Прямой эфир Новости спорта

Капчагай: малоизвестные факты о "казахстанской Атлантиде"

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
О прошлом и настоящем Капчагайского водохранилища.

Капчагайское водохранилище – не только гигантское искусственное хранилище пресной воды, но и кладезь мифов, легенд и преданий. Здесь удивительно сплелись истории последнего пристанища казахского батыра, строительства стратегически важной переправы в царские времена и появления собственного "моря" рядом со столицей Советского Казахстана.

От усуней до казаков

В далёком прошлом Илийская долина была владением усуней (кочевое племя тюркского либо индоевропейского происхождения, II в. до н. э. – V в. н. э.). Они разводили здесь овец, верблюдов, лошадей.

В средние века сюда приезжали европейские путешественники и старались наладить дипломатические отношения с азиатскими соседями.

На сайте e-history.kz приводятся сведения монаха-францисканца Гильома де Рубрука, который побывал в регионе в 1253–1255 годах и оставил описание реки Или: "…нашли там большую реку, через которую надлежало переправиться на судне…".

В XIX веке казахский учёный-этнограф Шокан Уалиханов, повторяя путь де Рубрука, отметил в дневнике:

"…переправу через Или… содержат казахи рода Албан…, на плоскодонных суднах. Способ перевоза общий на всём Востоке: судно привязывается к хвостам лошадей, которые тянут его вплавь. Судно было очень ветхое: один лодочник правил рулём, а другие выливали воду, которая вытекала через дурно законопаченные войлоком щели".

Но это место известно не только своей переправой через Или. В XVII веке в 20 км от Конаева (город Капшагай до 2022 года), согласно общепринятой версии, калмыки создали множество петроглифов, изображений таинственных божеств, поздних буддистских надписей – ныне это место называется Тамгалы-Тас. Кроме того, здесь имеется камень с древнетюркскими руническими письменами VIII–IX веков, предположительно оставленных кипчаками.

Так когда же в западной части будущего водохранилища появилось Илийское поселение?

Интересно, что в разных источниках сведения разнятся. Так, согласно книге "Солнечный город" писателя и исследователя истории города Капчагай (ныне – Конаев) Владимира Тарана (именно его материалы легли в основу статьи на e-history) первые записи о поселении Илийском датируются 1853 годом.

Некий топограф Сонин избрал эту местность для переправы через реку Или и занялся строительством укрепления "за рекой Илею". Позже для охраны и обслуживания переправы в эту местность командировали 40 солдат под предводительством хорунжего Лаптева. Летом 1854 года в поселении был построен первый саманный дом.

А вот согласно информации из книги "Русские в Казахстане" Александра Науменко, Илийское фактически было основано приставом Большой орды князем Михаилом Дмитриевичем Перемышльским.

"2 июля 1853 года военно-экспедиционный отряд Перемышльского навёл переправу через реку Или и основал бивак в местечке Иссык, а весной 1854 года на реке Алматинке вместе с инженером Александровым заложили укрепление Верное", – утверждается в книге.

Хотя, вероятно, эти два факта взаимосвязаны.

О переправе через Или

Как гласит предание, переправа отряда Перемышльского через реку Или проходила в сложных погодных условиях – при сильной грозе, порывистом ветре и сверкающих молниях. Возможно, поэтому прибывшие переселенцы связали название реки с именем пророка Илии (Ильи-громовержца). 

В 1856 году о трудностях переправы через Или написал русский географ и путешественник Петр Семёнов (на тот момент ещё не Тянь-Шанский):

"Ширина реки Или у пикета (Илийский был основан как пикет, а позже стал выселком. – Ред.) от 300 до 400 метров. Переправа наша через Или оказалась довольно затруднительной и взяла немало времени. Хотя течение против Илийского пикета не особенно быстро, но в нём немало опасных водоворотов. Тарантас мой переправили кое-как на каюке, но я сам вынужден был переправляться с казаками верхом на лошадях вплавь".

