Прямой эфир Новости спорта

Какие проекты в Центральной Азии могут привести к дальнейшему кризису Аральского моря

Фото qmonitor.kz
Фото qmonitor.kz
Эксперт о том, как спасают Малый Арал и почему нельзя помочь Большому.

В конце 1980-х Аральское море стало печально знаменитым в мире, когда ситуацию вокруг водоёма называли не иначе как "аральский экологический кризис" или "крупнейшая экологическая катастрофа". Такие определения вполне оправданы, если учесть, что за несколько десятилетий объём Аральского моря уменьшился почти в 10 раз. Четвёртое по величине море в мире разделилось на несколько условно самостоятельных водоёмов.

С помощью технологий дистанционного зондирования Земли в 2021 году можно было наблюдать такие водные объекты, как Северное Аральское море объёмом около 20,0 км3, солёностью 10–14 г/л; Западное Аральское море объёмом 42,5 км3, солёностью 170 г/л; и озеро Тущыбас объёмом 1,7 км3, солёностью 90 г/л.

До 1960 года Арал имел площадь зеркала 66–67 тыс. км2 и вмещал 1062 км3 воды со средней минерализацией 10–11 г/л. Средняя глубина докризисного Арала составляла 15 м, максимальная – до 60 м, абсолютная отметка уровня воды изменялась в пределах 53–54 мБС (метр Балтийской системы).

Причины бедствия

Освоение так называемой Голодной степи в Узбекистане и строительство Каракумского канала в Туркменистане за счёт вод Амударьи, зарегулирование стока Сырдарьи каскадом гидроэлектростанций и экстенсивное развитие рисовых и хлопковых площадей по всей Центральной Азии позволило СССР решить в исторически короткий срок труднейшую экономическую задачу – достижение хлопковой независимости, важной и для военно-промышленного комплекса.

К 90-м годам прошлого столетия в странах Центральной Азии численность населения, проживающего в Аральском бассейне, достигла 50 млн человек, а площадь орошаемых земель выросла до 8 млн га.

Бесспорные экономические достижения за счёт использования вод двух центральноазиатских рек – Амударьи и Сырдарьи – привели к тому, что вслед за неизбежным уменьшением акватории Аральского моря началось резкое осолонение воды и обнажение гигантских территорий дна водоёма. При этом компенсационные меры по сохранению водного баланса Центрально-Азиатского региона, включающие переброску излишков стоков Иртыша, Оби и Енисея, были в 1980-х отвергнуты правительством по разным причинам.

В конечном итоге всё это привело в 1990-е неизбежно и естественно к разделению моря на два водоёма – Большой Арал (подпитываемый водами Амударьи) и Малый Арал (подпитываемый водами Сырдарьи).

Границей водораздела послужил протяжённый остров (затем полуостров) Кокарал. Уже в конце прошлого века оба Арала связывал только 50–100-метровый канал на месте бывшего пролива Берга. Этот канал искусственно поддерживался для грузоперевозок из казахстанского Аральска на крупнейший в мире военный биологический полигон на острове (ныне полуостров) Возрождение, находящемся в южной акватории моря.

Неравномерность темпов деградации северной и южной частей моря и порождённая этим разница в уровне водной поверхности привели к тому, что основное направление потока шло из северной стороны в южную. Южный (Большой) Арал выполнял роль гигантского испарителя поступающей воды не только из Амударьи, но и Сырдарьи.

В 1990-е региональные власти предпринимали попытки сооружения насыпных дамб в бывшем проливе Берга. Последние, однако, не продержались долго. Но даже за неполные десять лет (1991–1998 годы) временные дамбы существенно улучшили состояния Малого Арала: солёность воды местами снизилась до 15–20 промилле. Даже неглубокое водное покрытие дна моря привело к резкому уменьшению солевых бурь.

В то же время Большой Арал продолжал уменьшаться и высыхать, выполняя роль гигантского испарителя Сырдарьинских вод, лишь ухудшая ситуации в Малом.

