Прямой эфир Новости спорта

Крушение корабля с химикатами на борту стало причиной одной из худших экологических катастроф на Шри-Ланке

Девственным пляжам Негомбо (Шри-Ланка) грозит опасность из-за пластика и сгоревших отходов от затонувшего грузового судна X-Press Pearl у берегов Шри-Ланки / Фото: Амила Теннакун (2011), Flickr, лицензия CC BY 2.0 [рус].
Девственным пляжам Негомбо (Шри-Ланка) грозит опасность из-за пластика и сгоревших отходов от затонувшего грузового судна X-Press Pearl у берегов Шри-Ланки / Фото: Амила Теннакун (2011), Flickr, лицензия CC BY 2.0 [рус].
Один из худших эпизодов загрязнения морской среды на Шри-Ланке.

20 мая 2021 года в Лаккадивском море в 18 километрах от западного берега Шри-Ланки, вблизи столицы Коломбо, загорелось сингапурское грузовое судно X-Press Pearl. Спустя неделю борьбы с пожаром было объявлено о полной потере корабля, и он начал тонуть, загрязняя воду сгоревшими отходами. Судно X-Press Pearl перевозило 1846 контейнеров с химикатами и косметической продукцией, в том числе 28 контейнеров с пластиковыми гранулами, а также 25 тоннами азотной кислоты и гидроксида натрия – легковоспламеняющейся продукцией, которая была погружена в порту индийского штата Гуджарат. Крушение судна, помимо выброса сгоревших отходов, грозит разливом нефти, поскольку в резервуарах корабля находилось более 300 тонн топлива.

В течение двух последних недель, пока судно горело, гремели взрывы. Отходы и нефтяные остатки уже нанесли колоссальный ущерб прилегающим пляжам береговой линии. Масштабы ущерба превращают случившееся в одну из самых худших экологических катастроф на Шри-Ланке.

По данным некоторых источников, утечка азотной кислоты началась 11 мая и корабль прибыл в Шри-Ланку с просьбой о помощи после того, как близлежащие порты отказались его впустить из-за повреждения.

Журналист Аззам Амин поделился кадрами, снятыми Военно-воздушными силами Шри-Ланки:

ВМС Шри-Ланки спасли 25 членов экипажа грузового судна после взрыва, оторвавшего секции корабля. Индийский флот помог в тушении пожара.

"Грузовое судно #MVXPressPearl, перевозя химикаты, начало тонуть. Надстроечная и передняя части судна всё ещё видны. Корабли #GCI, в том числе патрульное судно по борьбе с загрязнениями окружающей среды Samudra Prahari, готовы привести в действие имеющееся оборудование. Спасатели сейчас оценивают ситуацию".

Ущерб, нанесённый окружающей среде

За последние две недели микропластик и обугленные обломки сгоревшего корабля были волнами разнесены на близлежащие общественные пляжи Негомбо.

Ярый борец за безопасность океанов Малиша Гунавардана опубликовала пост в Twitter:

"В наши воды было выброшено около 3 млрд пластиковых гранул. К тому же существует угроза разлива нефти, поскольку корабль тонет. Мы стали свидетелями самого страшного за нашу бытность эпизода загрязнения морской среды в Шри-Ланке".

Власти Шри-Ланки запретили рыбалку в радиусе 80 километров от берега, что затронуло 5000 рыболовецких суден и рыбаков, выживание которых зависит от этого промысла.

Шри-ланкийская организация по охране окружающей среды Pearl Protectors регулярно публиковала в Twitter новости о катастрофе:

"Прибрежная полоса Западной провинции Шри-Ланки теперь полностью замусорена пластиковыми гранулами.

Это беспрецедентная экологическая катастрофа!

В ближайшее время на всю рыболовную промышленность в западной половине Шри-Ланки и на юге Индии будет оказано пагубное влияние".

Источник: Colombo Gazette

В публикации на Facebook организация также подчеркнула следующие последствия:

"Обширные участки побережья Западной провинции пострадали от недавней катастрофы, произошедшей на корабле MV X-Press Pearl. Сложная комплектация груза привела к ряду экологических проблем. Здесь можно упомянуть повышенный уровень токсичности в море и на побережье. Разлившаяся нефть, пепел и корабельные обломки в воде и на берегу, значительное количество пластиковых гранул, попавших в океан, – покрывают сейчас толстым слоем западный берег Шри-Ланки. Ещё есть токсичный дым, который в период муссонов вызывает ядовитые дожди и ухудшает качество воздуха".

Исполнительный директор Центра экологической справедливости Шри-Ланки Хеманта Витанаж в статье для портала Groundviews написала:

"Хотя оценка влияния на биологическое разнообразие ещё не проводилась, некоторые рифы этого района, а также фауна и флора, зависимые от них, сильно пострадают. На пляжи уже сейчас выбрасывает черепах, мурен и скатов".

Спасательные работы

Сотни военнослужащих и другие сотрудники помогают в уборочных работах, собирая обломки в десятках мест по всему побережью.

Журналист Роель Реймонд пишет в Twitter:

"Уборка обломков корабля #MVXPressPearl продолжается уже шестой день подряд.

Было определено 14 приоритетных участков, и, по данным Управления по защите морской среды, отмечается устойчивый прогресс".

Шри-ланкийские власти разрабатывают стратегии по уменьшению ущерба окружающей среде и приступают к расследованию причин аварии.

"Управление по защите морской среды готовит стратегический план на случай "чёрного прилива", спровоцированного аварией корабля с трагической судьбой #MVXPressPearl".

В видео, опубликованном Управлением по защите морской среды Шри-Ланки в Facebook, можно увидеть кропотливый процесс сбора пластиковых гранул с тонущего MV X-Press Pearl.

Однако есть опасения, что морскими течениями обломки разнесёт по другим районам западного побережья Шри-Ланки. Чарита Паттаратчи, профессор Университета Западной Австралии, поделился своими прогнозами касательно траектории направления пластиковых гранул:

 

В тоже время, власти Шри-Ланки решили привлечь к ответственности владельцев X-Press Pearl за загрязнение морской среды и начали расследование.

Программист Бювини Льянагамаж опубликовала в Twitter следующее:

#ПоследниеНовости

"По решению уголовного суда Коломбо, капитану MVxpressPearl, его главному инженеру и второму механику запрещено покидать Шри-Ланку".

Это происшествие положило начало дебатам о правовой базе для решения подобных вопросов по всей стране. По словам Каманти Викрамасинж, процитированным в онлайн-издании Daily Mirror, Шри-Ланке не хватает адекватной законодательной базы и превентивных стратегий, для того чтобы справиться с морской катастрофой такого масштаба.

Источник: Global Voices

Новости партнеров