Именно из-за сурового течения Или и многочисленных мелей судоходство на реке практически не было развито. С перевозкой почтовых грузов, перемещением военных, транспорта и гуртов скота едва справлялись паромы. Хотя попытки предпринимались. В 1856 году парусное судно "Св. Николай" с 8000 пудов муки вышло с Бертысской пристани (недалеко от современного города Балхаша) и 72 дня добиралось до Илийского выселка. Путешествие сопровождалось многочисленными испытаниями: судно садилось на мель, рвался парус и ломался руль.

14 марта 1883 года на воду в Илийском выселке спустили купленный в Англии на деньги местного купца Юлдашева винтовой пароход "Колпаковский". Он совершил-таки несколько рейсов с грузом, однако выяснилось, что пароходство требует больших затрат.

Чуть раньше – в конце 70-х и в 80-е годы – областная администрация поднимала вопрос о замене паромной переправы на постоянный мост. В конце концов в 1881 году началось строительство Илийского моста. Судя по архивным документам строил мост инспектор строительных работ при Туркестанском строительном комитете гражданский инженер Петров. А финансировалось строительство из особого сбора коренного кочевого населения. Металлические конструкции моста заказывал на металлургических заводах России Павел Гурдэ. Причём металл был очень высокого качества.

Мост длиной 260 м, шириной 10,7 м, с высотой подмостового габарита 6,4 м освятил епископ Туркестанский и Ташкентский Неофит (Неводчиков) 5 июня 1884 года. Этот мост был уникальным – с 11 пролётами, построен по системе Гау с использованием дерева, железа, гранитной облицовкой углов – он был единственным в своём роде на азиатской территории Российской империи. Илийский мост служил верой и правдой вплоть до 1953 года, когда его заменили на современный автомобильный.

О церкви

В выселке Илийском, где жили в том числе семиреченские казаки, контролировавшие переправу, была не только собственная церковь, но и часовня. Причём часовня была построена на 10 лет раньше храма.

Она стояла недалеко от Илийского моста на берегу реки. В начале XX века бытовало мнение, что её возвели по распоряжению генерал-губернатора Степного края Герасима Колпаковского в честь перехода русских войск в Заилийский край в 1853 году и завоевания Семиречья.

Однако, согласно данным краеведов сайта Starinariy.kz, это всего лишь легенда. Часовню построили по инициативе и на средства купцов Кузнецовых, которые также строили церковь в выселке Карабулакском. А Колпаковский как военный губернатор96 лишь поддержал желание купцов, о чём сказано в его письме на имя Василия Кузнецова 1871 года.

В этом же году часовня из сырцового кирпича и была построена. Через три года, правда, её решили переделать, использовав более прочный жжёный кирпич. Но илийские казаки не понимали, зачем им часовня, если нет церкви, хотя согласились с купцом Кузнецовым, одновременно ходатайствуя епископу Туркестанскому и Ташкентскому о том, чтобы им разрешили построить часовню не на берегу, а ближе к казармам на крепостной площади, намереваясь в дальнейшем преобразовать её в церковь.

Но купец и областные власти отказались от этого, а казакам предложили построить церковь в выбранном ими месте на собственные средства, коих у бедных казаков в то время не было.

В результате Илийская часовня была полностью достроена в 1876 году, а иконы для неё заказывали местному иконописцу Головину.

Мост / Автор Голиневич, 1929 год

Между тем церковь в центре Илийска всё же появилась, но лишь через несколько лет. Это был небольшой храм во имя пророка Божия Илии из сырцового кирпича, возведённый на собственные средства жителей и добровольные пожертвования. Вместо колокольни – звонница, колокола были подвешены на четырёх столбах с навесом. Освящена церковь была по благословению того же епископа Неофита 12 декабря 1884 года.

