Прямой эфир Новости спорта

Казахстанские ВВС получили еще пару Су-30СМ

Фото Григория Беденко
Фото Григория Беденко
Буквально перед самым Новым годом российская авиастроительная корпорация "Иркут" поставила в Казахстан очередную партию истребителей Су-30СМ.

Две боевые машины построены специально для Военно-воздушных сил нашей страны в рамках контракта с РФ по перевооружению казахстанской армии.

26 и 27 декабря личный состав Талдыкорганской авиабазы встречал новую боевую технику. С авиастроительного завода в российском Иркутске пришли два многоцелевых истребителя Су-30СМ с бортовыми номерами 7 и 8. Самолёты перегоняли российские летчики-испытатели.


Видео Министерства обороны


Первый самолёт пилотировали тест-пилоты российской корпорации "Иркут" Сергей Манадишев и Дмитрий Смелый.


Борт №7 заруливает на стоянку

Борт №7 заруливает на стоянку / Фото Министерства обороны



Тест-пилоты корпорации “Иркут” Дмитрий Смелый (слева) и Сергей Манадишев

Тест-пилоты корпорации "Иркут" Дмитрий Смелый (слева) и Сергей Манадишев / Фото Министерства обороны


27 декабря в районе авиабазы совсем испортилась погода, и вторая машина садилась практически в экстремальных условиях. Однако российские тест-пилоты Максим Конюшин и Сергей Михалюк успешно справились с задачей. На аэродроме их ждал теплый приём. Кроме личного состава авиабазы самолёт и российских лётчиков встречали почётные гости – первый казахстанский космонавт Тохтар Аубакиров и экс-командующий Сил воздушной обороны РК генерал-лейтенант Нурлан Орманбетов. Именно при нём была запущена программа перевооружения казахстанских ВВС.


Борт №8 рулит на стоянку

Борт №8 рулит на стоянку / Фото Министерства обороны



Перелет из Иркутска занял несколько часов

Перелёт из Иркутска занял несколько часов / Фото Министерства обороны



Летчик-испытатель корпорации “Иркут” Максим Конюшин

Лётчик-испытатель корпорации "Иркут" Максим Конюшин / Фото Министерства обороны



Несмотря на плохую погоду российских летчиков-испытателей встречали очень тепло

Несмотря на плохую погоду российских лётчиков-испытателей встречали очень тепло / Фото Министерства обороны



Среди встречающих был Тохтар Аубакиров

Среди встречающих был Тохтар Аубакиров / Фото Министерства обороны



Летчик-испытатель корпорации “Иркут” Сергей Михалюк

Летчик-испытатель корпорации "Иркут" Сергей Михалюк / Фото Министерства обороны


Итак, теперь в Казахстане уже 8 современных многоцелевых истребителей поколения 4++. Это уже две трети полноценной эскадрильи. Как известно, эскадрилья в военно-воздушных силах постсоветских государств состоит из 12 машин вместе с подготовленным лётным составом и техническим персоналом. Авиационный полк (в Казахстане, учитывая специфику наших Вооружённых сил, – авиационная база) состоит из 3 эскадрилий (36 машин). Эскадрилья является основным тактическим авиационным подразделением, способным самостоятельно выполнять широкий спектр всевозможных боевых задач, и в некоторых случаях может быть отдельной воинской частью.


Парный взлет Су-30 СМ с аэродрома в Талдыкоргане

Парный взлёт Су-30 СМ с аэродрома в Талдыкоргане / Фото Григория Беденко


Предполагается, что полноценная эскадрилья из Cу-30 СМ будет сформирована в конце 2019 года. Казахстан должен получить еще 4 новые боевые машины. Поставляются Су-30 СМ по ценам, установленным для российской армии, так как наша страна является активным участником ОДКБ. Кроме того, Казахстан – очень важное звено в единой системе ПВО государств-СНГ, так как контролирует обширную часть центрально-азиатского воздушного пространства. Все 12 бортов войдут в боевой состав 604-й авиабазы в Талдыкоргане (в/ч 21751). Здесь же будут осуществлять подготовку личного состава для работы с этими самолётами.


Современное оборудование пилотской кабины

Современное оборудование пилотской кабины / Фото Григория Беденко


Су-30 СМ (серийный модернизированный) – российский многоцелевой двухместный тяжёлый истребитель поколения 4++. Самолёт оборудован двумя двухконтурными форсированными турбореактивными двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, что придаёт ему сверхманёвренность. И это считается его главным преимуществом.


