Informburo.kz побывал в Национальном космическом центре, где завершается строительство основных производственных объектов. В руководстве НК "Қазақстан Ғарыш Сапары" утверждают, что уже в 2020 году высокотехнологичный производственный комплекс сможет выпускать комплектующие для космических аппаратов по заказу европейской группы Airbus Defence and Space.
Четыре года назад с европейского космодрома Куру, расположенного на территории Французской Гвианы и с пусковой базы "Ясный" в Оренбургской области РФ были запущены два спутника дистанционного зондирования Земли. Аппараты KazEOSat-1 и KazEOSat-2 были построены для Казахстана предприятиями европейской группы Airbus Defence and Space и британской компанией Surrey Satellite Technology.
В 2014 году для обслуживания спутников в Астане были построены и сданы в эксплуатацию два объекта: сегменты системы дистанционного зондирования Земли и высокоточной спутниковой навигации.
На территории комплекса также находятся антенные посты и центр управления полётом спутников. Эта наземная инфраструктура положила начало Национальному космическому центру РК.
В 2018-м году "Қазақстан Ғарыш Сапары" планирует завершить строительство ещё двух крупных объектов центра – здания специального конструкторско-технологического бюро космической техники (СКТБ) и здания сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов (СБИК). Также будут сданы вспомогательные сооружения для обеспечения работы этих двух объектов.
– В настоящий момент строительство находится на завершающей стадии – основные строительно-монтажные работы выполнены на 96%, - сообщил вице-президент "КГС" Рашит Абдразаков. – Ведётся монтаж технологического оборудования. Скоро начнутся его испытания. Это шесть испытательных участков, которые включают в себя механические испытания, вибрационные, акустические испытания, а также испытания на электромагнитную совместимость, термовакуумные испытания и т.д. Здесь, на земле будут создаваться условия космического пространства, в которые попадает спутник. И будут проводиться все виды испытаний, необходимые для того, чтобы спутник функционировал. Его работоспособность должна быть подтверждена заранее, на земле.
Здание СКТБ уже полностью построено, в настоящий момент завершается монтаж технологического оборудования и проводится подготовка к вводу объекта в эксплуатацию. Эксплуатировать СКТБ и СБИК будет совместное казахстанско-французское предприятие Ghalam. Оно было создано в марте 2010-го года. Учредителями являются "Қазақстан Ғарыш Сапары" и европейская корпорация Airbus Defence and Space.
– Airbus Defence and Space будет входить своими инвестициями в виде имущественного вклада, – рассказывает Рашит Ахметович. – Это компактный антенный полигон (CАTR). Его стоимость оценивается в 29,8 миллиона евро. Компактный антенный полигон – один из испытательных участков, который необходим для проверки функциональности антенн космического аппарата, в основном, телекоммуникационных антенн. Это довольно-таки большое помещение, так называемая "камера Фарадея", где будут проводиться испытания на все виды частот.
Остальное оборудование изготовлено на различных зарубежных предприятиях. Есть британский вибрационный стенд (VIB) от компании Brüel & Kjaer, стенд определения массовых характеристик космического аппарата (MPM) производства американской компании Space Еlectronics, камера электромагнитной совместимости (EMC) французской Siepel, термовакуумная камера (TVAK2) от бельгийской АLM, а также реверберационная акустическая камера (RAC) от французской Sereme.
– Мы планируем до конца года осуществить ввод объекта в эксплуатацию, – делится планами Рашит Абдразаков. – Весь 2019 год будет проходить так называемая операционная квалификация СБИК. Это очень сложный процесс. Мы проходим сейчас этап сертификации участков для того, чтобы в Казахстане могли производиться комплектующие для спутников. Они, в свою очередь, должны будут поставляться для зарубежных компаний. В настоящий момент мы этот процесс уже прошли на пяти участках в СКТБ. Процесс включает в себя подготовку персонала, который был обучен в наших и зарубежных вузах (дополнительно мы отправляли наших людей на стажировку в Европу). В рамках изготовления наших первых спутников, которые строили во французской Тулузе и в британском графстве Суррей, мы параллельно обучили своих инженеров-конструкторов. В настоящий момент они уже применяют свои знания здесь.
В настоящий момент в "Қазақстан Ғарыш Сапары" трудятся около 240 штатных специалистов, в Ghalam – около 90 человек. Ожидается увеличение количества сотрудников: у Ghalam будет чуть больше 100 специалистов, у "Қазақстан Ғарыш Сапары" порядка 315.
– Что касается строительства, то у нас территория Национального космического центра – около 30 гектаров. Производственная территория располагается на 15 гектарах. Остальная территория – это вторая очередь строительства. Там будут находиться жилые дома для наших работников, административные здания, музейная часть и т.д. Планируется строительство школы на территории. То есть это космический городок, где люди будут работать и жить. В настоящий момент по второй очереди у нас определён инвестор. Это малазийская компания King. Сейчас ведётся проектирование жилых домов. В следующем году начнётся их строительство, – сообщил вице-президент "КГС".
– Перед нами стоит задача до конца года сдать основной объект, в следующем году мы будем проводить комплексные испытания. Это стандартная процедура для подтверждение квалификация. С 2020-го года начнём полноценное производство.
– Предполагается, что в первые годы работы наших предприятий в основном будут казахстанские заказы, – прогнозирует Рашит Абдразаков. – Сейчас разрабатываются документы для того, чтобы получить финансирование на замену наших спутников ДЗЗ (KazEOSat-1 и KazEOSat-2). У них срок активного существования – около семи лет. К моменту завершения этого срока мы должны уже изготовить и запустить новые спутники на замену. Также предполагается замена телекоммуникационного спутника KaзCат-2. У него срок службы побольше, чем у спутников ДЗЗ, но в ближайшие годы потребуется замена. Сейчас отрабатывается процедура получения финансирования на следующий космический аппарат.
По словам вице-президента "КГС", СБИК создавался для того, чтобы изготовление спутников для Казахстана проходило на казахстанской территории. У казахстанских специалистов пока нет такого опыта, чтобы полностью изготовить космический аппарат. Сейчас отрабатываются варианты, чтобы казахстанская составляющая при постройке спутников у нас была не ниже 55%. Ghalam будет работать с разными партнёрами – европейскими, российскими. Но одно из главных условий – чтобы все испытания проходили в Казахстане.
– Кроме того, СП уже начало изготавливать комплектующие, которые поставляются в Европу. Мы привлекали компанию Airbus Defence and Space для того, чтобы провести сертификацию. На сегодняшний день Ghalam рассматривается как потенциальный поставщик Airbus Defence and Space. Причём у нас будут производиться комплектующие для тех иностранных спутников, которые будут заказаны разными государствами у Airbus Defence and Space, – сообщил Рашит Абдразаков.
– В части электроники мы к настоящему моменту изготовили солнечные датчики для спутников, экранно-вакуумную теплоизоляцию. Производятся также кабельные жгуты, применяемые в спутниках. Четвёртый участок – точной механики. Это металлические изделия прецизионные, к которым предъявляются жёсткие требования. Всё это уже возможно изготавливать у нас. Но для того, чтобы производство считалось полноценным, эти изделия должны получить лётную историю, т.е. полетать в космосе, подтвердить своё качество и надёжность. Это процесс не быстрый. Весь следующий год мы будем проходить операционную квалификацию и доказывать, что наши изделия соответствуют европейским стандартам, – подытожил вице-президент "Қазақстан Ғарыш Сапары".
– Ghalam основан, как совместное предприятие Airbus Defence and Space и НК "Қазақстан Ғарыш Сапары" в рамках соглашения о партнёрстве между Казахстаном и Францией в 2010-м году, - продолжил рассказ вице-президента "КГС" представитель Ghalam Нурлан Бактыгалиев. – Предприятие было создано с целью постройки и запуска в эксплуатацию сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов, а также специального конструкторско-технологического бюро. СКТБ по проекту должно создавать модули, запчасти и различные элементы орбитальных спутников и обеспечить локализацию этого производства в Казахстане.
– В настоящее время СКТБ полностью функционирует, – рассказывает Нурлан. – Работает дизайн-офис и цех металлообработки, включающий в себя участки точной механики, металлорезки, сварки, а также участок мелких работ, типа шлифования и т. п. Самый главный участок – точной механики, где смонтировано германское оборудование DMG mori. Всего четыре станка разных модификаций и назначения, есть токарно-фрезерные станки, где можно обрабатывать любые материалы с габаритами 2 на 0,5 метра. Все станки пятиосевые. На участке резки мы производим заготовки, а дальше на участке точной механики делаем из неё 3D-образец. Все операторы этого оборудования обучались во Франции и в РФ. Во Франции обучение проводилось на базе компании La Roche, субподрядчика Airbus Defence and Space. Станки мы подбирали таким образом, чтобы не было дублирования.
– В начале сентября мы прошли сертификацию у французской стороны. Процесс производства сейчас примерно такой: французы размещают у нас заказ, дают чертежи какой-либо детали, а мы полностью изготавливаем образец готового изделия. Далее мы эту деталь проверяем на координатно-измерительной машине. Проверяем геометрию в трёх плоскостях. Точность на станках DMG mori составляет 10-15 микрон. Координатно-измерительная машина проверяет точность готового изделия до 5 микрон. Сейчас французы размещают у нас такие детали, чтобы максимально усложнить нам задачу и проверить, насколько мы сегодня способны делать такие комплектующие.
– Кроме того, мы сейчас пытаемся заключить контракты с казахстанскими компаниями, – продолжил Нурлан Бактыгалиев. – В основном, это подразделения НК "Казахстан инжиниринг". Есть заказы от военных. Сейчас прорабатывается вопрос о получении соответствующей лицензии. Заказов предостаточно, и думаю, этот процесс должен активизироваться после цифровизации производства, которая сейчас внедрятся в стране.
По словам представителя Ghalam, Airbus Defence and Space – крупная корпорация, у которой есть проверенные субподрядчики по всем отраслям. Предполагается, что Ghalam также будет субподрядной организацией. При этом, основная работа будет проводиться с казахстанскими компаниями, так как заказы на сегменты космической техники иногда приходится ждать довольно длительное время. Тем самым казахстанская компания обеспечит себя необходимыми средствами и ресурсами, не прося помощи у государства.
Любопытная деталь. Германский станок DMG mori в зависимости от комплектации стоит около 400 тысяч евро. По расчётам руководства компании, если работать в три смены, оборудование окупится примерно за три года. Ресурс у этих станков 20 лет при условии сервисного сопровождения от производителя.
– Следующий участок – кабельной продукции. Здесь также французы размещают заказ на изготовление того или иного демонстрационного образца. Мы его собираем в чистовом помещении. Общая площадь чистовых помещений составляет 1400 квадратных метров. Эти демонстраторы необходимы для дальнейшего обучения наших специалистов. Здесь мы также уже полностью прошли сертификацию, начиная от заказа и до упаковки. Производственный процесс заключается в изготовлении кабельных жгутов для космических аппаратов. Готовимся к первому заказу. По кабельной продукции мы будем работать с субподрядчиком Airbus Defence and Space французской La telec, – рассказал Нурлан Бактыгалиев.
В настоящее время сертифицирован и участок по сборке солнечных датчиков для космических аппаратов. Уже изготовлено четыре экземпляра. Один из них скоро полетит на казахстанском научно-технологическом спутнике, который будет запущен в ноябре с помощью американской ракеты Falcon. Это будет спутник ДЗЗ. Специалисты Ghalam собрали также бортовой компьютер для этого спутника. Он основан на индустриальном процессоре Zynq ARM 9. Кроме того, был собран оптический модуль с разрешением 15 метров на пиксель. По словам представителя Ghalam, на спутнике должна быть отработана схема передачи информации на бортовой компьютер, сжатие и сохранение этой информации. А полученный опыт будет применён при строительстве более сложных космических аппаратов в дальнейшем.
Стоимость бортового компьютера оценивается в 400-500 тысяч долларов. Из них 80% – софт. Казахстанский научно-технологический спутник построен на новой платформе, разработанной совместно с Airbus Defence and Space. В дальнейшем на этой платформе будут проектироваться и строиться другие спутники. Локализация производства при создании космического аппарата составляет около 20%. Предполагается, что через 4-5 лет локализация увеличится до 70%.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5598
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2512
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2561
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2323
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2203
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2191
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2255
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2306
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2233
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2220
- 0
- 6