Она была приписана к Мало-Алматинской Казанской церкви, своего священника не было. И только в 1907 году военное начальство Илийска решило взять на содержание священника и псаломщика, и приказом Св. Синода от 14 августа 1908 года в Илийском был открыт самостоятельный приход. В 1907 году прихожан насчитывалось 550, которых не вмещала сырцовая церковь. И было принято решение купить старую деревянную в селе Зайцевском и поставить её у себя в выселке. Уничтожили тот храм в 20-е годы XX века.

Про советское время

Советскую власть в выселке установили в мае 1918 года. Местный атаман Бородихин в полдень 23 мая отбил телеграмму в Верный: "Признаём Советскую власть, подчиняемся её распоряжениям, оружие и патроны сданы в выселковый склад, образовали комитет общественной безопасности для порядка выселка и охраны моста".

Жители Илийска в советское время занимались добычей чия и камыша для поделочных работ и устройства юрт, обыкновенной колючки, используемой на дрова, кeндыря – "илийского льна" – для производства верёвок, тары, рыболовецкой снасти. Но основным их промыслом было рыболовство.

Интересна история появления сазана в водах реки Или. В 1905 году у верненского мельника Богданова паводком прорвало плотину в пруду, где он выращивал завезённых с Чу рыб. Весь сазан по стокам ушёл в Или, где к 1915 году приобрёл промысловое значение.

А еще в Илийске охотились на диких кабанов и даже прибалхашского тигра, которых, однако, не встретил высланный в январе 1928 года в Алма-Ату и охотившийся в Илийске Лев Троцкий. Он так вспоминал о небогатой охоте на Или: "Всего около 40 уток".

И добавлял, что охотиться лучше на Балхаше, где точно водятся леопарды и тигры. Однако заявил:

"Я решил заключить пакт о ненападении с тиграми".

Хотя то, что тигры не только водились в Илийске, но и вредили домашнему скоту, доподлинно известно.

"Тигры особенно часто встречались у Илийска, причём не в одиночку, а группами по два-три зверя. От них погибло много лошадей и рогатого скота. В июле 1896 года казаки убили взрослую тигрицу на реке Каскеленке, самец же скрылся. В октябре того же года в 12 км от Илийска в урочище Карасу казаки убили большого тигра. В 1896 году там же добыли взрослую самку. Весной 1897-го в районе Илийска был очень большой пожар тростников, после которого недалеко от посёлка нашли трупы маленьких тигрят", – написал историк Андрей Михайлов.

К слову, следы последнего тигра на Или охотники встречали в 1948 году. Учёные полагают, что тигры исчезли в 1952 году в результате интенсивного освоения региона человеком, устройства им "самопалов" тростника.

В 1920-е годы в Илийске вновь вернулись к идее о судоходстве. В мае 1926 года организовали Илийское пароходство, а в следующем году на судоремонтном заводе на реке Или появился пассажирский теплоход "Коммунар", затем – товарный баркас "Казахстанец".

Судоходство на Или продолжало развиваться. К 1930 году, кроме транспортных судов, пароходство имело целую флотилию мелких рыболовецких судов, обслуживавшую малотоннажные баржи. Позже на реке Или была налажена поставка и сборка секций-заготовок пароходов и барж Сормовского и Киевского судостроительных заводов. Потом этот флот сумел обеспечить перевозку значительной доли грузов для строительства Балхашского медеплавильного завода, а также стал связующим звеном между Турксибом и новостройками Карагандинской железной дороги. В годы Великой Отечественной войны Балхаш-Илийское пароходство обеспечивало Балхашский медеплавильный завод необходимым сырьём, осуществляло торговые перевозки в Китай, а также обеспечивало саксаулом Алма-Ату.

В 60-е годы советские учёные (в частности, Шафик Чокин) выдвинули предложение по строительству на реке Или гидроэлектростанций и искусственного водохранилища. Проект был экономически обоснован: благодаря водохранилищу удастся развить орошаемое земледелие на общей площади в 3 295 500 гектаров, увеличить производство риса, молочных продуктов, овощей, фруктов и картофеля для населения.

