21 ноября 2016 года в нашей стране официально стартовала масштабная программа утилизации транспортных средств. Цель – сократить количество устаревших автомобилей на дорогах, которые больше всего загрязняют окружающую среду в городах и представляют опасность даже для самих водителей. Из примерно 5 миллионов единиц средств передвижения в РК больше 50% – это авто старше 15 лет. Казахстан решил пойти по пути других развитых стран, однако эта дорога оказалась сложной.
Первый старт
Введение утилизационного сбора на автомобили в 2016 году многих казахстанцев не обрадовало. Дело в том, что дилеры подняли цены на новые машины в автосалонах с 1 января 2016-го под предлогом введения утилизационного сбора. Затем цены выросли и на вторичном рынке. Параллельно шли непростые переговоры Министерства энергетики и ТОО "Оператор РОП" (главный администратор программы и получатель утильсбора), чтобы согласовать и ввести компенсационные выплаты для населения.
В итоге с 21 ноября 2016 года на 17 специальных пунктах по всему Казахстану начался полномасштабный приём автохлама. Просто за остов машины с дверьми, двигателем и коробкой передач, согласно утверждённым ставкам, выплачивается всего 48 тысяч тенге. За полную комплектацию машины можно и сейчас получить максимально возможные 150 тысяч тенге. Полный перечень характеристик и расценок программы выкупа можно узнать здесь.
Процедура сдачи на утилизацию достаточно простая: необходимо снять транспортное средство с учёта, взять справку в банке о наличии расчётного счёта и не забыть удостоверение личности. Юридическим лицам чуть сложнее: к пакету документов добавляется справка о госрегистрации юрлица, выписывается доверенность на сдатчика, оформляется справка об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства.
Всего с 21 ноября 2016 года по 1 марта 2018-го казахстанцами и юридическими лицами по этой программе было сдано на утилизацию более 44 тысяч транспортных средств. ТОО "Оператор РОП" за этот реальный автохлам в совокупности выплатил их владельцам 6,6 млрд тенге.
Средний возраст сданных на переработку машин (в большинстве случаев образцов советского автопрома) составил 35-40 лет. В конце 2016 года также было объявлено о начале строительства первого в республике завода по утилизации.
Читайте также:
Утилизационный сбор: новый налог или реальная забота об окружающей среде?
Сертификаты для родного автопрома
26 июня 2017 года в республике запускают вторую по счёту утилизационную программу, не отменяя при этом первую. Оба направления начинают работать параллельно. "Программа по выкупу поддержанных авто", как и предшественница – так или иначе прямая поддержка казахстанского автопрома, что, впрочем, и заявлялось перед введением самого сбора. Главное – не попасть под огонь критики Всемирной торговой организации.
Взамен своей машины (особо подчёркивается, что она должна быть на ходу) владелец может получить специальный сертификат на приобретение новой в салоне. Главное условие: с помощью сертификата можно приобрести автомобиль только казахстанской сборки. Подробности можно узнать по этой ссылке.
Вторая по счёту утилизационная программа предусмотрела сдачу уже не только легкового, но и грузового, и пассажирского транспорта. Главное условие – полная комплектация согласно описанию завода-изготовителя.
За легковое авто можно получить скидочный сертификат на сумму в 315 тысяч, за микроавтобус и грузовичок выпишут документ уже на 450 тысяч, а за полноценный грузовик с прицепом или пассажирский автобус дадут сертификат сразу на 650 тысяч тенге. При этом механизм скидки гибкий: во время покупки можно суммировать номиналы двух сертификатов и дважды переписывать имя их владельца. Иными словами, максимально возможная скидка при покупке нового авто составит 1 млн 300 тысяч тенге. Такая сумма образуется при сдаче, к примеру, двух грузовиков (за каждый можно получить по 650 тысяч).
С лета 2017 года и по 1 марта 2018-го участниками второй программы переработки железных коней стали более 9 732 человек и компаний. В целом им выдано сертификатов на общую сумму в 3,1 млрд тенге.
Читайте также:
Прощай, автохлам! Как сдать автомобиль в утиль и получить за это деньги
Большой проект
Первый в стране завод по утилизации транспортных средств сознательно проектировали под размещение в Карагандинском регионе. Здесь находится наибольшее количество потребителей металлургического вторсырья в республике.
Первый этап проекта общей стоимость 3,4 млрд тенге торжественно запустили ещё в конце июля прошлого года. Если учитывать проходящее в Астане ЭКСПО-2017, внимание к "зелёному" проекту было приковано огромное.
При открытии владельцам предприятия удалось удивить общественность качественным оборудованием и большой шрейдерной установкой. Запуск других производственных линий был запланирован только к концу прошлого года.
6 декабря 2017 года в рамках очередного индустриального телемоста Нурсултан Назарбаев запускает проект ТОО Recycling Company на полную мощность. В истории индустриальных телемостов это первое экопроизводство, открытое главой государства. Президент уникальность переработки автомобилей отметил особо:
"Это первое предприятие такого плана в Казахстане. В первые годы независимости в нашей стране было всего 700 тысяч автомобилей. А сейчас около 5 миллионов автомашин ездят по нашим дорогам, они изнашиваются, как и всё в жизни, и засоряют окружающую среду. Но вы используете всё это во благо. Учитывая то, что у нас в стране сейчас производится 18 видов легковых автомобилей, ваша работа имеет неплохую перспективу", – подчеркнул Нурсултан Назарбаев во время церемонии.
Буквально через час после запуска глава государства вручил руководителям предприятия статуэтку статусной премии "Алтын сапа".
Завод по утилизации победил в номинации "Лучший инновационный проект".
Читайте также:
Первый в Казахстане завод по утилизации автомобилей провёл пробный запуск
Технологические нюансы спроса
Informburo.kz удалось попасть на предприятие после полноценного запуска. На территории завода сейчас находится примерно двухмесячный запас сырья, который позволяет ему работать практически на полную мощность.
Первоначальная приёмка авто происходит на 17 специальных пунктах, расположенных по всей республике. Именно там происходит оценка комплектации машины и итоговой суммы выплаты. После того как закрываются все юридические нюансы, автомобиль попадает на этап первичной разборки. Здесь демонтируют колеса и сливают все технические жидкости.
Затем автомобиль в более или менее разобранном виде попадает в чрево специального пресса. Получившиеся аккуратные "брикеты" гораздо удобнее: они занимают меньше места и при временном складировании, и на этапе транспортировки до карагандинского завода по утилизации.
В Караганде, где в конечном итоге и собираются все брикетированные машины, их режет перед измельчением специальный нож. Потом автомобиль проходит через огромную шрейдерную установку, где происходит, по сути, разделение и сортировка компонентов машины на основные составляющие фракции: чёрные и цветные металлы, пластик и резину.
Дальше, по словам управляющего директора ТОО Recycling Company Азымжана Оспана, происходит то, ради чего производство и запускалось:
"Следующим после шрейдерного становится плавильный цех, где мы получаем из сырья некий полуфабрикат, сплавы. На текущий момент процесс идёт в тестовом режиме. Мы пока сами экспериментируем над составами и чистотой сплавов, добавляем определённые химические элементы. Мы пытаемся предложить металлургическим компаниям то, что их заинтересует".
Сталь, чугун, алюминий, жесть, медь, – современный автомобиль – это прекрасный продукт для переработки, а главное, финансово привлекательный.
Главными клиентами завода должны в ближайшее время стать "АрселорМиттал Темиртау" и другие металлургические предприятия карагандинского региона. Ведутся также переговоры с павлодарским заводом "Кастинг".
Читайте также:
Как устроена казахстанская автопромышленность? Разбор
Хранить до востребования
С резиной и пластиком пока таких успехов нет: пока их просто складируют, но рассматривают возможность поставить собственное оборудование по производству готовой продукции – резиновой крошки. С другой стороны, в Казахстане уже сейчас достаточное количество заводов по переработке автошин.
Последние новому игроку на маленьком рынке вряд ли сильно обрадовались. Возможно, поэтому переговоры по поставке сырья идут с трудом. С переработкой вторичной пластмассы в республике гораздо хуже, чем с шинами. Чтобы поглощать заводские объёмы, нужны большие клиенты, которых у предприятия пока нет.
Ещё один цех – пиролизный – позволяет получать синтез-газ, который называют заменой нефти в химической промышленности. Работая на полную мощность и перерабатывая 50 тысяч автомобилей в год, карагандинский завод может выдавать на гора 2 млн кубометров смеси монооксида углерода и водорода.
Но пока синтез-газ также не востребован конечными потребителями. Ещё одним продуктом в линейке "зелёного" предприятия стал аналог печного топлива. Его получают после переработки автомобильных жидкостей.
"Изначально сам проект строительства завода утилизации автохлама больше несёт экологический характер, – уточняет во время интервью Азымжан Оспан. – Поэтому все слитые опасные жидкости – моторные, трансмиссионные масла, – всё это полностью доставляется на завод с любой точки страны. Мы можем переработать все типы масел, любого качества и любого состава. Конечной продукцией является аналог печного топлива, который мы пока активно используем для теплоснабжения нашего предприятия. Но продукт для нашего рынка очень интересный".
Пиролизное топливо может заменить в современных котельных установках старого знакомого энергетиков – мазут. Аналог печного топлива превосходит своего исторического конкурента более высоким октановым числом, меньшим объёмом выбросов и статусом переработанного "зелёного" сырья.
А как же автопром?
Единственный в республике завод по утилизации авто – один из самых перспективных объектов в отрасли переработки. По крайней мере, спроектирован и построен он был под большие объёмы.
То, с чем столкнулся инвестор, вложивший 3,4 млрд тенге, – для нашей страны, к сожалению, привычное дело. На стадии включения в различные карты индустриализации, во время церемоний открытия предсказуемо идёт активная административная поддержка. Затем многие проекты властями забываются.
Руководство карагандинского завода не высказало в адрес коллег на рынке и властей ни слова критики.
Возможно, до конца 2018 года мы всё-таки услышим о заключении крупных контрактов на поставку переработанного сырья или о запуске собственных мощностей по выпуску уже готовой продукции. Если дружить у завода не получится, он пойдёт на производство готовой продукции сам. Отечественный рынок переработки пока на его появление активно не отреагировал – дел в отрасли хватает и без него.
Пока мировые автогиганты в США, Японии и Южной Корее активно используют вторичное сырьё и не по одному циклу применяют его в автомобилях даже премиум-сегмента, в Казахстане за несколько лет активной государственной поддержки автопрома так и не смогли решить вопрос производства качественной стали.
Хотя ещё в 2014 году шли активные разговоры о строительстве нового завода по производству этого металла. Предприятие производило бы в том числе и готовый продукт для автомобилестроения. Правда, было решено, что существующие металлургические предприятия закроют данный вопрос. Но этого так и не произошло.
Одним из звеньев полноценного цикла переработки в Казахстане может стать ТОО Recycling Company. Только возможно, что "зелёное" предприятие не ждали ни отечественная металлургия, ни действующие автомобильные заводы. По крайней мере того, что проект построят и запустят меньше чем за год.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5633
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2520
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2585
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2331
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2213
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2199
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2266
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2318
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2246
- 2
- 47
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2232
- 0
- 6