"Казахстанцы – лучшие контентмейкеры в Центральной Азии". Что делает государство для поддержки креативных индустрий

Фото depositphotos.com
Фото depositphotos.com
Потенциал креативной индустрии в Казахстане ещё предстоит оценить.

В одном из выступлений президент РК Касым_Жомарт Токаев отметил, что креативная индустрия станет одной из важнейших точек экономического прогресса страны. Эта сфера хорошо развивается, особенно в последнее время. Об этом свидетельствует тот факт, что в прошлом году Казахстан поднялся в мировом рейтинге Global Innovation Index-2024 по показателю "Креативные товары и услуги" с 93 на 65 место. Министр культуры и информации РК Аида Балаева также рассказала о развитии креативной индустрии на заседании правительства. Informburo.kz решил обратить внимание на самые интересные проекты этой сферы.

"Высокий экспортный потенциал для креативной индустрии Казахстана заключается в производстве кино и сериалов", – считает медиаменеджер, гендиректор продюсерского центра Top Pro Cinema Александр Аксютиц. Об этом свидетельствует аналитика просмотров в YouTube таких проектов центра, как "5:32", "Саке", "Сержан братан", – эти сериалы пользуются высоким спросом за пределами Казахстана.

"По моему мнению, одним из знаковых проектов в креативной индустрии стал "Salem Social Media". Это новая волна в сфере сериалов. Мы на практике показали, что казахстанцы – лучшие контентмейкеры в Центральной Азии. Также очень мощный толчок в медиа-сфере дал ТРК Президента. Впечатляют успехи телеканала "Жибек жолы" и их команды маркетологов. Они дали телевидению новое дыхание", – отмечает продюсер.

К слову, главный партнёр центра Top Pro Cinema, который занимается производством сериалов для стриминговых платформ, – "Кинопоиск".

"Благодаря ему уже сегодня мы привлекаем в креативную экономику Казахстана десятки миллионов тенге, завтра это будут сотни миллионов, а послезавтра, – надеюсь, миллиарды", – подчеркнул медиаменеджер.

Среди нашумевших проектов креативной индустрии и видеоигра Grand Mobile, разработанная казахстанской студией Grand Games. На сегодня её установили уже более 60 млн игроков. Всего за пару лет игра принесла свыше 30 млн долларов выручки.

Тенденция ежемесячного прироста игроков и дохода от Grand Mobile показывает, что казахстанский продукт пользуется популярностью: в 2024 году более 90% выручки приходилось на экспорт, а всего через две недели после запуска двух европейских серверов на английском языке игра вошла в топ-3 Play Market в Польше и Румынии.

В этом году ожидается мировой релиз игры на таких маркетплейсах, как Google, Apple, Huawei и Xiaomi. Основатель игровой студии Grand Games связывает взлёт игры с возможностями, которые появились благодаря поддержке государства и условиям, созданным в Astana Hub.

К слову, по итогам прошлого года разработчики компьютерных игр внесли значительный вклад в развитие креативной индустрии Казахстана – около 460 млрд тенге.

"Креативная индустрия может стать для Казахстана одним из новых локомотивов экономики. Яркий пример – Южная Корея. K-POP и производство кино и сериалов приносит этой стране сотни миллионов долларов прибыли, а также обеспечивает работой десятки тысяч человек. Казахстан тоже так может", – считает Александр Аксютиц.

Разумеется, создателям всего креативного, чтобы они могли сфокусироваться на прекрасном и выдавать качественный продукт, хотя бы на первом этапе нужна поддержка. Здорово, что здесь государство идет навстречу: по поручению Президента будет создан Фонд развития креативной индустрии, бюджет которого сформируют за счет отчислений в размере 3% от деятельности национального лотерейного оператора.

Фонд будет разрабатывать и реализовывать различные финансовые и нефинансовые меры поддержки на конкурсной основе для развития креативных проектов по экспорту на международные рынки и осуществлять деятельность по четырём основным направлениям:

  • выявление талантов, организация конкурсов, креатонов, мобильных продюсерских центров, парсинг в регионах;
  • развитие проектов, их акселерация и инкубация, коммерциализация, поиск и привлечение инвестиций;
  • развитие инфраструктуры, в том числе сети хабов, организация постоянных арт-площадок;
  • содействие экспорту, выход на зарубежную аудиторию, маркетинг и PR, защита авторского права.

Кроме того, Фонд будет иметь региональные представительства на базе создаваемых креативных центров. Сегодня по республике функционируют 12 таких хабов в Астане, Алматы, Шымкенте, Туркестанской, Атырауской, Кызылординской, Актюбинской, Мангистауской областях, а также в СКО, ВКО, областях Абай и Улытау. В этом году откроют ещё восемь креативных центров.

Налоговые послабления для креаторов, дополнительные креативные пространства и формирование Совета по развитию креативных индустрий при правительстве – все это, безусловно, шаги нужные, но довольно привычные и "скучные". А вот уникальная онлайн-платформа e-Creative для создания единого реестра представителей креативных индустрий республики звучит интересно.

Как рассказали Informburo.kz в lепартаменте креативных индустрий МКИ РК, проект ориентирован на поддержку и развитие креативных индустрий страны, облегчение доступа к ресурсам, информации и услугам для предприятий и специалистов в области креативных отраслей. Платформа будет способствовать продвижению отечественных креативных продуктов и услуг, а также предоставит бизнесу и государственным органам мощные инструменты для мониторинга и анализа этого важного сектора экономики.

Такая платформа даст возможность быстро находить нужных людей, отслеживать динамику количества субъектов креативных индустрий, автоматизировать бизнес-процессы по продвижению отечественных креативных продуктов и услуг. Правда, для того чтобы она хорошо работала, первым делом надо сформировать региональный пул креаторов для интеграции их в единый госреестр.

К слову, в конце апреля в Астане и Алматы пройдет фестиваль "Всемирный день креативности", где наверняка удастся собрать львиную долю представителей индустрии, чтобы как раз внести их в реестр. Таким образом Казахстан официально присоединяется к глобальной инициативе World Creativity and Innovation Day, провозглашенной ООН и ежегодно отмечаемой во всём мире.

Как рассказал один из организаторов, соучредитель и член правления Альянса креативных индустрий Казахстана Давид Туганов, гостей и участников фестиваля ждут лекции, мастер-классы, встречи художников, блогеров, журналистов, иллюстраторов, стартаперов, открытые для идей и творчества пространства.

"Фестиваль креативности для нас – это не просто событие, это мощный инструмент катализации всех участников креативной экосистемы. В первую очередь это креаторы, творцы, те, кто формирует культурную и эмоциональную ткань нашего общества. Особенно вдохновил нас термин, который используют наши коллеги из Бразилии – inspirers, то есть вдохновители. Это не только художники, музыканты, дизайнеры или актеры. Это и предприниматели из сферы креативных индустрий, которые своим примером вдохновляют других создавать что-то прекрасное, уникальное, живое", – поделился Давид Туганов.

Фестиваль станет отличной возможностью для креаторов и вдохновителей не только презентовать свои проекты и идеи широкой аудитории, получить признание и новые контакты, но и в целом повлиять на развитие креативной экономики Казахстана.

"Мы не просто хотим провести "развлекательное" мероприятие. Это осознанный вклад в устойчивость и развитие новой экономики. Сегодня многие даже не знают, что они – часть креативной индустрии. Кто-то говорит: "Я просто скульптор. А что, это теперь как-то поддерживается государством?" Да! Официально заявлено: креативные индустрии признаны приоритетом и поддерживаются правительством. Это – новая экономика. У неё есть экспортный потенциал, инвестиционная привлекательность, возможность влиять на социальные и культурные процессы", – отметил Давид Туганов.

К слову, Астана и Алматы – только старт. В 2026 году организаторы планируют охватить все областные центры Казахстана, чтобы фестиваль стал национальным движением.

"У нас талантливый народ, и у нашей креативной индустрии мощный потенциал. Если мы будем наращивать инвестиции в творцов Казахстана, отдача будет колоссальная. Люди – наша главная опора", – добавил Александр Аксютиц.

Напомним, ранее на заседании правительства министр культуры и информации Аида Балаева привела цифры, согласно которым вклад креативной индустрии Казахстана в ВВП пока составляет 1%, а в сфере креативных индустрий работают 143 тысячи казахстанцев.

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