Две боевые машины построены специально для Военно-воздушных сил нашей страны в рамках контракта с РФ по перевооружению казахстанской армии.
26 и 27 декабря личный состав Талдыкорганской авиабазы встречал новую боевую технику. С авиастроительного завода в российском Иркутске пришли два многоцелевых истребителя Су-30СМ с бортовыми номерами 7 и 8. Самолёты перегоняли российские летчики-испытатели.
Первый самолёт пилотировали тест-пилоты российской корпорации "Иркут" Сергей Манадишев и Дмитрий Смелый.
27 декабря в районе авиабазы совсем испортилась погода, и вторая машина садилась практически в экстремальных условиях. Однако российские тест-пилоты Максим Конюшин и Сергей Михалюк успешно справились с задачей. На аэродроме их ждал теплый приём. Кроме личного состава авиабазы самолёт и российских лётчиков встречали почётные гости – первый казахстанский космонавт Тохтар Аубакиров и экс-командующий Сил воздушной обороны РК генерал-лейтенант Нурлан Орманбетов. Именно при нём была запущена программа перевооружения казахстанских ВВС.
Итак, теперь в Казахстане уже 8 современных многоцелевых истребителей поколения 4++. Это уже две трети полноценной эскадрильи. Как известно, эскадрилья в военно-воздушных силах постсоветских государств состоит из 12 машин вместе с подготовленным лётным составом и техническим персоналом. Авиационный полк (в Казахстане, учитывая специфику наших Вооружённых сил, – авиационная база) состоит из 3 эскадрилий (36 машин). Эскадрилья является основным тактическим авиационным подразделением, способным самостоятельно выполнять широкий спектр всевозможных боевых задач, и в некоторых случаях может быть отдельной воинской частью.
Предполагается, что полноценная эскадрилья из Cу-30 СМ будет сформирована в конце 2019 года. Казахстан должен получить еще 4 новые боевые машины. Поставляются Су-30 СМ по ценам, установленным для российской армии, так как наша страна является активным участником ОДКБ. Кроме того, Казахстан – очень важное звено в единой системе ПВО государств-СНГ, так как контролирует обширную часть центрально-азиатского воздушного пространства. Все 12 бортов войдут в боевой состав 604-й авиабазы в Талдыкоргане (в/ч 21751). Здесь же будут осуществлять подготовку личного состава для работы с этими самолётами.
Су-30 СМ (серийный модернизированный) – российский многоцелевой двухместный тяжёлый истребитель поколения 4++. Самолёт оборудован двумя двухконтурными форсированными турбореактивными двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, что придаёт ему сверхманёвренность. И это считается его главным преимуществом.
Именно Су-30 СМ, модификация для российских Вооружённых сил, считается самой продвинутой в семействе аналогичных машин, поставляемых на экспорт. Истребитель создавался в рамках совместно российско-индийского проекта с локализацией производства в Индии. Эта машина носит индекс Су-30 МКИ. На сегодняшний день в этой стране находится самая большая группировка Су-30, около 225 машин. Истребители семейства Су-30 кроме Казахстана и России состоят на вооружении восьми стран мира. Это Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия и Уганда.
Су-30 CМ создавался как самолёт для командного боя, поэтому он двухместный. Истребитель оснащён бортовым ПФАР-радаром, получивший наименование Н011 "Барс", который значительно превосходит все ранее размещавшиеся на истребителях семейства Су-27 аналогичные системы.
С помощью этого узла тяжёлый истребитель фактически берёт на себя функции самолёта дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). К примеру, истребитель противника Су-30 может обнаружить на удалении до 140 километров, группу танков – до 50 км, а морские цели – до 120 км. Самолёт может не только поражать воздушные, наземные и надводные цели с помощью собственного ракетного вооружения, но и наводить на них истребители-бомбардировщики с меньшим радиусом обнаружения целей. Применительно к Казахстану – это модернизированные Су-27.
Если добавить к этому современную компьютерную начинку и сверхманёвренность, иногда выходящую за пределы аэродинамики, то Су-30 превращается в грозную многоцелевую воздушную платформу, которая способна наносить потенциальному противнику огромный ущерб. На Су-30 установлено множество современных узлов, таких как оптический радар обнаружения целей, а также встроенный в шлем лётчиков интерфейс системы наведения вооружения. Он позволяет управлять боевыми системами самолёта буквально поворотом головы.
Су-30 считается истребителем поколения 4++, то есть по своим тактико-техническим характеристикам он вплотную приближен к "пятым". Это, как известно, такие машины как американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, новейший российский Су-57 и китайский J-20. Единственное, что отсутствует у Су-30 – стелс-технологии. Однако это вопрос концептуальный. С таким мощным бортовым радаром как "Барс" самолёт легко обнаруживается потенциальным противником. А стелс-истребители и бомбардировщики атакуют противника скрытно, с выключенными радарами – цель для них обычно подсвечивает самолёт ДРЛО, находящийся на значительном удалении (который, кстати, весьма уязвим). Су-30 же работает в открытую, с применением мощных средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
В качестве систем радиоэлектронной борьбы на Су-30 СМ применяются российские "Хибины" и "Сорбция-С". Расчёты показывают, что они могут не только "ослепить" радары вражеских истребителей, но вывести из строя целые наземные комплексы ПВО.
Казахстанские Су-30 СМ способны также поражать наземные цели с помощью бортового вооружения различной номенклатуры, в частности, неуправляемыми авиационными ракетами (НАР). Для выполнения учебных задач в 50 километрах от авиабазы в Талдыкоргане функционирует полигон "Кызылагаш”.
Су-30СМ активно применялся в Сирии Воздушно-космическими силами России. Опыт этой военной кампании показывает, что авиация сегодня является грозной силой на любом театре военных действий, даже таком запутанном и специфическом, как сирийская гражданская война. И массированное применение авиационных средств может за довольно короткий период кардинально изменить ход таких вооружённых конфликтов.
В 2005 году Су-30 МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях. В 2015-м в Великобритании в рамках международных учений "Индрахануш" ("Радуга") были проведены учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon КВВС Великобританиии и Су-30 МКИ ВВС Индии. Индийские ВВС одержали победу над ВВС Британии со счётом 12:0.
По мнению казахстанского лётчика-аса полковника Жанибека Жумашева, Су-30 СМ, это на сегодняшний день – самое ценное приобретение казахстанских военно-воздушных сил.
– К примеру, по сравнению с Су-27 радиолокационная станция на порядок мощнее, – считает Жанибек Жумашев. – Она способна подсвечивать цели на значительно больших дистанциях. Совсем другие возможности использования прицельного комплекса по наземным объектам. Если Су-27 используется по наземным целям только при визуальном контакте с целью, то Су-30 может по ним работать без визуального контакта – в ночных условиях, в сложных метеоусловиях, в режиме навигационного бомбометания. Таких возможностей у Су-27 нет. Мы уже применяли новую технику в подобных условиях, и наш лётный состав показал неплохие результаты: в установленное время и с большой точностью на полигоне поражались цели. Использовались неуправляемые авиабомбы, причём с различных высот. Главным достижением стало бомбометание с 5 000 метров. Там были отличные результаты по точности и времени попадания. Стреляли также из пушечного вооружения и неуправляемого ракетного вооружения.
Командир Талдыкорганской авиабазы полковник Аскар Избасов:
– Весь авиационный состав нашей части прошёл практическое переобучение в России. Причём многие лётчики имеют допуск уже как инструкторы, то есть сами способны обучать лётный состав. Теперь мы можем полноценно эксплуатировать самолёты и готовить для себя кадры, не прибегая к помощи иностранных специалистов. Машина новая и уникальная по своим характеристикам, и нужен очень хороший фундамент – знания, учения, навыки – для того чтобы её освоить.
Тактико-технические характеристики Су-30СМ:
Технические характеристики:
- Экипаж: 2 человека.
- Длина: 21,9 м.
- Размах крыла: 14,7 м.
- Высота: 6,36 м.
- Площадь крыла: 62 м².
Масса:
- пустого: 18 800 кг;
- нормальная взлётная: 24 900 кг;
- максимальная взлётная: 34 500 кг;
- предельная взлётная: 38 800 кг;
- топлива: 9640 кг.
Двигатель: 2×ТРДДФ "АЛ-31Ф" (АЛ-31ФП на Су-30СМ)
Тяга:
- максимальная бесфорсажная: 2×7770 кгс;
- на форсаже: 2×12500 кгс;
- углы отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): ±16° в любом направлении, ±20° плоскости;
- скорость отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): 60°/с;
- масса: 1520 кг.
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G
Лётные характеристики
Максимальная скорость:
- у земли: 1350 км/ч (М=1,13);
- на высоте: 2125 км/ч (М=1,9-2,0 для варианта с ПГО).
Дальность полёта:
- у земли: 1270 км;
- на высоте: 3000 км;
- боевой радиус: 1500 км.
Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок).
Практический потолок: 17 300 м.
Скороподъёмность: 13 800 м/мин (230 м/с).
Длина разбега: 550 м.
Длина пробега: 750 м.
Тяговооружённость:
- при нормальной взлётной массе: 1,00;
- при максимальной взлётной массе: 0,84;
- при предельной взлётной массе: 0,76.
Нагрузка на крыло:
- при нормальной взлётной массе: 398 кг/м²;
- при максимальной взлётной массе: 532 кг/м².
Вооружение
Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1.
Точки подвески: 12.
Боевая нагрузка: 8000 кг (до 10,4 т по РЛЭ).
Подвесное вооружение:
- 6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС.
- Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц).
- Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц).
- Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.
-
1🏃📱 Одному из участников ночного забега в Астане подарят iPhone 15 Pro
- 6457
- 0
- 20
-
2🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5209
- 1
- 6
-
3🌡Прогноз погоды на 21 ноября: метель и гололёд ожидаются на севере и востоке Казахстана
- 2745
- 0
- 5
-
4🟢 Лицензирование детских садов введут в Казахстане с 2027 года
- 2436
- 3
- 18
-
5👨⚕️ Пациенту ампутировали ногу по вине врача: хирург избежал реального срока в ЗКО
- 2470
- 2
- 39
-
6🟢 Премию Михаила Дорофеева вручили основателю проекта Protenge Джамиле Маричевой
- 2513
- 0
- 8
-
7🆕🆕🆕🆕 Таразский университет использовали для фиктивной регистрации мигрантов
- 2415
- 1
- 16
-
8💬💬 "Мать была на работе..." О гибели четырёх детей при пожаре в Астане
- 2377
- 2
- 27
-
9🟪 Ерлан Карин: Число вышедших из казахстанского гражданства с 2019 уменьшилось более чем в 16 раз
- 2441
- 6
- 105
-
10⛈ На США обрушился "циклон-бомба": власти готовятся к тяжёлым последствиям
- 2387
- 0
- 21