Прямой эфир Новости спорта

Как спасают казахстанских туристов в случае ЧП на отдыхе

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
Туриста от форс-мажора защищает туркод. Что это и как его получить?

До 2016 года огромное количество казахстанских туристов сталкивалось с серьёзными проблемами из-за обмана со стороны туроператора или из-за его внезапного банкротства. Это вынуждало государство возмещать понесённый ущерб – казахстанских туристов вывозили с курортов за счёт госбюджета.

Чтобы избежать таких ситуаций, в 2016 году была создана государственная система гарантирования прав граждан в сфере выездного туризма. Администратором системы стал корпоративный фонд "Туристік Қамқор", выигравший конкурс.

Фонд не оказывает поддержку тем, кто самостоятельно бронирует билеты и жильё. Ответственность фонда распространяется только на групповые туры, организованные туроператорами.

Как работает государственная система гарантирования

Туроператор создаёт тур: выбирает отель, организует перелёт, резервирует блок мест в самолёте и разрабатывает программу. Затем он продаёт этот сформированный тур турагенту. По закону турагент не имеет права вносить изменения в тур – он может только продать его туристу, добавив комиссию за оказанные услуги.

Фото с сайта Depositphotos.com

Туроператоры обязательно должны быть участниками государственной системы гарантирования. Деньги, которые аккумулируются в этой системе, позволяют в случае форс-мажора (например, банкротство туроператора) вернуть казахстанцев домой.

Участие туроператора в этой системе подтверждается туркодом, который присваивается каждому туристу. Туркод вместе с именем туриста и деталями турпакета вносится в систему. Туроператоры за каждый туркод должны вносить 0,5 МРП (1725 тенге в 2023 году).  

"Сумма небольшая, но важная. Эти средства копятся в фонде и используются в случае непредвиденной ситуации. Например, во время пандемии авиакомпании вывозили казахстанцев бесплатно, так как их услуги были оплачены из средств системы гарантирования", – пояснили корреспонденту Informburo.kz в пресс-службе администратора системы гарантирования.

В каких случаях фонд оказывает помощь туристам

Администратор системы гарантирования вывозит казахстанских туристов домой в случае, когда туроператоры не могут исполнить свои обязательства (банкротство туроператора, закрытие отеля, мошеннические действия турагента), а также при возникновении угрозы жизни туристов (пандемия) и введении чрезвычайного положения.

Когда туроператор присоединяется к системе гарантирования, он обязан предоставить банковскую гарантию. Существует два вида банковских гарантий. Те, кто работает с блоками мест или регулярными рейсами, предоставляют гарантию в размере 5 тысяч МРП (17 млн 250 тысяч тенге в 2023 году). А операторы-фрахтователи, у которых есть собственные борты или чартерные рейсы, предоставляют повышенную гарантию в размере 15 тысяч МРП (51 млн 750 тысяч тенге в 2023 году).

В действия по защите прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма входит:

  1. Оперативный вывоз казахстанских туристов из мест временного пребывания различными видами транспорта – авиатранспортом, железнодорожным, автомобильным или водным транспортом.
  2. Временное размещение граждан в гостиницах или других местах до момента их отправления в Казахстан, если период вынужденного ожидания вывоза составляет более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время. 
  3. Доставка казахстанских туристов от местонахождения в стране временного пребывания до пункта вывоза на территорию Казахстана. 
  4. Организация питания казахстанских туристов, если время ожидания вывоза превышает четыре часа. 

Что такое туркод

Туркод – уникальный шифр, состоящий из 11-13 буквенно-цифровых символов. Его присваивают туристу автоматически при оформлении каждой путёвки. Туркод может выдаваться на отдельном листе или быть вписанным в путёвку.

Пример туркода / Скриншот с сайта "Туристік Қамқор"

Благодаря туркоду администратор системы имеет данные о каждом казахстанском туристе: его местонахождении, сроках пребывания и предполагаемой дате возвращения.

Если туроператор объявляется банкротом и его накопленных средств не хватает на вывоз туристов, в дело вступает банковская гарантия. 

Пресс-служба администратора системы гарантирования сообщила, что самые крупные вывозы произошли в период пандемии. По словам представителя "Туристік Қамқор", в 2020 году Казахстан оперативно вывез более шести тысяч туристов из 11 стран всего за три дня.

"В то время как Россия использовала военные самолеты для возвращения своих граждан, Казахстан смог договориться с туроператорами и авиакомпаниями, организовать совместные рейсы и вернуть туристов без затрат из госбюджета", – добавили в пресс-службе.

"Туристік Қамқор" вывозил граждан и во время январских событий, когда был введён режим ЧП. Многие казахстанцы, отдыхавшие за границей, не могли вернуться домой, так как аэропорт Алматы был закрыт. Несмотря на оплаченные билеты до Алматы, туристы поначалу были доставлены в Астану, только потом в Алматы. 

"Мы помогали людям в организации транспорта: отправляли поездами или направляли их к родственникам. Предоставляли различную помощь, например оплату проживания или проезда для тех, кто оказался в трудной ситуации", – рассказали в пресс-службе администратора системы гарантирования.

Как обезопасить себя от мошенников при покупке тура

В социальных сетях всё чаще можно встретить поддельные турагентства и фальшивые объявления. Как в этом море фейков найти настоящего туроператора с реальными турами?

Вот что рекомендует "Туристік Қамқор": 

  1. При выборе тура проверить, является ли туроператор участником Системы гарантирования прав граждан РК в сфере выездного туризма. Это можно самостоятельно сделать в "Реестре участников". Турагентство, то есть продавца тура, тоже можно проверить – на сайте "Туристык Камкор" есть список надёжных агентств.
  2. При покупке тура у турагентства запрашивать полный пакет документов, который включает договор, ваучер, авиабилеты в оба конца, страховку и туркод. Кстати, ваучер, авиабилеты и страховка доступны только после того, как турагент передаст туроператору полную сумму стоимости тура.
  3. После получения туркода проверить правильность данных о туре на сайте fondkamkor.kz

Что делать туристам в случае ЧП за границей

Туристы могут связаться с фондом различными способами: отправить запрос через сайт, позвонить по горячей линии или воспользоваться мобильным приложением. В приложении есть кнопка SOS для экстренных ситуаций, а также полная информация о стране назначения, включая статус тура по уникальному туркоду. Это даёт туристам уверенность в оплате отеля, билетов и других деталях путешествия.

Слайд из презентации пресс-службы администратора системы гарантирования
Новости партнеров