Место, где находился поселок Илийский, и выбрали для строительства водохранилища. На тот момент в Илийском жили более пяти тысяч человек. Их переселили в новые поселки – Новоилийск (затем Капчагай, а сейчас – Конаев), Николаевку (ныне Жетыген / Алатау) и рыболовецкий колхоз (ныне – Арна). Был разобран мост, снесены дома, а захоронения со старинного поселкового кладбища перенесены на новое место.

Понятно, что не все – позже даже появилась легенда о том, что то тут, то там местные находили всплывшие гробы.

29 сентября 1969 года в 4 часа 15 минут местного времени главное русло реки Или было перекрыто камнебросной плотиной. 26 декабря этого же года начался первый этап заполнения водохранилища, а весной 1970 года поселок Илийск ушел на дно искусственного водохранилища, подарив жизнь рукотворному Капчагайскому озеру.

Сегодня Капчагайская ГЭС выдает электрическую энергию в национальную электрическую сеть 220 кВ, от которой получает электроэнергию и город Конаев. 

Загадки Острова любви

В северной части Капчагая недалеко от алматинских зон отдыха существует единственный остров. Народ его называет Островом любви, а официально это остров Утеген батыра.

Его длина около полутора километров, около двух километров его отделяет от берега.

Утеген батыр был одним из героев освободительной войны казахов против джунгар в XVIII веке. Смелый воин и талантливый полководец, он был захвачен в плен в бою и отправлен во Внутренний Китай. Согласно преданию, его держали в колодках более десяти лет. Когда их сняли, посчитав, что его воля сломлена, Утеген перебил стражников и совершил дерзкий побег. Ему потребовалось несколько лет, чтобы вернуться на родину. Остаток жизни он провёл в районе нынешнего Капчагая, где и был похоронен на вершине холма.

В начале 70-х годов из-за угрозы затопления могилы водами Капчагайского водохранилища потомки героя перезахоронили его останки в Кордайском районе Жамбылской области. Возвышенность, где располагалась могила, превратилась в остров, который получил имя батыра.

В 2020 году современные потомки Утеген-батыра построили в западной части острова небольшой мавзолей, который стал одним из самых необычных центров притяжения для паломников и туристов. Туда сегодня организуют экскурсии на катерах.

О чём рассказывают местные

По словам местных жителей, когда здесь строили водохранилище, дно старались углубить. К слову, его наибольшая глубина – 45 м. Однако местность здесь каменистая, даже скалистая, поэтому приходилось в долину реки закладывать взрывчатку. Сегодня со стороны алматинских зон отдыха, если двигаться по берегу на запад, можно увидеть местами поднятую взрывами скальную породу. А осенью, когда Капчагай мельчает, живописные скалистые островки становятся очень хорошо видны и даже доступны с берега.

"Казахи издревле считали это место мистическим и недобрым. Ведь здесь спонтанно могут возникнуть песчаные бури. Для караванов, которые шли торговым путем по этим местам, это могло быть смертельно опасным. Мы сами однажды попали в такую бурю на рыбалке, когда за пять минут до этого на небе ни облачка, внезапно поднялась буря и всё засыпало вокруг песком. Поэтому скот здесь старались не пасти. А если взять пробу земли отсюда и отвезти в институт земледелия, там сразу скажут: "Капчагайская земля". У неё вообще ничего нет, кроме песка. Мы живём на песке, поливаем песок", – рассказал владелец одной из зон отдыха на Капчагае Всеволод Лукашов.

С наступлением лета интерес к водохранилищу у людей вырастает вновь. Правда, связан он в основном с пляжным отдыхом. А ведь если бы люди знали, на месте каких исторических событий они загорают, едят арбузы, возможно, отношение к этому водоёму и местности было бы более бережным.

"Капчагай притягивает, сюда хочется возвращаться и возвращаться. Многие говорят: заходишь в воду и попадаешь в состояние "я и море и ничего вокруг", – отметил Лукашов.

Денис Курганников, АПН

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров