

"Водитель автобуса был задержан при попытке провезти через российско-казахстанскую границу на территорию Алтайского края более 2,7 тысячи краснокнижных черепах, говорится в сообщении Алтайской таможни".

"Россельхознадзор пресёк ввоз из Казахстана на территорию России более 8 тысяч живых среднеазиатских сухопутных черепах. Об этом сообщается в пресс-релизе российского ведомства".

"13 апреля 2016 года должностными лицами управления Россельхознадзора по Оренбургской области во взаимодействии с сотрудниками ПУ ФСБ России по Оренбургской области на пропускном пункте "Илек" Илекского района был задержан автомобиль, перевозивший более 8 тысяч живых среднеазиатских сухопутных черепах", – говорится в сообщении".

Несмотря ни на что, осталась лазейка и для официальной торговли – под запрет попали лишь черепахи, выловленные в живой природе. Но не выращенные на специальных фермах. Я думаю, что любой нормальный казахстанец уже понял суть типового бизнес-проекта – "ферма" (на бумаге) и "фирма" (несколько бичуганов в степи) с руководителем, у которого "всё схвачено". Или "ферма" в соседнем Узбекистане (там вроде бы существует официальная программа по разведению черепах для экспорта) и… – остальное то же. В общем, пока где-то есть тонкие любители черепах (в виде супа или жаркого), всегда найдутся и поставщики животных к их столам. В конце концов с фермы мясо или из Красной Книги – в тарелке не разберёшь.



…Черепаха – не барс и не беркут. На её защиту возмущённая общественность не поднимется. "Непримиримый защитник снежного барса" – согласитесь, звучит куда более гордо и красиво, нежели "непримиримый защитник среднеазиатской черепахи". В первом случае тебе и лайки, и гранты, а во втором…

Однако хочу заметить, что лишённая и этого непрезентабельного, безропотного и беззащитного обитателя природа Казахстана также утеряет немалую часть своей притягательности. Потому что весна в наших степях и пустынях – это не только безудержное цветение и бесконечные трели жаворонков. Это ещё и архаичные черепашьи страсти. Наблюдение за которыми – истинная радость для каждого подлинного любителя родной природы.

Пока ещё не поздно, эту радость может прочувствовать каждый казахстанец. Степь открыта для всех. К сожалению…

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров