С 16 марта студентов вузов, в том числе медицинских, перевели на дистанционное обучение. Часть вернулась домой, некоторые остались в городах, где учатся. К примеру, в Нур-Султане интерны работают в провизорных центрах как волонтёры.

Как в режиме ЧП студенты медвузов получают образование, и нужно ли в будущем опасаться врачей, не прошедших практику? Informburo.kz поговорил со студентами и выяснил, как они будут сдавать сессии и чем заменили практику в больницах.

"Без практических навыков не допустим к диплому"

До сих пор неизвестно, будет ли у будущих медиков традиционная летняя практика. Но в вузах уверяют, что опасаться нечего: студенты наверстают практику потом, а выпускники уже работают в больницах.

"Интерны с сентября разъехались на практику. Они и сейчас продолжают работать в клиниках с врачами общей практики. Так что у 6 курса нет никаких проблем с практикой. Что касается первых курсов, то с марта практики у них нет, но у них впереди ещё несколько лет обучения, наверстают. Беспокоиться о том, что будущие врачи не получили практических знаний, не нужно. Это всего несколько месяцев, которые легко можно восстановить", – говорит директор центра симуляционных и образовательных технологий Карагандинского медицинского вуза Гульшат Кемелова.

В Медицинском вузе "Астана" заранее отправили студентов навёрстывать упущенный материал.

"Первокурсники ещё успеют во время будущих курсов научиться практическим навыкам. Интерны, получающие в этом году диплом, будут сдавать экзамены. Перед комиссией сложно скрыть отсутствие у студентов навыков и практики. Поэтому как только карантин завершится, мы отправим интернов на практику и только потом допустим к экзаменам", – сообщили в медицинском вузе "Астана".

Студенты решают ситуационные задачи

Второй семестр у студентов начался 16 марта с дистанционного обучения. Режим дня при этом не изменился: первая пара начинается в 08.30, длится 105 минут, потом 20-минутный перерыв, и следующая пара – до 12.40 перед обедом. Учёба заканчивается, как и раньше, – в 17.30.

Студентам дают задание, которое к концу пары они должны отправить по электронной почте. Некоторые группы отправляют старосте ответы, а он всё вместе высылает преподавателю.

"Я успела купить билет и уехать к родителям в Северо-Казахстанскую область. Чтобы выполнять всё вовремя, организовала рабочее место. Родные знают, что я учусь, поэтому не мешают мне. Перемен между парами, как раньше, нет. На выполнение задания даётся три часа, сдать его реально за два часа, поэтому если раньше заканчиваю, то могу перекусить или заняться своими делами", – рассказывает студентка третьего курса Карагандинского медвуза Камиля Мейрам.

Камиля Мейрам

Камиля Мейрам / Фото из домашнего архива

Студентам медвузов предлагают решать ситуационные задачи. К примеру, такие:

  1. Условие: 56-летний больной, который долго употреблял алкоголь, жалуется на тошноту и рвоту после приёма пищи. Прилагается общий анализ крови, биохимия.
  2. Вопросы: ваш диагноз? Какие ещё анализы рекомендуете провести?

Ответ должен быть развёрнутым и обоснованным. Если задача по предмету "Фармакология", то нужно выписать рецепт пациенту. На платформе Platonus запускается обратный отсчёт времени.

Ситуационные задачи могут быть представлены в виде:

  • текстовых задач;
  • видеозаписей консультаций с пациентами;
  • приёма виртуальных пациентов.

Ответы проверяют в программе "Антиплагиат"

У сидящих дома и имеющих доступ к интернету есть возможность найти ответ на любой вопрос. Можно ли в таком случае быть уверенным в знаниях будущего врача? В вузах надеются на ответственность молодых людей, но не забывают проверять ответы студентов в программе "Антиплагиат". В этом случае повторы исключены.

"Ответ можно найти в интернете – это не секрет. Но в получении знаний мы заинтересованы сами, реальных знаний, а не тех, что ради оценки в зачётке. Это наша будущая профессия, этим мы будем зарабатывать на хлеб, да и от нашего не выученного сегодня урока может зависеть чья-то жизнь завтра. Это ответственность каждого из нас", – считает студент Карагандинского медвуза Искандар Афизов.

В КазНМУ имени Асфендиярова создали группу мониторинга для контроля проведения занятий. Специалисты проверяют, на каких платформах и в какой форме проводятся занятия, а также загруженный контент, время проведения, посещаемость студентов и так далее.

Онлайн-приём стандартизированного пациента

До введения режима ЧП студенты-медики несколько часов в неделю проводили в больницах, осматривали больных. Сейчас реальных людей заменили на так называемого стандартизированного пациента. Это специально обученный человек, который симулирует какую-то болезнь.


Читайте также: Как учатся на карантине казахстанские студенты


"Мы специально набирали людей. У нас есть 8 человек, их услуги оплачивает вуз. Готовим им список жалоб, характеризующих болезнь. Придумываем стандартизированному пациенту фамилию, имя и отчество, возраст, профессию. Человек на паре пересказывает миф. Студенты задают вопросы. Преподаватель оценивает их", – пояснили в Карагандинском медвузе.

Раньше стандартизированный пациент приходил на пары, сейчас подключается по видеоконференцсвязи.

Письменная сдача экзаменов

Сессию студенты будут сдавать в мае – вероятно, онлайн. Тем более что в некоторых вузах уже есть практика письменной сдачи экзамена.

"Есть такая практика – двойная расшифровка. Это значит, что мой письменный ответ на экзамене проверяет преподаватель. Но я не вижу, кто именно проверяет работу, а он не знает, чей это ответ. Если раньше были конфликты или личная неприязнь, то теперь это никак не повлияет на мою оценку. Апелляцию можно подать дистанционно. Для письменной экзаменации нет разницы, где я нахожусь – в вузе или дома", – объясняет плюсы Искандар Афизов.

Интерны работают в провизорных центрах

Студентов старших курсов медвузов разрешили привлекать к работе по профилактике коронавируса. 400 резидентов (студенты старше 7 курса) медицинского вуза "Астана" сейчас работают в больницах города, 44 резидента – на выездной практике в регионах Казахстана. 35 интернов совмещают дистанционное обучение с работой в провизорных центрах. Ночуют там же, то есть домой не уходят. Получают зарплату как врачи.


Читайте также: Студентов старших курсов медвузов будут привлекать к профилактике коронавируса в Алматы


В обязанности интернов-волонтёров входит:

  • консультация пациентов;
  • заполнение формуляров;
  • внесение данных в базу;
  • обход пациентов;
  • раздача еды пациентам и так далее.

"Я всегда была волонтёром, и как только в Казахстане зарегистрировали первый случай заражения коронавирусом, сразу пошла работать. Сначала маме не сказала, что нахожусь с контактными, но потом пришлось признаться, потому что здесь я живу уже вторую неделю. Сначала было страшно, но уже привыкла. Респираторная маска и противочумный костюм защищают нас на 99% от вируса", – рассказывает интерн медицинского вуза "Астана" Акбота Мараткызы.


Акбота Мараткызы в лифте провизорного центра

Акбота Мараткызы в лифте провизорного центра / Фото Акботы Мараткызы

Студенты-волонтёры с разных курсов совместно с центром по делам молодёжи участвуют в республиканской акции #BizBirgemiz. Они занимаются расфасовкой продуктов питания, сбором социальных пакетов и бесконтактной доставкой.

Какими онлайн-сервисами пользуются вузы

В Карагандинском медвузе обучаются 6 325 студентов, в штате 605 преподавателей. Для дистанционного обучения им дали возможность использовать любые из удобных инструментов.

Есть корпоративная подписка на сервисы Microsoft, включая Outlook и SharePoint, а также видеоконференции Cisco WebEx. C начала этого учебного года установили модуль дистанционного обучения на платформе Platonus.

КазНМУ имени Асфендиярова провёл семинары по работе на дистанционных платформах. Сейчас преподаватели проводят вебинары по графику через приложение Zoom. В алматинском вузе на 1049 преподавателей приходится 9 473 обучающихся дистанционно.

В Медицинском университете "Астана" на дистанционное обучение перешли 7 107 учащихся. Преподаватели работают врачами – днём лечат пациентов, вечером обучают студентов. В основном используют информационно-образовательную платформу Moodle, куда загружают учебные материалы.


Читайте также: "Всем страшно, но это наша работа". Интервью с медсестрой инфекционной больницы Алматы


Для практических занятий и обратной связи дополнительные электронные платформы: Zoom, Meet.jit.si, Skype, Kahoot, WhatsApp, Telegram, Teams и др. Стараются учиться в послеобеденное и вечернее время, чтобы не было сбоев из-за большой нагрузки.

Для работы с виртуальными пациентами используют платформу OpenLabyrinth. В YouTube преподаватели разместили видеолекции и демонстрацию клинических манипуляций.

Сейчас ситуационные центры с макетами посещают только преподаватели, оттуда ведут вебинары. Показывают, как надевать халаты, осматривать больного, какие реакции могут быть у пациента. За происходящим студенты наблюдают онлайн.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter