Предупреждение! Статья содержит фото, на котором изображены последствия жестокого обращения с животным.
Волонтёр Фонда добрых дел шла по переулку Дружбы в Алматы. Ей попался на глаза растерзанный кокер-спаниель. Восьмимесячный щенок передвигался с трудом, с него лоскутами свисала шкура. Девушка поначалу решила, что собака попала под машину, и сбросила её фотографию в специальный волонтёрский чат. Когда подоспела подмога, щенка отвезли в ветклинику "Талисман".
В клинике пришли к выводу, что кто-то намеренно издевался над животным, у кокер-спаниеля были рваные и резаные раны, около 70% шкуры было содрано, а мошонка разрезана. Щенок был в состоянии болевого шока. Кто-то методично пытал пса, а после выпустил на улицу.
Собаку оперировали восемь часов, сшивая буквально по лоскутам, кое-где кожи не хватало, и ткани пришлось стягивать. Так как мошонка щенка была повреждена, его пришлось кастрировать.
Волонтёр Алексей Ошеров говорит, что понял, что лечение собаки обойдётся дорого, поэтому понадобится сбор средств.
Волонтёры распространили фотографию с изображением изувеченного щенка и кратким пересказом его истории. Случай получил огромный резонанс, причём не только в Казахстане. Российские медийные личности в своих постах сопереживали Дружку (так волонтёры назвали щенка).
"Вскоре к делу подключилась Ольга Орлова (бывшая участница группы "Блестящие". – Авт.), потом ещё одна телеведущая, – говорит Алексей Ошеров. – За два дня мы собрали около полутора миллионов тенге".
Обвинения в том, что история Дружка выдумана
Вскоре пользователи соцсетей начали обвинять Алексея Ошерова в том, что он якобы выдумал историю Дружка из корыстных целей. Говорилось, что фото собаки с содранной шкурой сделаны при помощи фотошопа либо, что Алексей сам порезал щенка. Для опровержения слухов Алексей Ошеров запостил в Facebook выписку из клиники "Талисман". Алексей рассказал, что на операцию, медикаменты и оплату стационара Дружку уже ушло около 450 тысяч тенге.
"Откуда столько комментариев, что мы уже все на отдыхе за счёт Дружка? Вы, правда думаете, что лечение и реабилитация Дружка не будут стоить собранных денег? – написал волонтёр в Facebook. – Откуда такие мысли и подсчёты? А если он останется инвалидом? И деньги нужны будут постоянно? А через месяц шумиха уляжется, и все про него забудут, как это всегда и происходит, что тогда? И сборы шли 2,5 суток всего, потом сбор был закрыт. Если уж из корыстных целей всё это было, то почему бы фонду не собирать деньги до последнего? Фонд обязательно выложит отчёт и о собранных деньгах, и об их тратах".
Основатель Фонда добрых дел Ульяна Бакаева рассказала, что того, кто поиздевался над животным, ищет полиция.
"Мышцы и кости целы. Нет следов от клыков и нет укусов. Есть предположение, что Дружка чем-то накачали перед экзекуцией. Он был исполосован. В полицию мы уже подали заявление и надеемся, что дело не закроют", – говорит Ульяна Бакаева.
"Когда людей режут, не наказывают, а тут собака"
С тех пор, как Дружка нашли, прошло больше месяца. Но тот, кто срезал с него шкуру, так и не был найден. Ульяна Бакаева говорит, что особой надежды на то, что кого-то найдут, нет.
"Когда людей режут, не наказывают, а тут собака", – говорит Ульяна.
По словам основательницы Фонда добрых дел, раскрываемость преступлений против животных очень низкая, на её памяти было крайне мало случаев, когда живодёров находили. По статистике ДП Алматы, в прошлом году в городе зарегистрировано три случая жестокого обращения с животными.
Увидеть реальную картину того, насколько часто казахстанцы издеваются над животными, очень сложно. Многие дела закрываются на начальной стадии.
В июле 2017-го в Алматы мужчина заколол вилами соседскую собаку. Против него завели уголовное дело по статье 316 УК РК, но судебного наказания он так и не понёс.
А в сентябре 2018 года в интернете появились шокирующие фотографии отрубленных голов кошек. Автор снимков заявил, что хотел наказать знакомую, которая из-за любви к животным жестоко относится к людям. Полиция в очередной раз начала расследование, но до суда дело снова не дошло.
Зоозащитники требуют ужесточить закон
Жестокое обращение с животными в Казахстане карается законом. Статья 316 УК РК предусматривает штраф до 200 МРП, или исправительные работы, или арест до 50 суток. Но чаще всего, по словам зоозащитников, живодёры остаются безнаказанными. Причин, почему так происходит, несколько. Дело в том, что доказать факт хулиганства или жестокости по отношению к животным достаточно сложно. Многие так и не доводят дело до суда, и его закрывают за истечением срока давности. Президент общественного фонда защиты животных "КARE" Юлия Коваленко уверена, что закон давно пора модернизировать.
