А всё потому, что после некоторого ступора, вызванного падением национальной валюты в августе прошлого года, освоившись в новых реалиях, отечественный потребитель стал постепенно всё больше отвечать вниманием компаниям, готовым предложить свои новые решения.
Для примера данного оживления можно взглянуть на казахстанский рынок мобильных телефонов, который снова взял курс на увеличение объёмов продаж смартфонов.
Аналитик IDC в Центральной Азии Алёна Кизуб отмечает:
"Импорт смартфонов в Казахстан составил почти 700 тысяч штук во II квартале 2016 года, что на 18% больше относительно аналогичного периода прошлого года, предшествовавшего валютному шоку. При этом поставки кнопочных мобильных телефонов относительно того же периода снизились почти на 20%".
С этим высказыванием нельзя не согласиться, потому что возросшую потребительскую активность можно наблюдать в каждом фирменном магазине электроники, торговых центрах и сетевых мультибрендовых точках продаж. То есть мы притерпелись, притёрлись к подскочившим ценам на всё и стали вновь осваивать науку по выкраиванию денег на новомодные гаджеты, тем более что для кого-то это вопрос понтов... извините, имиджа, а для кого-то – просто необходимость замены устаревшего аппарата.
Так что откат спроса на смартфоны, случившийся прошлыми осенью и зимой, сегодня закрылся новой волной практически до прежнего "дообвального" уровня.
Впрочем, это верно, если говорить в целом об объёмах спроса. А если рассматривать предпочтения в зависимости от стоимости устройств, то в сегменте покупателей, более чувствительных к ценам среднего класса, по сравнению с прошлым годом значительно увеличился объём продаж телефонов ценою до $150.
"Цены на аналогичные по своим техническим характеристикам модели смартфонов падают из года год во всем мире, – прокомментировал ситуацию руководитель программы исследований рынка мобильных телефонов в IDC CEMA Саймон Бейкер (Simon Baker). – С другой стороны, потребители всё чаще выбирают телефоны с функцией LTE 4G, которые дороже, чем 3G-модели. Эти две новые тенденции во многих странах компенсируют друг друга, но в Казахстане мы видим, что в среднем сегменте рынка потребители выбирают телефоны, которые стоят в национальной валюте столько же, сколько до девальвации. Если ещё летом прошлого года хорошо продавались телефоны на платформе Android стоимостью 300 долларов, то сейчас наиболее популярными являются модели в ценовом диапазоне 120-150 долларов США".
Справедливости ради надо отметить, что в III квартале 2015 года в республике наблюдался довольно заметный скачок продаж смартфонов 4G, и тогда на некоторые модели средняя цена тоже опускалась ниже уровня 300 долларов. Но это, скорее всего, было обусловлено чисто маркетинговым лавированием продавцов, выигрывавших не за счёт цены, а за счёт объёма проданного товара. Так что нынешняя ситуация и прошлогодняя – "две большие разницы".
Что же касается рынка смартфонов класса "люкс", то он как демонстрировал, так и продолжает демонстрировать завидную стабильность. Это хорошо прослеживается по общему числу покупателей, которые могу позволить себе купить то, что они действительно хотят. По данным IDC, доля смартфонов Apple, составлявшая год назад 9,3%, этим летом упала всего до 7,5%, несмотря на то, что устройство ценой в 800 долларов, которое в переводе на тенге стоило 150 000 до девальвации в августе прошлого года, сейчас продаётся за 276 000 тенге.
А в целом Казахстан становится всё более конкурентным рынком мобильных устройств. Samsung все ещё остаётся непоколебимым лидером, так как компания имеет диверсифицированный продуктовый портфель всех видов телефонов – от премиальных моделей Galaxy до бюджетных моделей и к тому же владеет почти двумя третями всего нашего рынка смартфонов (что, замечу, несколько выше, чем год назад). Тем не менее ему не дают расслабиться активные соперники. Так, LG удалось увеличить свою долю на рынке, которая уже во II квартале составила 13% против 11,8% годом ранее. Заметно подтянулись и китайские производители, предлагая новые продвинутые мобильные решения по более приемлемым ценам.
"Конкуренция обещает быть очень горячей, особенно в бюджетном сегменте. Казахстанских потребителей будет ожидать большой выбор смартфонов по доступной цене, несмотря на падение курса национальной валюты", – прогнозирует Алёна Кизуб.
И действительно, в этом году многие пользователи вслед за Xiaomi обратили внимание и на One Plus, и на Elephone, и на teXet. А тут уже подоспели новинки от Meizu и ZTE. В общем, выбирать из чего – есть и будет.