Значение Арала для Центральной Азии

Являясь естественным бессточным и обширным водоёмом в центре Туранской низменности, Аральское море играло и поныне продолжает выполнять роль климатообразующего фактора региона.

Важность этого вывода можно проиллюстрировать очевидной взаимосвязью Арала с ледниками Памира и Тянь-Шанских гор. Ледниковые воды являются основным источником для пополнения Аральского моря. В свою очередь эволюция центральноазиатских ледников зависит от климатических условий, для существования которых Арал как гигантский "увлажнитель" и регулятор потоков воздушных масс занимает значимое место.

Большинство исследователей утверждают, что Арал влияет на микроклимат и формирование пылевых бурь, регулирует температуру атмосферы Центральной Азии через "эффект моря и бриза".

Сокращение моря привело также к снижению уровня грунтовых вод в сельскохозяйственных районах, способствовало засолению почв, опустыниванию и общей деградации. Падение уровня воды нанесло крупный ущерб рыболовству. Единственная в то время промысловая рыба моря – камбала глосcа, потеряла своё товарное значение.

Однако несмотря на то, что именно Арал должен являться основным интегрирующим показателем усилий по стабилизации водного баланса Приаралья, зачастую сиюминутные экономические расчёты приводят к игнорированию или забвению проблемы высыхания Арала. Незначительное местное население с его малозначимой дотационной экономикой попросту выпадает из рассмотрения.

Безусловно, соблюдение баланса воды во всей Центральной Азии и в Аральском море в частности является очень сложной проблемой. Связано это с тем, что водные ресурсы в регионе распределены неравномерно и формируются преимущественно под воздействием климатических условий.

Так, по данным ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), запасы водных ресурсов в Центральной Азии в расчете на душу населения достаточны (около 2,3 тыс. м3). Проблема заключается не в недостаточности водных ресурсов, а в их нерациональном использовании.

В докладах ФАО также отмечено, что страны Центральной Азии входят в десятку лидеров водопотребления в мире: Туркменистан (5319 м3/год), Казахстан (2345 м3/год), Узбекистан (2295 м3/год), Кыргызстан (1989 м3/год), Таджикистан (1895 м3/год).

При этом для получения единицы сельхозпродукции в странах Центральной Азии расходуется в 2,5–3 раза больше воды, чем в развитых странах.

Основные дискуссии о водном балансе ЦА в настоящее время сосредоточены на вопросах гидроэнергетики в верховьях рек Амударьи и Сырдарьи, орошаемых полей и поливной воды в их низовьях. Обсуждаются вопросы возможности капельного орошения, строительства водных контррегуляторов по руслам рек, борьба с сокращением горных ледников.

Гораздо меньший интерес, по крайней мере в СМИ, вызывают вопросы сохранения и пополнения водного баланса Аральского моря.

О спорных идеях

В последние несколько лет игнорирование обводнения Аральского моря ведёт ко всё более настораживающим последствиям.

На международной конференции 2012 года в Токио, посвящённой послевоенному восстановлению Афганистана, прозвучала идея отведения части вод из Амударьи на развитие аграрного сектора этой страны. По сообщениям, правительство Афганистана не так давно приступило к практической реализации строительства канала Кош-Тепа протяженностью 285 км, шириной 100 м для обводнения засушливых регионов в провинциях Балх, Джаузджан и Фарьяб. Это уменьшит водный сток из Амударьи на 15%.

С начала тысячелетия официальная пресса Туркменистана неоднократно объявляла о начале проекта создания "Туркменского моря" с использованием вод этой же реки. Определённые проекты по экономическому развитию "Арнасайского моря", но уже за счёт Сырдарьи, разрабатываются в Узбекистане.

Есть и реализуемые проекты. Кыргызстан строит гидроэлектростанцию "Камбарата-1" на реке Нарын, основном притоке Сырдарьи. Таджикистан намерен построить Рогунскую ГЭС на реке Вахш, притоке Амударьи.

Настораживают и попытки переименовать Международный фонд спасения Арала в Организацию стран бассейна Аральского моря. Таким образом в новом названии сдвигаются на задний план вопросы сохранения водоёма. В то же время в региональной прессе обсуждается и возрождённый проект переброски избыточного стока сибирских рек в южном направлении для поддержания высыхающего Арала.

Пустоши Большого Арала и участники международной казахско-датско-испанской экспедиции ОО "Арал тенизи", 2022 год / Фото автора

Антропогенный кризис привёл к выведению Аральского моря из экономики бывшего Советского Союза. Хотя более половины трудовых ресурсов Арала до экологического кризиса были прямо связаны с рыболовством, море являлось одним из центров рыбной промышленности всей Центральной Азии. Развал и последующее исчезновение морского рыболовства на Арале стало детонатором социального бедствия. И экономический кризис в этих регионах начался задолго до общего развала СССР.

Таким образом, именно жители Аральского района Кызылординской области Казахстана и узбекского Каракалпакстана оказались заложниками всех последствий социально-экономической аральской катастрофы, трагической неизбежной платой за экономическое процветание других регионов Центральной Азии и СССР.

Кокаральская плотина. В настоящее время ситуация в Аральском регионе и особенно в северной части моря (в Малом или Казахском Арале), а также в дельте Сырдарьи существенно изменилась. Возведение Кокаральской плотины окончательно – и в биологическом, и в географическом смыслах – разделило некогда единое море на Малый Арал в устье Сырдарьи и высохший Южный (Большой) Арал, подпитываемый когда-то Амударьей. Водная связь между ними появляется только периодически, во время сбросов воды с северного моря на юг, в сторону образовавшейся на ныне оголённом аральском дне соляной пустыни – Аралкум.

Кокаральская плотина вступила в строй в 2006 году и знаменует собой точку коренного перелома в кризисной ситуации, сложившейся в этом регионе. Вся вода Сырдарьи теперь пополняет Малый Арал, а избыточные воды сбрасываются на юг – в пустыню Аралкум. За прошедшее время произошло обессоливание разных частей водоёма до прежних 6–15 промилле, зеркало моря достигло размеров в 3,4 тыс. км2, объём воды составил 27 км3. В 2023 году уровень воды в Малом Арале поднялся и составил 40,42 мБС (метр Балтийской системы).

Вновь появились места нереста рыб, скатившихся с дельты Сырдарьи. Происходит существенная корректировка ихтиофауны моря. Вместо единственной в 1990-х промысловой камбалы глосса (интродуцированной в 1970-х из Азовского моря), водоём вновь заселили сазан, судак, вобла, лещ и другие аборигенные виды рыб.

Промышленное рыболовство стремительно развилось и достигло 7000 тонн улова в год, вовлекая в локальную экономику значительную часть прибрежного населения. И по объёму воды, и по экономической значимости Малый Арал – ныне единственный наследник некогда Великого Арала. И Малый Арал действительно переживает возрождение.

Стабилизация Малого Арала привела к тому, что:

  • во-первых, природные условия Аральского региона стали по существу природно-антропогенным и культурным ландшафтом;
  • во-вторых, рыболовство вновь возродилось и стало локомотивом развития локальной экономики.

При этом устойчивость Малого Арала пока базируется на поддержке со стороны экономической и производственной деятельности общества. Антропогенное воздействие способно не только создавать новые природные условия, но также легко нарушать баланс в сложившихся экосистемах при интенсивной эксплуатации ресурсов. Именно поэтому с точки зрения устойчивости квазиприродные ландшафты считаются несовершенными, неестественными и слабыми.

Успех проекта "Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря", по всей видимости, хотят повторить. В Казахстане планируется строительство ещё одной дамбы в северной части Малого Арала – в районе залива Сарышыганак. В рамках проекта запланированы восстановление Камыстыбаской и Акшатауской озёрных систем в дельте Сырдарьи, строительство дополнительного канала переброски речной воды на север Малого Арала с последующим заполнением Сарышыганакского залива.

Как ожидается, масштабные перестройки приведут к ещё большему преображению региона. Воды Сырдарьи будут более равномерно распределены по акватории, изменятся течения, температурный и солевой водный режим всего водоёма.

Благодаря планируемому почти двукратному увеличению объёма воды в Малом Арале до 52 км3, увеличению акватории водоема с 3151 до 4645 км2 и снижению минерализации воды до 8 грамм/литр вполне ожидаемо дальнейшее развитие рыболовства.

Отдельно отметим социально-политические последствия – город Аральск может вновь превратиться в приморский, а весь регион – стать образцом успешной борьбы с экологическими кризисами не только для стран Центральной Азии. Таким образом, Малый Арал вполне ожидаемо в ближайшее время превратится в двухуровневый каскадный водоём с водным покрытием значительной части высохшего дна.

Большой Арал и стратегии его возрождения

Ситуация с Большим Аралом во многом более плачевная. Сохранить его в первозданном виде уже невозможно. На территории Большого Арала осталось два крупных, сверхсолёных водоёма на местах бывших заливов Тущыбас и Чернышева.

Некогда многоводная Амударья большее время года абсолютно безводная. Заканчивается река в водохранилище Междуреченском, которое подпитывает ряд мелких водоёмов – озёрные системы Судочье и Жылтырбас во время сбросов, в основном дренажных вод вне вегетационного сезона.

Ясно, что такие разные по природе и перспективам развития водные объекты требуют к себе индивидуального подхода. Так, раздельный подход в спасении Малого Арала оказался оправдан. В этой связи отметим активно продвигаемый и дискутируемый казахстанский проект о возможности превращения цепочки нестабильных озёр Кендирли и сопряжённых с ними протоков от Кокаральской плотины и далее до залива Тущыбас в биосферный заповедник Барсакельмес.

В случае стабилизации гидрорежима этого региона за счёт строительства малых дамб и каналов возможно преобразовать ныне неконтролируемые пустоши в водно-болотистый ландшафт, охраняемый Рамсарской конвенцией, участником которой является Казахстан.

При планомерном выполнении проекта южная сторона Кокаральской плотины может стать ещё одной устойчивой частью природной аральской зоны и впоследствии внести свой вклад как туристический и исследовательский центр в экономическую реабилитацию моря.

В последнее время приходят новости о кардинальных изменениях дельты Амударьи, где до сих пор существует система небольших водоёмов на территории Каракалпакстана. Возможная стабилизация ситуации в дельте Амударьи подразумевает не только внедрение водосберегающих технологий на сельхозугодьях, но и создание вместительных контррегуляторов (накопителей воды во время их сбросов вне сезона полива полей). Часть этих водоёмов также включена в Рамсарскую конвенцию.

Особый интерес представляют проекты по внедрению по всему бассейну Арала "платы за воду", что должно существенно скорректировать возрастающее водопотребление.

Необходимо особо отметить усиливающуюся в последнее время экологическую стратегию "озеленения бывшего дна Аральского моря", начавшуюся в Узбекистане и активно продвигаемую в Казахстане. Специалисты считают, что озеленение новых пустошей моря, особенно в южной его части, путём высадки саксаула, тамарикса и других галофитов является одним из наиболее эффективных методов восстановления экосистемы Южного Арала.

Прогнозируется, что мероприятия по "озеленению Арала" должны привести к снижению уровня пылевых бурь и загрязнению воздуха, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья населения. Подразумевается и реструктурирование деградированной местности для сохранения и увеличения биоразнообразия.

Обе обсуждаемые стратегии – и обводнение Арала, и озеленение его дна – поддерживают окончательный переход региона в категорию квазиприродного ландшафта.

Автор Мурат Таиров, научный консультант ОО "Арал тенизи"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров