До того как новое творение Ерлана Нурмухамбетова и его команды вышло в казахстанский прокат, картина уже успела завоевать симпатии кинокритиков и фестивальной публики – фильм "Ореховое дерево" с большим успехом прошёл на фестивалях в Южной Корее, Польше, Франции. В октябре прошлого года в рамках 20-го Пусанского международного кинофестиваля картина получила главный приз в секции "Новые течения", а в начале этого года лента была показана в основной конкурсной программе 22-го Международного кинофестиваля азиатского кино в Везуле (Франция) и получила сразу два приза – Специальный приз международного жюри ("За способность вызвать улыбку, несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию") и Специальный приз кинокритиков ("За живой и смелый портрет сельской жизни"). Фильм также отметили и кинокритики Казахстана – наградой за сценарий.


Кадр из фильма "Ореховое дерево"

Фото предоставлено киностудией "Казахфильм"
Кадр из фильма "Ореховое дерево"

Сценарий в картине действительно изящный и оригинальный. Если большинство сценаристов прибегают к такому приёму как сон героя, когда им попросту нужно склеить сюжет, то здесь сновидения использованы довольно оригинально – они как способ оказаться в новой реальности. "Я использовал их намеренно, чтобы потом не было кривотолков и споров о показанных в фильме традициях", – говорит режиссёр картины Ерлан Нурмухамбетов. И правильно, а то ведь у нас даже обсуждение скульптуры и наличия у неё одежды могут вызвать массовые дебаты по всей стране.


Трейлер фильма "Ореховое дерево"


Сюжет "Орехового дерева" на первый взгляд, довольно простой и бесхитростный. В маленьком ауле на юге Казахстанской области, где люди живут продажей грецких орехов и подсолнечника, живёт семья – мама со взрослым сыном. Мама решает, что пора ей внуков, с этого всё начинается – подготовка к свадьбе со всеми вытекающими. Но оригинальная режиссура превращает фильм в довольное любопытное и непохожее на других произведение с собственным киноязыком. Смешение элементов вестерна, казахской реальности, сочного, южного колорита, как в "Крёстном отце", и обаятельные сельские жители, как у Кустурицы, делают картину особой. Не зря с самого начала Ерлана поддерживал известный режиссёр, настоящий классик казахского кино – Дарежан Омирбаев. Сам Ерлан признался, что идею картины он вынашивал 10 лет, а началось всё с того, что однажды он увидел, как с орехового деревья трясут урожай.


Кадр из фильма "Ореховое дерево"

Фото предоставлено киностудией "Казахфильм"
Кадр из фильма "Ореховое дерево"

Интересно, как "Ореховое дерево" легко лавирует между лёгкой и местами даже романтической комедией, социальной драмой и настоящим философским кино. Ореховое дерево здесь не просто источник пропитания и денег на свадьбу и рождение детей, а настоящее мифологическое древо жизни, байтерек Южного Казахстана. Фильм не только вызывает улыбку, но и говорит о проблемах нашего общества – состоянии медицины, служб ЧС, акиматов, судов. Правда, так деликатно, что это не вызывает осадка и чувства безысходности. Да и фильм далеко не так прост, как кажется: в картине показаны все персонажи казахской действительности – и властные матери, и глава клана, который со всеми в друзьях, и скромный трудяга, и все эти новоявленные потомки батыров и ханов.


Кадр из фильма "Ореховое дерево"

Фото предоставлено киностудией "Казахфильм"
Кадр из фильма "Ореховое дерево"

Конечно же, отдельное восхищение – пейзажам Южного Казахстана: благодаря им, а также потрясающей операторской работе Мурата Нугманова и художника-постановщика Бекена Нарбая кадры из фильма напоминают то живописные полотна классиков, то программу передач из трэвел-альманахов National Geographic. Всё получилось настолько завораживающим, что хочется поскорее узнать, где же находится этот город Ленгер, неподалёку от которого снимали фильм.


Кадр из фильма "Ореховое дерево"

Фото предоставлено киностудией "Казахфильм"
Кадр из фильма "Ореховое дерево"

Плюс "Орехового дерева" в том, что для большинства казахстанцев картина получилась очень родной – примерно в такой обстановке многие проводили лето у апашки с аташкой в ауле. А это великое и одновременно беспощадное событие в жизни каждого казаха – свадьба? Она показана так точно и с такой любовью, что будто сам там на ней погулял. Интересная деталь: режиссёр картины Ерлан Нурмухамбетов рассказал журналистам, что найти зал для съёмок было почти нереально – на юге все они были плотно зарезервированы с сентября до конца декабря.


Художник, оператор Мурат Нугманов, режиссёр Ерлан Нурмухамбетов

Фото предоставлено киностудией "Казахфильм"
Художник "Орехового дерева" Бекен Нарбай, оператор картины Мурат Нугманов, режиссёр Ерлан Нурмухамбетов

Оказалось, что даже во второстепенных ролях и массовке участвовали настоящие актёры – труппы двух популярных шымкентских театров. Может, поэтому так хороши массовые сцены со всей нашей народной или же ушедшей в народ музыкой? Главные роли сыграли дебютанты большого экрана – непрофессиональная актриса, юрист Балнур Асыл, а также актёр, снимавшийся до этого момента только в сериалах, – Рустем Жаныманов. "Для меня это большой дебют, и мне кажется, что с профессионалами такого уровня я работаю в первый раз", – сказал он. Получилось неплохо – зрители довольны.


Режиссёр Дарежан Омирбаев, режиссёр Ерлан Нурмухамбетов,

Фото предоставлено киностудией "Казахфильм"
Режиссёр Дарежан Омирбаев, режиссёр Ерлан Нурмухамбетов и другие члены съёмочной команды

Со вчерашнего дня картина уже в прокате по всему Казахстану, поэтому всем в кино, причём строго обязательно.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter