Прямой эфир Новости спорта

Как в ближайшее время изменятся государственные услуги

Фото informburokz
Фото informburokz
После рождения ребёнка его родителям автоматически будет приходить СМС-сообщение с предложением электронно оформить свидетельство о рождении.

Качество государственных услуг в Казахстане обсудили депутаты с министром информации и коммуникаций Дауреном Абаевым на правительственном часе в Мажилисе. Выступая с докладом, глава профильного ведомства подробно рассказал парламентариям о том, какие задачи ставятся перед Государственной корпорацией "Правительство для граждан" и Центрами обслуживания населения в рамках президентской программы "План нации – 100 конкретных шагов".

В ближайших планах – полностью перевести ряд услуг в электронный формат. Это значит, что для их получения приходить в ЦОНы необходимости больше не будет: всё можно будет сделать фактически не выходя из дома. Речь, в частности, идёт об оформлении свидетельства о рождении ребёнка.

"После рождения ребенка его родителям автоматически будут поступать СМС-уведомления с предложениями указать ФИО ребёнка для получения свидетельства о рождении, номер счёта для оформления пособий и адресных данных для постановки в очередь в детский сад. Заявителю будет необходимо только забрать результат государственной услуги в Госкорпорации или заказать доставку результата услуги на дом", – рассказал министр информации и коммуникаций Даурен Абаев.

По аналогичному принципу намерены решать вопросы предоставления государственных услуг в сфере пенсионного обеспечения.

"Услуга без справок" – ещё один проект, над которым Министерство информации и коммуникаций работает совместно с Минюстом, МВД, Минтруда и соцзащиты населения, а также Госкорпорацией. Данный проект направлен на исключение требования наиболее распространённых электронных справок у граждан, в их числе адресная справка, справка об отсутствии недвижимости, о зарегистрированных правах, о пенсионных отчислениях, об отсутствии или наличии судимости.

"В этой связи на веб-портале электронного правительства до конца текущего года будет реализован специальный механизм получения персональных данных третьими лицами с обязательным условием – получение посредством SMS-уведомления разрешения гражданина, на которого требуется справка", – сообщил глава профильного ведомства.


Даурен Абаев

Даурен Абаев / Фото informburo.kz


Говоря об охране персональных данных, депутаты вспомнили о недавнем случае, который произошёл с жительницей Алматы Анной Димитриевич. Женщина пожаловалась на то, что ЦОН без её ведома передал личные данные третьему лицу. После истории с Анной Димитриевич другие казахстанцы также проверили свои личные кабинеты в eGov и узнали, что от их имени некие люди запрашивали те или иные данные.

"Что вы намерены предпринять, чтобы не допустить такие случаи в будущем?" – обратилась к профильному министру депутат Мажилиса Парламента Снежанна Имашева.

"Тут мы видим два пути: первый – это в рамках "Цифрового Казахстана" максимально сократить количество справок доступа, то есть мы хотим, чтобы госорганы получали справки непосредственно из базы данных по запросу, то есть участия людей, хождений не будет. Это объединение информационных систем. И второе: мы будем в первую очередь повышать грамотность населения, и сейчас разрабатываем алгоритм, чтобы третьи лица могли получить с разрешения самого человека данные по нему", – ответил Даурен Абаев.

На утечку личных данных в общей сложности пожаловались порядка 60 человек, однако, по словам главы профильного ведомства, ни один факт нарушения в итоге не подтвердился.


Депутаты на выставке Министерства информации и коммуникаций в Парламенте

Депутаты на выставке Министерства информации и коммуникаций в Парламенте / Фото informburo.kz


Что касается качества услуг, то, по словам Даурена Абаева, проблема связана с неинтегрированностью информационных систем различных государственных органов. Решить эту проблему намерены в рамках проекта "Цифровой Казахстан", объединив их. Вместе с тем депутаты отметили и человеческий фактор.

"Надеюсь, вы прекрасно понимаете, что от внимательности, воспитанности и профессионализма сотрудников ЦОНа, которые работают с населением, очень многое зависит, и главным образом, имидж государства", – отметила депутат Мажилиса парламента Галина Баймаханова.

"Зачастую в качестве образцового примера работы ЦОНов приводят Грузию, но там, по-моему, всего 15 центров, а в Казахстане их 380 работает. Конечно, бывают инциденты, но мы по каждому случаю работаем персонально", – прокомментировал Даурен Абаев.

"Надо чтобы сотрудники ЦОНов улыбались американской улыбкой", – добавил вице-спикер Мажилиса Парламента Владимир Божко.

Улыбки на лицах сотрудников центров обслуживания населения, возможно, появятся с повышением заработной платы – с 2012 года месячный доход работника ЦОНа составляет в среднем по стране 65 тысяч тенге. В профильном министерстве намерены предусмотреть возможность увеличения оплаты труда как за счёт республиканского бюджета, так и за счёт собственных средств Госкорпорации.


Информационная брошюра

Информационная брошюра / Фото ingormburo.kz


Обратили внимание депутаты и на проблему нехватки кадров в центрах обслуживания населения. Впервые она дала о себе знать с введением обязательной временной регистрации, теперь парламентарии опасаются, что ситуация может повторится в начале 2018 года, когда вступит в силу закон о дактилоскопической геномной регистрации.

"Все помнят недавние события с временной регистрацией граждан, когда ЦОНы не могли справится с большим потоком, потому что не хватало сотрудников миграционной службы, но эта проблема до сих пор не решена, например в городе Рудный, куда мы выезжали, не было сотрудников миграционной службы, да нет их и сегодня там. УВД области это объясняет недостатком штатной численности, ссылаясь на МВД. А что будет в январе, когда вступит в силу закон о сборе дактилоскопической информации, снова будем дружно ругать ЦОНы?" – задалась вопросом депутат Мажилиса Парламента Майра Айсина.

В целом из 723 видов госуслуг через Госкорпорацию "Правительство для граждан" доступно 548 услуг, в том числе через операционный зал – 255 услуг, через зону самообслуживания – 293 услуг. Через компоненты веб-портала электронного Правительства оказывается 237 госуслуг и сервисов, а также выдается 435 разрешительных документов и 86 лицензий. Всего зарегистрировано 6 млн пользователей портала, которым оказано 180 млн электронных услуг, выдано 3 млн лицензий и разрешений. Эти данные депутатов впечатлили.

"Мы о хорошем говорим мало. У нас временами кто за кого замуж вышел, кто с кем разошёлся – устаёшь читать просто – залезают в семейную жизнь. А вот о хороших делах – что делается у нас по росту государственных услуг, повышению качества, что гражданин стал меньше ходить по коридорам и получать инфаркты – молчат. Товарищ министр, у вас все карты в руках – и газеты, и электронное правительство, так что не стесняйтесь, говорите о своей работе громко", – сказал вице-спикер Мажилиса Владимир Божко.

Общую координацию в сфере госуслуг сейчас в рамках своих компетенций выполняют два министерства: информации и коммуникаций и национальной экономики. По мнению депутатов, назрела необходимость обеспечить ответственность уполномоченных органов и с учётом современных трендов вопрос координации развития сферы госуслуг передать полностью в ведение одного уполномоченного органа – Министерства информации и коммуникаций.

Поделиться:

Новости партнеров