"Для каждого города или даже в некоторых случаях области есть свои правила содержания собак и кошек. Эти правила стоит модернизировать так же, как и статью Уголовного кодекса. Ответственность по 316 статье УК РК очень размытая, предусмотрена лишь в случаях увечья или гибели животного, если доказаны хулиганские мотивы, использование садистских методов или если преступление совершено на глазах детей. Первые два случая очень тяжело доказать", – отметила Юлия Коваленко.
Волонтёры предлагают решить проблему кардинальными способами. К примеру, приговаривать живодёров к тюремным срокам.
"Очень много случаев, которые до общественности не доходят, потому что не всегда есть время осветить ту или иную ситуацию. Но в месяц у нас есть как минимум два случая жестокого обращения с животными. И это глобальная проблема. Сегодня жестокость к животным, завтра – к людям. За рубежом таким людям выносят тюремные сроки. Ещё не хватает единого республиканского закона о животных, в котором мы могли бы рассмотреть весь круг проблем, и содержание в контактных зоопарках, и содержание животных в квартирах", – отметила президент Kare.
Мнение психолога
Психолог Зарина Штеер считает, что ужесточение наказания решит проблему, но частично. Исключением станут те случаи, когда живодёр психически болен.
"Страх наказания может поубавить пыл живодёров, которые психически здоровы. Рамки могут повлиять на них, и они, возможно, перестанут вести себя так бесстрашно. Живодёры – это недолюбленные дети. Те, над кем издевались в детстве. Проводить с ними беседы, пробовать изменить мышление – это долгая и кропотливая работа. Прежде всего это невыгодно государству. На лечение нужно 5-6 лет. Локальными приёмами делу не поможешь, потому что это изменение сознания должно происходить. А вот для тех, кто психически нездоров, эта мера может и не помочь, а только раззадорить. Таких людей нужно прежде всего не сажать за решетку, а лечить. Каждый случай надо изучать отдельно", – считает психолог.
Изолятор для животных
Количество бродячих животных в городах регулируется, чтобы избежать нападений и распространения болезней. В разных странах этот вопрос решается по-своему. В Индии, например, бродячих собак стерилизуют, вакцинируют и возвращают обратно на улицы.
В Казахстане применяют метод отлова и усыпления бродячих собак. В некоторых городах всё ещё применяют метод отстрела. В 2017 году в Астане запретили отстрел бродячих собак, теперь там применяют медикаментозный метод умерщвления.
В 2018 году акимат Астаны выделил на строительство приюта для бездомных животных 675 миллионов тенге.
В Алматы до 2012-го отлов бродячих животных был в частных руках. Сейчас есть государственный изолятор для бродячих животных на улице Спасской. Аренда земли, на которой стоит приют, стоит миллион тенге в месяц. В 2017 году говорилось о том, что скоро у изолятора будет свой собственный питомник, акимат выделил для этого территорию в Турксибском районе. Однако изолятор по сей день арендует землю.
По словам зоозащитников, в основном пойманных собак держат здесь три дня, после чего идёт двухэтапная процедура утилизации бродячих животных. Потом трупы вывозят на специальную, огороженную, территорию за городом, где и захоранивают, как нам сообщили в управлении предпринимательства и инвестиций.
Общественники недавно подали в суд на акимат и маслихат Алматы, требуя чтобы сроки содержания отловленных животных увеличили до 60 дней, так как некоторых собак могут искать их хозяева.
Читайте также: Журналистам показали, в каких условиях содержат животных в ИВС для собак в Алматы
Мы побывали в изоляторе для животных. Фотографировать то, что находится внутри, нам не разрешили. У входа мы увидели машину, на которой передвигаются отловщики, из кузова свисала так называемая петля. Отловщик накидывает её на шею собаке, затягивает и закидывает в машину. Зоозащитники считают этот метод негуманным и калечащим. Более цивилизованный способ поймать животное – использовать специальный сачок.
Внутри изолятор выглядит как небольшой узкий коридор с клетками по обе стороны. В них на момент нашего приезда сидели около 20 собак. Некоторые были с ошейниками.
"Ой, какой красавец", – сказал сопровождавший нас руководитель общественного объединения Comes Сергей Снегирёв, – глядя на рыжего пса с пушистыми ушами, который смотрел на нас из клетки.
Как нам рассказали в изоляторе, рыжего красавца привезли сами хозяева, они по каким-то причинам больше не могут его содержать.
За коридором с клетками находится зона эвтаназии. За громким названием стоит небольшая, огороженная металлическим забором территория. Здесь несколько лавок с тугими ремнями. К ним привязывают собак, прежде чем усыпить. По правилам, им делают два укола: один, чтобы они уснули, второй, чтобы уснули навсегда.
"Породистые, домашние собачки очень часто не доезжают до изолятора. Возможно, их перепродают, – говорит Сергей Снегирёв. – Также не для кого не секрет, что у нас в Алматы не составляет труда купить продукты из собачьего мяса или жира, осуществлять поставки этого мяса может только одна структура. Потому что у нас нет частных фирм по заготовке собачьего мяса. И в маленьких объёмах для отдельно взятого кафе это нерентабельный процесс. Сессией маслихата в 2018 году был введён категорический запрет на продажу собачьего мяса в городе Алмате".
Как ранее нам говорила пресс-секретарь управлении предпринимательства и инвестиций города Алматы Анель Кабиева, если сотрудники изолятора видят, что у собаки могут быть хозяева (животное в ошейнике, выглядит ухоженным), то её не усыпляют, не дав им возможности найти питомца. Фотографии собаки выкладывают в Instagram, дают объявления. Ежегодно в среднем отлавливают около 16 тысяч собак, около 20 % животных возвращаются хозяевам либо их забирают волонтёры и просто добрые люди.
Зоозащитник Сергей Снегирёв признаёт, что, когда отлов животных был в частных руках, эта система была ещё менее гуманной.
"За последний год ситуация изменилась, раньше и мечтать нельзя было о том, чтобы найти своё животное. Изолятор для животных был в частных руках, истребовать свою собаку было нереально. Нередки были случаи, когда хозяева становились свидетелями убийства своего животного", – говорит Сергей Снегирёв.
История приюта "Кунгуру"
Алма Омарова как-то нашла на улице чёрного щеночка с повреждённой лапой и забрала себе. Лапу пришлось ампутировать. Она назвала щенка Кунгуру. Так началась история одноимённого приюта для бездомных животных. Алма содержит его на благотворительные средства. Ещё недавно в частном доме в Алматы у неё было больше 30 собак и девять кошек. С помощью друзей Алма сама строила для животных вольеры. Со временем количество жителей приюта "Кунгуру" менялось, некоторых животных забирали новые хозяева.
Сейчас приют переживает не лучшие времена, в доме, где жила Алма, сгорела проводка, потом отключили отопление, она осталась без тепла и света. Буквально на днях Алма перевезла своих питомцев на платную передержку. Сейчас она находится в поисках нового дома.
"Одно спасение потянуло ряд других, я не могу относиться равнодушно к четвероногим. Городские животные – настоящая проблема. Их учёт никем не ведётся. Нет государственных приютов, только частные. И далеко не в каждом городе. Учет ведётся только в проектах Астаны. Конечно же, если бы каждый приют финансировался отдельно, то можно было бы спасти больше животных. Мне помогают содержать приют волонтёры. Есть службы отлова, которые выполняют свою работу, но порой страдают невинные животные. Однажды я посмотрела, что происходит на передержках: тогда там была антисанитария, много собак в одной клетке. Каждый день усыпляют сотни животных".
Животных не нужно усыплять
Зоозащитники выступают против усыпления бездомных животных и как минимум за то, чтобы интервал времени после отлова и до утилизации продлили с трёх дней до 60.
Более гуманным способом сокращения количества бродячих животных, Сергей Снегирёв считает их стерилизацию.
"Я за тотальную стерилизацию и учёт всех животных, кроме тех, которые имеют породную ценность, – говорит Сергей Снегирёв. – Тогда не будет пополнения уличных стай, проблема регулирования бездомных стай животных в перспективе уйдёт сама собой. Эта методика ещё и значительно дешевле, чем то, что делается сейчас. Потому что то, что делается сейчас, – это работа ради работы, она не показывает никакой положительной динамики".
Алма Омарова согласна с тем, что стерилизация – это наиболее гуманный метод, который можно применить к бродячим животным.
"Допустим, нашлась нормальная социальная собака, которой нужно только дать время и пристроить её, а её усыпляют, причём не самыми гуманными методами. Стерилизация и возврат в естественную среду обитания – это метод, который сработал в цивилизованных странах", – говорит Алма Омарова.
Пока мы готовили этот материал, Дружку, о котором говорилось в начале статьи, стало гораздо лучше. На днях его выпишут из ветеринарной клиники. Однако что с ним будет дальше, пока неясно. Есть шанс, что его заберёт жительница Москвы, которая ранее прочитала историю собаки и даже прилетала в Алматы познакомиться с Дружком. Правда, женщина сможет забрать Дружка только в апреле.