Обслуживание самолета

Обслуживание самолёта / Фото Григория Беденко



Видео Министерства обороны


Именно Су-30 СМ, модификация для российских Вооружённых сил, считается самой продвинутой в семействе аналогичных машин, поставляемых на экспорт. Истребитель создавался в рамках совместно российско-индийского проекта с локализацией производства в Индии. Эта машина носит индекс Су-30 МКИ. На сегодняшний день в этой стране находится самая большая группировка Су-30, около 225 машин. Истребители семейства Су-30 кроме Казахстана и России состоят на вооружении восьми стран мира. Это Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия и Уганда.


Одиночный вылет

Одиночный вылет / Фото Григория Беденко


Су-30 CМ создавался как самолёт для командного боя, поэтому он двухместный. Истребитель оснащён бортовым ПФАР-радаром, получивший наименование Н011 "Барс", который значительно превосходит все ранее размещавшиеся на истребителях семейства Су-27 аналогичные системы.


На аэродроме во время полетов

На аэродроме во время полётов / Фото Григория Беденко


С помощью этого узла тяжёлый истребитель фактически берёт на себя функции самолёта дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). К примеру, истребитель противника Су-30 может обнаружить на удалении до 140 километров, группу танков – до 50 км, а морские цели – до 120 км. Самолёт может не только поражать воздушные, наземные и надводные цели с помощью собственного ракетного вооружения, но и наводить на них истребители-бомбардировщики с меньшим радиусом обнаружения целей. Применительно к Казахстану – это модернизированные Су-27.


Летчики-инструкторы 604-й авиабазы могут самостоятельного готовить личный состав к полетам на Су-30 СМ

Лётчики-инструкторы 604-й авиабазы могут самостоятельного готовить личный состав к полётам на Су-30 СМ / Фото Григория Беденко



Видео Министерства обороны


Если добавить к этому современную компьютерную начинку и сверхманёвренность, иногда выходящую за пределы аэродинамики, то Су-30 превращается в грозную многоцелевую воздушную платформу, которая способна наносить потенциальному противнику огромный ущерб. На Су-30 установлено множество современных узлов, таких как оптический радар обнаружения целей, а также встроенный в шлем лётчиков интерфейс системы наведения вооружения. Он позволяет управлять боевыми системами самолёта буквально поворотом головы.


Тепловой след от двигателей самолета на форсаже

Тепловой след от двигателей самолёта на форсаже / Фото Григория Беденко


Су-30 считается истребителем поколения 4++, то есть по своим тактико-техническим характеристикам он вплотную приближен к "пятым". Это, как известно, такие машины как американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, новейший российский Су-57 и китайский J-20. Единственное, что отсутствует у Су-30 – стелс-технологии. Однако это вопрос концептуальный. С таким мощным бортовым радаром как "Барс" самолёт легко обнаруживается потенциальным противником. А стелс-истребители и бомбардировщики атакуют противника скрытно, с выключенными радарами – цель для них обычно подсвечивает самолёт ДРЛО, находящийся на значительном удалении (который, кстати, весьма уязвим). Су-30 же работает в открытую, с применением мощных средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).


Парный пилотаж

Парный пилотаж / Фото Григория Беденко


В качестве систем радиоэлектронной борьбы на Су-30 СМ применяются российские "Хибины" и "Сорбция-С". Расчёты показывают, что они могут не только "ослепить" радары вражеских истребителей, но вывести из строя целые наземные комплексы ПВО.


Переднее горизонтальное оперение Су-30 СМ, придающее ему сверхманевренность

Переднее горизонтальное оперение Су-30 СМ, придающее ему сверхманёвренность / Фото Григория Беденко


Казахстанские Су-30 СМ способны также поражать наземные цели с помощью бортового вооружения различной номенклатуры, в частности, неуправляемыми авиационными ракетами (НАР). Для выполнения учебных задач в 50 километрах от авиабазы в Талдыкоргане функционирует полигон "Кызылагаш”.


В небе над авиабазой

В небе над авиабазой / Фото Григория Беденко


Су-30СМ активно применялся в Сирии Воздушно-космическими силами России. Опыт этой военной кампании показывает, что авиация сегодня является грозной силой на любом театре военных действий, даже таком запутанном и специфическом, как сирийская гражданская война. И массированное применение авиационных средств может за довольно короткий период кардинально изменить ход таких вооружённых конфликтов.


Летчик-испытатель корпорации “Иркут”, Герой России Вячеслав Аверьянов перегонял первые Су-30 в Казахстан

Летчик-испытатель корпорации "Иркут", Герой России Вячеслав Аверьянов перегонял первые Су-30 в Казахстан / Фото Григория Беденко


В 2005 году Су-30 МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях. В 2015-м в Великобритании в рамках международных учений "Индрахануш" ("Радуга") были проведены учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon КВВС Великобританиии и Су-30 МКИ ВВС Индии. Индийские ВВС одержали победу над ВВС Британии со счётом 12:0.


Казахстанские Су-30 СМ на полетах

Казахстанские Су-30 СМ на полётах / Фото Григория Беденко


По мнению казахстанского лётчика-аса полковника Жанибека Жумашева, Су-30 СМ, это на сегодняшний день – самое ценное приобретение казахстанских военно-воздушных сил.

– К примеру, по сравнению с Су-27 радиолокационная станция на порядок мощнее, – считает Жанибек Жумашев. – Она способна подсвечивать цели на значительно больших дистанциях. Совсем другие возможности использования прицельного комплекса по наземным объектам. Если Су-27 используется по наземным целям только при визуальном контакте с целью, то Су-30 может по ним работать без визуального контакта – в ночных условиях, в сложных метеоусловиях, в режиме навигационного бомбометания. Таких возможностей у Су-27 нет. Мы уже применяли новую технику в подобных условиях, и наш лётный состав показал неплохие результаты: в установленное время и с большой точностью на полигоне поражались цели. Использовались неуправляемые авиабомбы, причём с различных высот. Главным достижением стало бомбометание с 5 000 метров. Там были отличные результаты по точности и времени попадания. Стреляли также из пушечного вооружения и неуправляемого ракетного вооружения.


Су-30 СМ на стоянке 604-й авиабазы

Су-30 СМ на стоянке 604-й авиабазы / Фото Григория Беденко


Командир Талдыкорганской авиабазы полковник Аскар Избасов:

– Весь авиационный состав нашей части прошёл практическое переобучение в России. Причём многие лётчики имеют допуск уже как инструкторы, то есть сами способны обучать лётный состав. Теперь мы можем полноценно эксплуатировать самолёты и готовить для себя кадры, не прибегая к помощи иностранных специалистов. Машина новая и уникальная по своим характеристикам, и нужен очень хороший фундамент – знания, учения, навыки – для того чтобы её освоить.

Тактико-технические характеристики Су-30СМ:

Технические характеристики:

  • Экипаж: 2 человека.
  • Длина: 21,9 м.
  • Размах крыла: 14,7 м.
  • Высота: 6,36 м.
  • Площадь крыла: 62 м².

Масса:

  • пустого: 18 800 кг;
  • нормальная взлётная: 24 900 кг;
  • максимальная взлётная: 34 500 кг;
  • предельная взлётная: 38 800 кг;
  • топлива: 9640 кг.

Двигатель: 2×ТРДДФ "АЛ-31Ф" (АЛ-31ФП на Су-30СМ)

Тяга:

  • максимальная бесфорсажная: 2×7770 кгс;
  • на форсаже: 2×12500 кгс;
  • углы отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): ±16° в любом направлении, ±20° плоскости;
  • скорость отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): 60°/с;
  • масса: 1520 кг.

Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G

Лётные характеристики

Максимальная скорость:

  • у земли: 1350 км/ч (М=1,13);
  • на высоте: 2125 км/ч (М=1,9-2,0 для варианта с ПГО).

Дальность полёта:

  • у земли: 1270 км;
  • на высоте: 3000 км;
  • боевой радиус: 1500 км.

Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок).

Практический потолок: 17 300 м.

Скороподъёмность: 13 800 м/мин (230 м/с).

Длина разбега: 550 м.

Длина пробега: 750 м.

Тяговооружённость:

  • при нормальной взлётной массе: 1,00;
  • при максимальной взлётной массе: 0,84;
  • при предельной взлётной массе: 0,76.

Нагрузка на крыло:

  • при нормальной взлётной массе: 398 кг/м²;
  • при максимальной взлётной массе: 532 кг/м².

Вооружение

Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1.

Точки подвески: 12.

Боевая нагрузка: 8000 кг (до 10,4 т по РЛЭ).

Подвесное вооружение:

  • 6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС.
  • Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц).
  • Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц).
  • Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров