Если попросить казахстанцев рассказать про красоты и достопримечательности Казахстана, то любой школьник назовёт стандартный набор: Шымбулак, Медеу, Боровое, Алаколь, Туркестан, Балхаш. Чуть более продвинутые (не будем во внимание брать алматинцев) вспомнят Кольсайские озёра, Большое Алматинское озеро, Чарынский каньон и т.д. И назовут эти места казахстанцы, вероятнее всего, не потому, что там были, а просто потому, что более-менее знают географию родной страны и видели картинки в интернете.
И хотя правительство разрабатывает различные программы по развитию туризма, но туристы пока к нам не стремятся, а если и приезжают, то остаются не слишком довольны сервисом и инфраструктурой. А между тем природа Казахстана ничуть не уступает аналогичным местам за рубежом, а некоторые места и вовсе уникальны, но даже этот факт не помогает пока зазывать массово путешественников. В Казахстане много значимых мест, но для сравнения мы выбрали четыре, которые наглядно показывают общую картину.
Чарын VS Гранд-Каньон
Путешественники любят сравнивать Чарынский каньон с его большим братом в США, и казахстанская достопримечательность совсем не хуже. Природа постаралась и там, и тут. А вот человеческие старания видны пока только в Штатах. Об этом говорят толпы туристов, причём некоторые в Аризону только ради этого места. По приблизительным подсчётам, Гранд-Каньон каждый год посещают около 6 миллионов туристов.
Туристам здесь предлагают жильё (от кемпинга до отелей), пункты питания (от маленьких закусочных до ресторанов), магазины (не только сувенирные), почту, банк, прокат велосипедов, душ, прачечную, места для пикников, амфитеатр, клинику, парковки и туалеты.
Но наличие развитой инфраструктуры абсолютно не значит, что нацпарк отдали на растерзание путешественникам, и от природы здесь скоро ничего не останется. Потоки туристов строго контролируются и места их пребывания – тоже. На территории каньона до сих пор проживает племя североамериканских индейцев хавасупаи. Добраться к ним можно лишь на вертолёте или пешими тропами.
С недавних пор на территории каньона запретили продажу воды в пластиковых бутылках. Американцы посчитали, что 20% отходов парка составляет пластик, и решили это исправить. Однако переживать не нужно, путешественник всегда сможет утолить жажду: по всей территории стоят специальные "водопойные станции", где можно бесплатно набрать воды.
Что же ждёт туриста в Чарынском каньоне, кроме природы?
Инфраструктура достаточно скромная, небольшой экопарк (с юртами и бунгало для ночлега) и кафе. На условия проживания и цены путешественники не жалуются, но и толпы туристов здесь явно не смогут принять.
Однако в отзывах после посещения Чарынского каньона чаще всего встречаются такие: "Не хватает хотя бы минимального сервиса". В "отзовиках" путешественники жалуются на проблемы с водой, её можно купить только в экопарке, а потому советуют запасаться заранее и приготовиться к отсутствию комфорта. Все удобства либо на парковке, либо уже в экопарке.
Конечно, ради единения с природой можно забыть на пару дней о комфорте, но людям где-то нужно переночевать и поесть.
Глава Евразийской ассоциации туризма Рысты Карабаева и вовсе считает, что пока не созданы соответствующие условия, нацпарки для посещения туристов лучше ограничить. В пример она приводит сервис в США и Китае, где потоки туристов строго регулируют (чётко определено, где и как можно ходить, а куда народ лучше не пускать), и это делается не столько для удобства самих путешественников, сколько для того, чтобы защитить природу от нежелательного вмешательства.
"В таком состоянии, как сейчас, наши нацпарки и природные места не готовы принимать поток туристов. Я была в заповеднике Рантхамбор в Индии, где бенгальских тигров выращивают, там красивый четырёхзвёздочный отель в стиле Махараджа. Все условия для туристов есть. Что немаловажно, на своих машинах в нацпарках ездить нельзя. В США, Турции, Индии, да во всём мире автомобили оставляют на парковке, и сотрудники нацпарков сами доставляют туристов. Если можно ездить на собственном транспорте, то только определёнными дорогами и с правилами. Пешеходные тропы обязательно оборудованы туалетами. В Китае огромным потоком управляют специально созданными инфраструктурными условиями. Например, поток заходит с одной стороны на построенную навесную дорогу и идёт только в одном направлении, обратно выхода нет. С высоты этой навесной дороги любуются природой, смотрят и фотографируют. Прямого контакта с нацпарком нет. А у нас разрешают на собственных автомобилях по нацпаркам разъезжать. В каком состоянии мы нацпарки и Большое Алматинское озеро оставим следующему поколению? Одного природного ресурса недостаточно, чтобы водить туристов, – необходимы сервис и условия. В прошлом году читала пост в Facebook о том, что в Чарыне туалеты в таком состоянии, что китайские туристы предпочли справить нужду прямо в реку. Да, это неправильно, но куда они пойдут, если там туалета нет? Зачем вообще в такие места водить туристов, где нет условий?" – объясняет Рысты Карабаева, глава Евразийской ассоциации туризма.
По данным комитета лесного хозяйства и животного мира МЭГПР РК, в прошлом году нацпарки посетили 1,6 млн туристов. В ведомстве поясняют, работа по обустройству зон ведётся на постоянной основе, речь идёт об установке смотровых площадок, размещению бивачных полян, палаточных лагерей, информационных стендов, карт-схем туристских маршрутов и троп, указателей на трёх языках, обновлении и установке беседок, скамеек, туалетов и урн для мусора. На сегодняшний день в особо охраняемых природных зонах существует 159 туристических маршрутов и 74 тропы.
Кольсайские озёра VS озёра Канады
Кольсайские озёра иностранцы часто сравнивают с озёрами Канады. Опять же, мы можем похвастаться великолепием природы, но сервис лучше не сравнивать. К примеру, национальный парк Канады Джаспер ежегодно принимает около 2 млн туристов. Здесь оборудовано 1200 пеших маршрутов. В самом центре парка есть единственная дорогая гостиница, желающие могут остановиться там. Другой вариант – это поселиться в городке за 50-80 км от парка и каждый день ездить на машине по живописной дороге. И третий вариант: можно жить в кемпинге на территории самого парка, там оборудована специальная стоянка. Это пример того, как, не нанося урон природе, создать инфраструктуру.
Конечно, на Кольсайских озёрах отбоя от туристов нет, отдыхать в 2-4-дневные походы едут уставшие от городской суеты алматинцы и гости города. Однако специально в Алматы ради озёр иностранцы, как правило, не приезжают. Просто потому, что не знают о них.
Директор туркомпании Pro Tour Бахтиёр Исхаков объясняет: главная ошибка в том, что в качестве турпродукта мы пытаемся продать страну целиком, а не конкретные объекты.
"Вот вы говорите "Гранд-Каньон", вы же не говорите про все США. Если мы говорим про Турцию, у всех в голове либо Стамбул, либо Анталья, но не вся Турция. А у нас в Казахстане чёткого понимания нет. У нас пытаются переложить продукт на страну. Это не совсем правильный подход. Во-первых, у нас страна очень большая, территория огромная, и человеку неинтересна вся страна. А изначально раскачивать какой-то большой продукт, не фокусируясь на чём-то конкретном, – это сложнее и дольше", – считает Бахтиёр Исхаков.
Боровое VS Швейцарский национальный парк
Боровое казахстанцы гордо именуют второй Швейцарией. Это один из самых популярных курортов нашей страны, где очень любят отдыхать россияне.
Но отличий от той же Швейцарии гораздо больше. И дело даже не в набившем оскомину сервисе, приличных условиях для жизни – проблема, по мнению специалистов, в самой политике.
"У нас сейчас, если смотреть на существующие регуляции, программы, концепции, всё делается сверху вниз. Когда мы будем работать с низом, это поднимет экономику этой территории, в первую очередь это пойдёт прямо на развитие местности, в том числе и на развитие инфраструктуры на местах и приведёт к улучшению уровня жизни населения на туристическом объекте. Наверное, над этим нужно будет очень серьёзно работать, по моему мнению, это то, что мы упускаем", – считает Олжас Шинтаев.
Ещё одна большая проблема казахстанского туризма – погоня за сиюминутной выгодой, которая не даёт курорту развиваться.
"Если говорить об организации бизнеса, максимально потребительски смотрят, краткосрочно, думают только о сегодняшнем дне: отбить за сезон то, что они вложили. И вот те же самые реформы вводят на какие-то краткосрочные решения, системной реализации этого вопроса нет. Нет серьёзных каких-то отдельных субсидий или помощи для развития внутреннего туризма через бизнес", – считает Бахтиёр Исхаков, директор компании Pro Tour.
Для сравнения: Швейцарский национальный парк предназначен только для экотуризма. Свою жемчужину швейцарцы берегут как зеницу ока. Правила очень строгие, наказывают путешественников деньгами. Разрешены только пешие прогулки, причём гулять можно строго по проложенным тропам (общая длина троп 80 км), идти куда вздумается и топтать траву там не позволят, оштрафовать могут даже за громкие звуки, если смотрителям покажется, что вы пугаете животных. Вход в парк бесплатный. Ночлег на территории заповедника запрещён за исключением отеля "Иль Фуорн" и хижины Чаманна Клуоцца.
Шымбулак VS Куршевель
Пожалуй, "Шымбулак" вообще можно назвать визитной карточкой всего Казахстана, не только Алматы. Построенный ещё в советское время, он до сих пор пользуется популярностью как среди отечественных, так и среди иностранных путешественников. Место уникальное, рельеф склонов подходит и для начинающих лыжников и сноубордистов, и для профессиональных спортсменов. Горнолыжные трассы аттестованы Международной федерацией горнолыжного спорта (FIS). А трассы скоростного спуска и слалома-гиганта входят в десятку сложнейших в мире.
Рядом, в четырёх километрах от Шымбулака расположился самый высокогорный в мире каток "Медеу". Ну чем не жемчужина Казахстана?
Казалось бы, зачем туристам из стран СНГ швейцарские, французские, австрийский или итальянские Альпы, если здесь природа постаралась не хуже. Высокогорный кластер Казахстана по праву можно назвать одним из самых привлекательных. Да и ценник здесь и на проживание, и на прокат оборудования в несколько раз ниже, чем в Европе. И ещё одно немаловажное преимущество – "безвиз".
Но привередливые путешественники готовы терпеть бюрократию европейский посольств, лишь бы отдыху ничто не помешало. Взять хотя бы элементарные удобства: Алматинскому горнолыжному курорту уже более 60 лет, а туалет со всеми удобствами в верхней точке курорта появился лишь в конце 2018 года. И это строительство было названо едва ли не прорывным проектом!
До этого момента из удобств посетителям верхней точки предлагали биотуалет, куда непривычные к такому иностранцы не решались заходить.
Ну и количество отелей на "Шымбулаке" оставляет желать лучшего. Да, конечно, можно ежедневно ездить из города в горы, но этот вариант не для тех, кто решил весь свой отпуск провести на лыжах или сноуборде. Чтобы привлечь больше туристов, власти Алматы стали разрабатывать наделавший столько шума горнолыжный курорт "Кокжайлау", как раз недалеко от "Шымбулака". Однако зачем строить новое, если можно до ума довести сам "Шымбулак", увеличив пропускную способность, и на месте частных вилл, которых немало, построить отели. А Кок-Жайляу использовать для популярного сегодня экотуризма, превратив горный кластер Алматы в место притяжения путешественников разных интересов.
Для сравнения возьмём один из знаменитых альпийских курортов – Куршевель (Франция). Пропускная способность подъёмников – более 68 000 человек в час, в то время как на "Шымбулаке", когда однажды жаловались на наплыв туристов, речь шла о 7,5 тысячи человек в день. К слову, новый российский курорт "Роза Хутор", строительство которого началось в 2003 году, имеет пропускную способность 2400 человек в час.
И, конечно же, инфраструктура: дороги, магазины, рестораны, зимние парки. Всё для того, чтобы занять и развлечь туриста. Чтобы он приехал не на день и на два, а погостил как можно дольше, отдохнул лучше и соответственно заплатил больше.
Кстати, Куршевель не только для любителей горных видов спорта, есть и альтернатива: прогулки пешком или на снегоступах. В распоряжении путешественников 17 км троп для пеших прогулок и 9 км для снегоступов. А после прогулки можно полюбоваться природой и сернами в нацпарке Вануаз – чем не аналог алматинского Кок-Жайляу?
Специалисты утверждают, что Алматы только выиграет, если не увлекаться масштабными прожектами, а сосредоточиться на улучшении уже существующей инфраструктуры Шымбулака и Медеу – дополнив её отелями, сервисом, развивая горные трассы, пешие маршруты и т.д.
Что говорят рейтинги о развитии туризма в Казахстане
В глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума по оценке политики, обеспечивающей устойчивое развитие сектора туризма, мы на 80-м месте из 140 стран. Нас опередил даже Уругвай – он на 74-м месте. Для сравнения: Россия на 39-м месте этого рейтинга. Тройка лидеров: Испания, Франция, Германия.
По сравнению с прошлым годом страна поднялась лишь на одну позицию. В отчёте говорится, что у нашей страны самые медленные темпы роста. Если же разбирать отдельно каждый критерий, по которому нас оценивали, по некоторым пунктам мы даже значительно откатились вниз: по благоприятной деловой среде на 15 позиций (с 36-го на 49-е место), по рынку труда на 10 позиций (с 47-го на 57-е место), по здоровью и условиям гигиены (с 6-го на 12-е место).
По созданию благоприятных условий в стране для туризма мы на 98-м месте, сразу после Мозамбика. По инфраструктуре следуем за Албанией и занимаем 89-ю строчку, обогнав Кению. По критерию международной открытости мы 113-е из 140 стран, наши соседи – Киргизия по этому пункту на 86-м месте. Показатель, где мы практически в лидерах, – это ценовая конкурентоспособность, там мы на 4-м месте, перед нами Египет, Бруней и Иран. Согласно этому критерию самые высокие цены для туристов в Великобритании: она на 140-й позиции.
"У нас основная проблема развития – то, что с высоких трибун говорим, что мы будем развивать туризм, а технологически к этому вопросу не очень хорошо подготовленными подходим. И, опять же, основная проблема с коммуникациями и с бизнесом. Потому что бизнес-туризм развивается отдельно, отстаивает свои интересы, а глобально туризм в Казахстане политически развивается по другому своему направлению, соблюдают какие-то свои интересы, из-за этого получается кто в лес, кто по дрова", – считает директор компании Pro Tour Бахтиёр Исхаков.
"Нужно развивать инфраструктуру для себя, а не для иностранцев"
Реклама, как известно, – двигатель торговли, но только когда сам товар готов к употреблению. Дорогостоящие ролики о Казахстане крутили в эфире мировые каналы, такие как BBC и Euronews. Некоторые эксперты считают, что на данном этапе развития туризма Казахстану следовало бы сделать акцент на своих гражданах.
"Многим, может быть, кажется, что вот есть объект, его нужно раскрутить, сделать рекламу, инфраструктуру подтянуть – и люди туда поедут. Нет, этого не будет, это долгосрочная, очень кропотливая работа. У нас очень дорогая внутренняя логистика, я знаю, что над этим сейчас работают, были даже перелёты для детей Kids go free в рамках государственной программы. Сейчас всё нужно делать параллельно, начать развивать туризм с нас самих же, с местного населения, естественно, развивать инфраструктуру, в первую очередь для самих себя, не для иностранцев. Научить людей путешествовать, узнавать свою страну. Как в Китае, есть топ-8 дестинаций, которые каждый китаец должен посетить, это их национальная идея. У нас же некоторые жители Северного Казахстана не знают, что такое Туркестан, Сарайшык или Бекет ата на западе", – объясняет Олжас Шинтаев, эксперт по туризму.
Олжас Шинтаев полагает, что необходимо заинтересовать соотечественников отличным сервисом и инфраструктурой, тогда и иностранцы сами подтянутся. С ним согласна и директор Евразийской ассоциации туризма Рысты Карабаева. Она считает, что мы добьёмся успеха в отрасли только тогда, когда сами казахстанцы с удовольствием предпочтут заморским берегам берега Каспия или Балхаша.
"Во всех странах мира стараются, чтобы люди отдыхали в своей стране. 75% швейцарцев отдыхают дома, и для этого созданы все условия. Казахстану необходимо перенять такой опыт и создавать условия, такие же, как, например, в Турции, куда любят ездить граждане Казахстана", – считает Рысты Карабаева.
А сейчас, по мнению экспертов, зарубежных гостей не только сводить некуда, но и встретить некому. В стране огромная проблема с гидами.
"Когда гидов не хватает, пустое место долго пустым не будет, оно быстро заполнилось мигрантами. Киргизы работают, узбеки, россияне. Раз мигранты работают, эта профессия непрестижная. Коллеги рассказывали, что наняли гида для своих туристов, не зная, что она гражданка Кыргызстана. При подъёме на "Шымбулак" девушке просто нечего было рассказывать про Казахстан из-за незнания, и в итоге она рассказывала не про "Шымбулак" и "Медеу", а "за этой горой Кыргызстан" и дальше всё про свою страну. Получается, она своими рассказами не притягивает в Казахстан, а наоборот, уводит туристов в Кыргызстан. Иностранные гиды наносят вред имиджу страны, мы не знаем содержание их рассказов, падает качество услуг и престиж профессии", – рассказывает глава Евразийской ассоциации туризма Рысты Карабаева.
Специалисты считают, что необходимо поднимать престиж профессии гида и обязательно проводить лицензирование на знание предмета.
"Гидов нужно регулировать, нужны правила. В Эмиратах, Узбекистане гиды проходят аккредитацию. У нас либерализацией увлеклись, свободный бизнес, и мы упустили туристический рынок. Сейчас к нам приезжают гиды из Киргизии, Узбекистана, проводят экскурсии у нас же и увозят наших туристов. На экономике нашей страны это никак не отражается, мы ничего не получаем. Вот эти вопросы надо на уровне центрального госоргана решать", – говорит Олжас Шинтаев.
В нацкомпании "Казахтуризм" объясняют: по закону гидом может работать только казахстанец. Случаи с киргизскими и узбекскими мигрантами называют единичными. Однако отмечают, что на фоне евразийской интеграции гиды России и Киргизии смогут спокойно работать у нас, так же, как и наши гиды смогут работать в соседних странах.
"Я не хочу сказать, что проблем нет: действительно, гидов не хватает, особенно специалистов по каким-то редким языкам, для нас непривычный японский, корейский языки. Испанский – не наш рынок, то есть, опять же, мы не должны забывать, кто наш рынок. Те же Эмираты, Малайзию можно обслуживать на английском языке. С Кореей уже сложнее, у нас гидов, говорящих на корейском, по пальцам можно пересчитать", – объясняет Кайрат Садвакасов, заместитель председателя правления национальной компании Kazakh Tourism.
Топ-10 дестинаций в Казахстане
В нацкомпании Kazakh Tourism последние обвинения в лишних тратах (когда сотни миллионов тенге собирались потратить на конкурс красоты, фестиваль и национальную премию для привлечения туристов) называют необоснованными. Объясняют это необходимостью, чтобы о стране заговорили, как о турдестинации. А здесь как раз и помогают справиться различные фестивали, форумы и международные выставки. То есть сначала нужно о стране рассказать, а потом уже точечно работать над продвижением турпродукта.
"В маркетинге есть такое понятие как осведомлённость о бренде. Вот эту фазу мы завершаем в этом году, началась она в 2017-м. Чтобы эту фазу успешно пройти, нам нужно было выходить с рекламой в аэропорту, социальных сетях, на международном телевидении и так далее. Нам нужно было просто привлечь внимание к слову "Казахстан". Три-четыре года нам ещё нужно усиленно делать рекламу, мы будем рекламировать продукты уже более точечно. Уже потенциальные туристы знают Казахстан, теперь можно говорить о конкретных направлениях и турпродуктах – к примеру, через специализированные журналы, где мы раскрываем, что у нас есть: горнолыжный курорт, пляж, национальный парк и так далее", – рассказывает Кайрат Садвакасов, заместитель председателя правления национальной компании Kazakh Tourism.
Что же касается создания инфраструктуры в туристических местах, на этот счёт в нацкомпании поясняют, работа уже ведётся. В прошлом году Правительство страны утвердило программу развития туристической отрасли на 2019-2025 годы. Выбрали 10 дестинаций, которые собираются активно развивать:
- Астана – с потенциалом 1 000 000 туристов в год;
- Курортная зона "Бурабай" – с потенциалом 2 000 000 туристов в год;
- Озеро Алаколь – с потенциалом 2 500 000 туристов в год;
- Горный кластер Алматинского региона – с потенциалом 2 500 000 туристов в год;
- Баянаульская курортная зона – с потенциалом 450 000 туристов в год;
- Имантау-Шалкарская курортная зона – с потенциалом 400 000 туристов в год;
- Озеро Балхаш – с потенциалом 400 000 туристов в год;
- Туркестан – с потенциалом 1 500 000 туристов в год;
- Космический комплекс "Байконур" как развлекательный туристический хаб – с потенциалом от 250 000 до 500 000 туристов в год;
- Мангыстау – с потенциалом 750 000 туристов в год.
Общие расходы из бюджета на создание топ-10 объектов в итоге составят 1,3 триллиона тенге, из которых 945 млрд – частные инвестиции. В компании объясняют, без инвесторов в турдестинациях никак не обойтись, но чтобы пришли бизнесмены, необходимо всё подготовить.
"Что касается инфраструктуры, здесь модель такая: если мы хотим, чтобы инвестор построил отель, необходимо туда подвести канализацию, воду, электричество. Поэтому, чтобы инвестор пришёл, мы выявляем в инфраструктуре недостатки, по ним работаем с акиматами. Это главное направление в программе. Второе направление – маркетинг, то есть необходимо миру рассказать, что у нас есть сейчас, не дожидаясь, что что-то построится, турпродукт на сегодня уже есть. Нур-Султан, Акмолинская область, Алматы, Алматинская область – наиболее готовые регионы, весь упор делается на них. Когда приезжают иностранные блогеры, журналисты, мы стараемся упор делать на эти регионы", – объясняет Кайрат Садвакасов, заместитель председателя правления национальной компании Kazakh Tourism.
Согласно плану, к 2025 году казахстанские достопримечательности должны стать объектами притяжения с высококлассным сервисом и отличной инфраструктурой. Количество внутренних туристов должно вырасти до 8 млн человек, иностранных посетителей, останавливающихся в отелях, до 3 млн человек.