Статистика Covid-19
в Казахстане:
Заразились:
212 809
Выздоровели:
196 342
Умерли:
2 756 (26.02.2021)
Коронавирусная
пневмония:
Заразились:
49 284
Выздоровели:
42 092
Умерли:
622 (26.02.2021)

"Ким Ки Дук похож на Ким Ки Дука". Семь лучших картин корейского режиссёра

Informburo.kz подготовил подборку лучших фильмов южнокорейского режиссёра Ким Ки Дука, скончавшегося 11 декабря.

От осложнений, вызванных коронавирусом, на 59-м году жизни скончался южнокорейский режиссёр Ким Ки Дук. С 20 ноября он находился в Латвии. По информации, распространённой латвийскими и российскими СМИ, режиссёр приехал в Прибалтику, чтобы купить недвижимость, а в последующем – оформить вид на жительство.

С 5 декабря Ким Ки Дук не выходил на связь. Но друзья и знакомые не сразу забили тревогу, так как знали, что режиссёр любил проводить время в одиночестве. Последние несколько дней его искали в больницах Риги. Латвийский режиссёр Виталий Манский рассказал, что Ким Ки Дук находился в состоянии, которое не позволяло ему выходить на связь. Нашли его 10 декабря, а 11 декабря в 01.20 по времени Риги он умер.

Во всём мире новость о том, что корейский режиссёр сначала пропал, потом скончался от коронавируса в далёкой от родины Латвии, назвали сценарием сюрреалистических картин Ким Ки Дука. Как будто он стал героем собственного фильма. Его смерть неправдоподобна и странна, считают многие. С другой стороны, его уход такой "кимкидуковский"...

"Фильмы хорошие, но если бы прочитал пару книг Достоевского, цены бы тебе не было"

Имя режиссёра Ки Дук, фамилия – Ким. Родился он 20 декабря 1960 года, то есть до своего 60-летия не дожил всего девять дней. Место рождения – деревня Собённи в уезде Понхва южнокорейской провинции Кёнсан-Пукто. Семья Ким Ки Дука позже переехала в Сеул.

Учился он в сельскохозяйственной школе, но в 17 лет бросил учёбу, так как устроился работать на завод. В 20 лет ушёл в армию, где пять лет служил в морской пехоте.

В 2011 году на мастер-классе в Алматы Ким Ки Дук признался, что во время службы повредил слух, из-за чего всю жизнь плохо слышал.

"Я работал на заводе, много не читал, не знаком со многими произведениями. Но мои друзья, коллеги в Корее говорят: "Фильмы у тебя хорошие, но если бы ты прочитал пару книг Достоевского, цены бы тебе не было", – говорил самоироничный Ким Ки Дук во время мастер-класса в Алматы в 2011 году.

После армии два года провёл в церкви для незрячих, намереваясь стать священником. Но взамен этой страсти пришло увлечение живописью. Ким Ки Дук отправился в Париж, где в 1990-1992 годах изучал историю искусства. Выставлялся в Европе как художник.


Мастер-класс в Алматы, 2011 год


О семье известно мало: сам Ким Ки Дук говорил, что это "обыкновенная, простая семья, каких тысячи". У него есть дочь, которая живёт в Южной Корее.

Его творческий путь был долгим: в середине 90-х, когда режиссёру было 36 лет, он выпустил первую картину в жанре драмы под названием "Крокодил". Популярность обрёл только в начале "нулевых". На фоне успеха Ким Ки Дук ушёл на три года из карьеры. В это время жил отшельником, почти ни с кем не общался, а позже выпустил документальный фильм "Ариран" о переживаниях режиссёра. После этого плодотворный художник снимал фильмы каждый год. В 2019 году был председателем Московского кинофестиваля, и признался, что ему сложнее оценивать фильмы, чем снимать.

"Мир постсоветской культуры и Ким Ки Дук имели много общего"

Ким Ки Дук – режиссёр, снимающий фестивальное кино, культовый, человек-легенда, ни на кого не похожий, самобытный, живущий в своём мире.

Российский кинокритик Антон Долин в интервью youtube-каналу "И грянул гром" рассказал, почему Ким Ки Дук был очень популярен среди зрителей стран бывшего Советского Союза.


Кинокритик Антон Долин о режиссёре Ким Ки Дуке


"Во время фестивалей он стоял в очередях, чтобы посмотреть все фильмы. Совершенно демократичный: джинсы, чёрная футболка, бейсболка. Очень скромный, открытый человек. Держался сам по себе, поодаль от всех. У Ким Ки Дука свой почерк, своё отношение к миру и человеку, свой чёрный юмор. Его трудно сравнивать с кем-то: Ким Ки Дук похож на Ким Ки Дука. В этом плане он был одинок. Есть схожесть с эстетикой Достоевского: крайность, насилие, драматизм, жестокость, садомазохизм. Для США и Европы его картины выглядели слишком странными, жестокими. В странах бывшего СССР, напротив, все его дикости принимали на ура. Для нас чем страннее, тем лучше. Мир постсоветской культуры и Ким Ки Дук имели много общего", – сказал Антон Долин.

Коллеги-режиссёры отмечают, что фильмы Ким Ки Дука отличает созданный им мир, в который погружается зритель.

"Кинематографический мир Ким Ки Дука абсолютно уникален, неповторим. Он, может быть, находится вне позиции гиперзвёзд кино, но он находится в позиции уникального, собственного, им созданного мира. Он не стандартный художник, это и привлекает зрителя. Я, когда ещё не был в Южной Корее, наивно полагал, что эта страна и есть киномир Ки Дука, но на самом деле они не имеет ничего общего. Это абсолютно фантазийный мир, но он создан таким тщательным, убедительным образом, что абсолютно уверен в его реальности. За это его любили фестивальное жюри, зрители. И этот мир с уходом самого Ким Ки Дука никуда не денется" , – сказал режиссёр Виталий Манский.

"Мой лучший учитель – люди, которые меня окружают"

Ким Ки Дук не имел режиссёрского образования, классическую литературу не читал, музыкой вдохновляться не мог из-за проблем со слухом. На вопрос, чем же он вдохновляется, советовал молодым, начинающим сценаристам наблюдать за людьми: чем они живут, с чем сталкиваются, как решают проблемы. Этот приём всегда выручал самого Ким Ки Дука: чтобы показать в картине жизнь героя, он сначала её наблюдал, прочувствовал и только потом снимал на плёнку. Кстати, сценарии к своим картинам он писал сам.


Ким Ки Дук

Ким Ки Дук / Фото koreaherald.com


"Операторская работа, актёрский состав очень важны, но самое главное – это сценарий. От того, как человек написал сценарий, можно понять, как воспринимается им мир. Очень важно знакомиться с опытом ведущих режиссёров, читать про них, но для меня самое ценное – ходить и погружаться в среду, влиться и прочувствовать всё до деталей. Чем больше информации бытового характера, тем успешнее сценарий. У меня нет образования, но мой учитель – это люди, которые меня окружают", – говорил Ким Ки Дук.

Видимо, поэтому его часто видели одиноко гуляющим в городе. Часто на кинофестивалях его видели прогуливающимся пешком, без машины, охраны. При своей популярности он вёл себя очень скромно.

"Я нахожусь в обществе и наблюдаю людей, которые сталкиваются с проблемами. Эти проблемы рождают в моей голове определённый диалог и он откладывается в голове для истории, которую я начинаю писать. Бывает так: я записываю что-то, откладываю на время и через какое-то время это меня снова затронуло, так появляется история", – объяснял появление идей для сценарий к фильмам мастер.

Ким Ки Дук называл себя счастливым человеком, потому что путешествовал по разным странам и встречал людей, которые любят его работы, готовы помогать снимать кино. Это он называл абсолютным счастьем. Планировал снять кино в Стамбуле и Москве. Этому не суждено было сбыться.

Informburo.kz подготовил подборку фильмов Ким Ки Дука, посмотрев которые можно погрузиться в его уникальный мир, где он обнажает пороки человечества. Сам режиссёр говорил: "Все люди совершают проступки, а без чёрного нельзя увидеть белое".

За свою карьеру Ким Ки Дук снял три десятка картин. Мы приводим самые популярные.

"Самаритянка"

Картина снята в 2004 году. За неё Ким Ки Дук был удостоен "Серебряного медведя" Берлинского международного кинофестиваля за лучшую режиссуру.

Драма с элементами триллера рассказывает о проституции. Юная Ё-джин рано потеряла маму и живёт с отцом. Подруга девушки по имени Чэ-ён занимается проституцией. Они вместе хотят поехать путешествовать по Европе, и поэтому откладывают деньги. Вскоре и сама Ё-джин начинает торговать собой. Став проституткой, героиня уже не представляет другой жизни. Такой образ жизни всё больше ей нравится.


Трейлер х\ф "Самаритянка", режиссёр Ким Ки Дук, 2004 год


О том, чем занимается дочь, узнаёт отец героини, и его реакция оказалась крайне радикальной и шокирующей.

"Пустой дом"

История о двух возлюбленных, живущих чужой жизнью. Главный герой по имени Тхэ-сок разъезжает на мотоцикле по городу, развешивая на дверях домов рекламные плакаты. А вечером срывает брошюры с того дома, где отсутствует хозяин. Проникает в квартиру и живёт там: моет посуду, стирает бельё, чинит вещи.


Трейлер х\ф "Пустой дом", режиссёр Ким Ки Дук, 2004 год


В одном из домов он встречает молчаливую женщину. Героиня по имени Сон-хва несчастлива в браке, муж часто бьёт её. Молодые люди сближаются и сбегают. Дальше они будут жить, как делал Тхэ-сок: надевая чужую одежду, примиряя на себя роли хозяев квартир, меняя одну квартиру за другой, один дом за другим.

Картина получила "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля.

"Весна, лето, осень зима и снова весна"

Фильм вышел в 2003 году. Это философская мелодрама, рассказывающая об этапах жизни человека как о временах года.

Никто не может изменить ход природных явлений – это главная идея картины. Сначала что-то рождается, затем какое-то время живёт, а в конце пути умирает. И даже паре одиноких монахов, обитающих в плавучей хижине на озере, не подвластно изменить природу вещей. По мере смены времени года сами монахи чувствуют на себе влияние природных явлений, которые заставляют их меняться в ту или иную сторону. Несмотря на отшельнический образ жизни, весной они расцветают и наполняются скрытыми яркими желаниями, а осенью, наоборот, их жизнь угасает. Под присмотром наставника молодой монах познаёт все радости и горести земной жизни...


Трейлер фильма "Весна, лето, осень зима и снова весна", режиссёр Ким Ки Дук, 2003 год


Картина об отношениях внутри общества, жизнь людей. Интересный факт: в части "Зима" главную роль исполнил сам режиссёр. Ким Ки Дук рассказывал, что с предложением сыграть он обратился к нескольким известным в Южной Корее актёрам, но они отказались. Тогда Ким Ки Дук просто от безысходности решил сам сниматься.

Фильм, написанный без сценария, с текстом на три страницы. Каждый сезон снимали по 3-4 дня, за 20 дней материал был готов.

"Пьета"

Криминальная драма рассказывает об одиноком 30-летнем Ли Кан До. Он зарабатывает вымогательством денег у "кустарей", задолжавших местному ростовщику. Тех, кто отказывается платить, главный герой калечит, имитируя несчастный случай, чтобы те могли получить страховку и отдать долг.

Однажды Ли знакомится с женщиной, выдающей себя за его мать. Сначала герой ей не верит, затем долго проверяет. Постепенно Кан До понимает, что у него впервые появилась семья. Благодаря этому обстоятельству, а также беседам с некоторыми должниками, Ли осознаёт, что есть вещи поважнее денег, и оставляет преступную жизнь.

Однако женщина – это мать одной из жертв Ли, решившая отомстить обидчикам, что ей и удаётся.


Трейлер фильма "Пьета", режиссёр Ким Ки Дук, 2012 год


Своё название картина получила в честь знаменитой скульптуры Микеланджело, в переводе с итальянского оно означает "милосердие".

В 2012 году Ким Ки Дук за "Пьету" получил главный приз – "Золотого льва" на Венецианском кинофестивале.

"Натянутая тетива"

Мелодрама снята в 2005 году. В картине режиссёр затронул тему любви и выбора. По сюжету, 60-летний старик и 16-летняя девушка живут вдвоём на острове, вдали от посторонних глаз. Пожилой жених планирует жениться на юной красавице, как только ей исполнится 17 лет. Но всё меняется, когда между девушкой и неожиданно появившимся юношей-рыбаком вспыхивает искра подростковой влюблённости.


Трейлер фильма "Натянутая тетива", режиссёр Ким Ки Дук, 2005 год


Фильм получил многочисленные награды на кинофестивалях в Португалии и Аргентине.

"Растворяться"

Картина снята в 2019 году в Алматы. Ким Ки Дук приезжал сюда во время Almaty Film Festival в 2018 году, тогда и зародилась идея написать сценарий и снять его в Алматы. Вдохновился режиссёр атмосферой города: горы, архитектура, люди, культовые места.

Главная героиня Дин (сокращение имени Динара. – Авт.) – скромная девственница, которую держат в строгости мама и брат. Ей не разрешают носить обтягивающую одежду и заставляют каждый час отчитываться по телефону о своём местонахождении.

Читайте также: Ким Ки Дук снял фильм в Казахстане. О чём он, и почему из него вырезали сцены секса?

Тему раздвоения, альтер-эго, Ким Ки Дук передаёт через вторую героиню – альтернативную Дин.


Кадр из фильма "Раздвоение"

Кадр из фильма "Растворяться" / Фото с сайта thedailybeast.com


Две личности одной героини – практически метафора параллельных миров, в которых живут представители одного этноса в одном городе: они могут выглядеть почти одинаково, но быть бесконечно далёкими (а может быть, близкими?) на уровне ценностей. Картина почти открытым текстом говорит о том, что не надо вставать ни на чью сторону, нужно искать себя.

"Ариран"

Документальный фильм, снятый в 2011 году Ким Ки Дуком. Картина стала первой работой после того, как режиссёр на три года ушёл в отшельники. Позже он объяснял, что это время было перерывом, потраченным на наполнение энергией.

"Ариран" – своего рода исповедь. Фильм снимался одной камерой. Главный герой – Ким Ки Дук. Он разговаривает со своей тенью, которая задаёт философские вопросы.

В драме показаны условия отшельнической жизни, в которой пребывал режиссёр: хижина, кошка, печка, собственноручно сделанные мебель и кофемашина, рисоварка.


Трейлер фильма "Ариран", режиссёр Ким Ки Дук, 2011 год


"Люди занимаются самоистязанием, мазохизмом, садизмом" – слоган этой картины.

Картина получила премию "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля.