Обычным посетителям ботанического сада доступно только 20 гектаров из 106,3 гектара. К тому же многие не представляют, как работает это уникальное место в Алматы. Генеральный директор РГП "Институт ботаники и фитоинтродукции", доктор биологических наук Гульнара Ситпаева провела уникальную экскурсию специально для Informburo.kz.
Читайте также:Гульнара Ситпаева: ботанический сад должен стать национальным достоянием
Семенной фонд
В подвале административного здания хранится уникальная коллекция, о ценности и значении которой, наверное, никто, кроме ботаников, и не задумывается. В огромных холодильниках хранятся семена 548 из шести тысяч видов дикорастущих растений Казахстана. Это редкие, исчезающие виды и лекарственные растения. На некоторые из них есть спрос и за границей, но сотрудники ботсада считают эндемики национальным достоянием и строго-настрого запрещают вывозить их за пределы Казахстана.
Эндемики – это растения, которые нигде, кроме как в Казахстане, не встретишь. И таких у нас довольно много. Гульнара Ситпаева тоже называет их национальным достоянием Казахстана – наравне с нефтью, цветными металлами и другими природными ресурсами. И преимущество растений в том, что они ресурс возобновляемый. И его восстановлением занимаются ботанические сады Казахстана.
Программа по созданию семенного фонда Казахстана реализуется с 2013 года в рамках целевого использования государственных средств. Но в планах директора продлить программу ещё на три года и выбить деньги на новые холодильники. В планах лаборатории, кроме того, создать каталог семян, но это настолько долгая и кропотливая работа, что необходимо дополнительное финансирование, которого пока нет.
Ботаники – народ терпеливый и педантичный, каждый семеновод независимо от научных степеней лично работает с семенами – производит и сбор в "поле" (чаще всего в горах и степи), и дальнейшую обработку до того момента, как семечко отправляется на хранение в холодильник.
Доктора наук и магистранты, проходившие стажировку в Южной Корее, России и других странах, сидят сгорбившись над лабораторными столами, скрупулёзно отделяя по одному даже самые мельчайшие семена. Коллектив лаборатории – 10 молодых девушек, которым еще нет 30 лет.
Историю каждого семечка, которое лежит в хранилище, можно отследить досконально с момента его сбора – координаты сбора, высота, описание, количество, дата и время сбора и имя собравшего. На обработку семян уходит около года, зато после этого они спокойно хранятся более ста лет, не теряя своих свойств.
Заведующая лабораторией банка семян Тансара Мурзатаева показывала нам семена ровно три минуты – больше нельзя, иначе уникальная коллекция пострадает.
"Если семечко увеличить в стереомикроскопе, это настолько фантастично! Как будто там лунные кратеры! То есть такая оболочка ничем не примечательна, но там такие рисунки выходят при тысячекратном размере, что думаешь: ну как это всё создано?!"– восторгается Тансара Мурзатаева.
Гербарий
В ботаническом саду гербарий – это неотъемлемая часть работы с растениями. Ботаники называют каждый экспонат гербария документом, из которого можно получить массу полезной информации. На сегодняшний день в фонде хранится 259 тысяч образцов высших сосудистых растений, помимо этого ещё грибы, лишайники и мхи.
Гербарий собирают просто – выезжают в поле с лопатой. Выкопанные растения упаковывают, привозят в ботанический сад, а там уже определяют их таксономическую группу и другие параметры. Здесь сидят систематики, таксономисты и флористы, которые могут определить и распознать, к какому из шести тысяч видов принадлежит растение.
Старейшие экземпляры, хранящиеся в Алматинском ботаническом саду, датируются 1842 годом. За почти 180 лет даже лепестки цветов не потеряли цвет благодаря особому микроклимату, который создан в помещениях гербарного фонда. И таксономисты не уступают ботаникам в увлечённости: они тоже восхищаются каждым лепестком и луковицей, которые хранятся между пожелтевшими газетными листами, спрятанными в серые настенные шкафы. И тоже называют их национальным достоянием.
"Это золотой фонд не только нашего института, но и республики вообще, – говорит заведующая гербарным фондом Сауле Мухтубаева. – Это единственный гербарий, в котором сосредоточено всё биоразнообразие Казахстана. Он в общем доступе, и любой может прийти и сравнить растения 1842 и 2017 годов".
Гербарный фонд тоже создаёт свою базу данных. И таксономисты ожидают, что ею будут пользоваться не только студенты и учёные, но и интересующиеся казахстанцы и жители других стран. Тем более что сейчас усиленно идёт сбор гербарных образцов исчезающих видов, например, тюльпанов. Не исключено, что через несколько лет эти тюльпаны можно будет увидеть только в засушенном виде пришпиленными к листу картона.
Не стоит думать, что ботаникой занимаются убелённые сединами профессора с пенсне в глазу и безумием во взгляде. На сегодняшний день в Институте ботаники научными исследованиями занимаются 42 молодых специалиста, и все они пришли сюда не из-за отсутствия выбора, а осознанно. Большинство из них – выпускники Казахского национального университета имени аль-Фараби, знают три языка и активно публикуются в международных научных изданиях. Институт активно сотрудничает с большинством вузов Алматы и отбирает себе сотрудников ещё со студенческой скамьи. Например, в гербарном фонде работает Бектемыр – 19-летний студент с талантом к систематике, такие работники здесь на вес золота.
Японский сад
Японский сад – это площадка для посетителей. Гуляя здесь, видишь не только красоту, но и получаешь пользу – можно о каждом растении прочитать в специальном приложении, разработанном учениками седьмого класса хайтек-академии. Рядом с каждым растением стоит табличка с номером, и, вбив этот номер в приложении, можно прочитать всю информацию. Электронный экскурсовод скоро начнёт работать в других зонах ботанического сада.
Море цветов, экзотических и не очень, дикорастущих и селекционных растений, в том числе и знаменитая сакура – всё это посетитель может увидеть на территории японского сада. Львиную долю посетителей составляют молодожёны и иже с ними – очень популярны съёмка фотосессий и лавстори на фоне прекрасных растений.
Необычный ландшафт дополнен причудливыми архитектурными формами. По словам директора ботанического сада, скоро таких вещей как площадки для прогулки и съёмок станет намного больше.
Теплицы
На территории ботанического сада расположено несколько теплиц, в которых размножают и подращивают сотни видов декоративных растений. А за территорией сада есть магазинчик, где любой желающий может приобрести понравившийся цветок вместе с горшком.
Одна из теплиц привезена из Южной Кореи. Её площадь составляет 450 м2. В ней выращивают растения, которые сейчас модно иметь в каждом доме, в основном это цитрусовые. В этом году Гульнара Ситпаева из командировки в Беларусь привезла 20 сортов лимонов, которые вскоре сможет купить любой желающий.
Преимущество растений, выращенных в ботаническом саду, в том, что здесь в землю не добавляют никакую химию. Поэтому принесённый домой цветок не умрёт – иммунитет у него хороший. Тем более что в любой момент можно прийти в ботанический сад и обратиться к специалистам за советом.
Оранжереи
Диковинные растения причудливыми изгибами овивают изнутри все оранжереи. Здесь в одном павильоне душно, жарко, влажно – поддерживается тропический климат, а в другом сухо до такой степени, что будто бы песок на зубах хрустит. Судя по всему, пальмам и кактусам здесь вполне комфортно – за 50 лет они вымахали до гигантских размеров и продолжают расти.
Первые семена привозили в Казахстан чуть ли не контрабандой, спрятав в шариковую ручку или складки одежды. Коллекция создавалась по крупицам, и каждое поколение ботаников бережно вносит свой вклад в её сохранение и расширение.
И снова восторг ботаника – заведующая оранжереей Алма Распаева увлечённо рассказывает о каждом кустике, о каждом гиганте, едва не пронзающем стеклянный потолок макушкой.
"Фикусы в естественных условиях создают большие полости, из них даже получались конюшни! – рассказывает она. – Боковые корни срастаются, и получаются конюшни. А этот каучуконос из Южной Африки до 60% каучука даёт".
Пальмы в оранжереях не плодоносят – там нет опыления. Но в скором будущем, возможно, посетители смогут попробовать свежие, спелые алматинские кокосы.
По крайней мере, в плане реконструкции значится строительство нового климатрона – оранжереи нового поколения. В ней досконально будут соблюдены все условия – влажность, температура, где-то будет дождевание, насекомые, растения-хищники, которых можно будет покормить мухами.
В новый климатрон переедут некоторые растения из старой оранжереи. Но полувековые гиганты никто не тронет: новая, по-современному застеклённая оранжерея будет строиться вокруг них, учитывая все особенности растений.
В павильоне, в котором расположен бассейн с кувшинками, часто проводятся фото- и видеосъёмки. Поэтому бассейн и листы кувшинок сверкают от мелких монеток: каждый, кто побывал здесь однажды, мечтает ещё сюда вернуться.
В оранжерее – одна из уникальнейших коллекций кактусов, которая постоянно пополняется. Причём пополняется не только привезёнными из-за границы красавцами. Один алматинец с детства коллекционировал кактусы и был частым гостем ботанического сада. А когда вырос, ботаником не стал, но передал в оранжерею 10 видов кактусов и пообещал привезти ещё.
Белки – постоянные жители ботанического сада. Они никого и ничего не боятся – одна из них нахально взгромоздилась на кроссовок нашего фотографа, а когда он попытался её сфотографировать, лениво ускакала прочь. Хотя милыми и безобидными они кажутся только здесь. В питомнике все только и жалуются на зверьков: они умудряются выкопать и перепрятать уже проросшие орехи плодовых деревьев.
Питомник
Питомник ботсада – это уникальная территория, куда никого не пустят без специального разрешения. Когда едешь туда – минут семь на машине сквозь сосновые и ещё бог знает какие рощицы, представляешь идеальные грядочки с идеальными кустиками, каждый со своим номерком. Каково же удивление, когда вместо этого видишь огромный, наполовину неухоженный огород.
Однако недалеко от огорода есть островок настоящего рая для садовода – целый сад фундука. Сад ежегодно даёт хороший урожай, а в этом году ждут урожая небывалого, ведь наконец решилась проблема с поливом (благодаря меценатам очистили арычную систему). Но садоводы даже не рассчитывают собрать сто мешков орехов: по их словам, алматинские бабушки успевают начисто обнести едва затвердевшие орехи.
В питомнике работает, наверное, самый увлечённый ботаник Казахстана. Впрочем, Гульнара Ситпаева его буквально увела из иностранного научного института, но создаётся ощущение, что он этого даже не заметил.
"Очень люблю экспериментировать, – деловито рассказывает заведующий всеми огородами питомника Николай Зверев, продираясь сквозь бурные заросли то ли фисташки, то ли миндаля. – Вот видите – груша Регеля. Для чего я её вообще посадил? Это наше, местное растение, небольшой кустарник. Я её посадил для того, чтобы попытаться привить другие растения – яблоню, грушу. Прививаю и смотрю, как себя ведёт подвой и привой".
Великий экспериментатор Николай Евгеньевич экспериментирует абсолютно со всеми растениями. И, судя по всему, у него, как говорят бабушки, лёгкая рука. Он исследует растения, экспериментирует порой с несовместимыми видами, но у него непременно всё бурно разрастается и начинает плодоносить уже на второй год.
Огород только на первый взгляд кажется неухоженным, на самом деле здесь каждый день с утра до вечера трудятся люди, выпалывая сорняки и отслеживая уровень полива. Конечно, людей не хватает, поэтому и кандидатам биологических наук частенько приходится брать в руки тяпку или кетмень.
Николай Евгеньевич ратует за то, чтобы орехи не привозились из-за границы, а выращивались в Казахстане, и, по его словам, для этого имеются все условия. Чтобы как-то заинтересовать и мотивировать фермеров, он передал одному крестьянину в ЮКО двести саженцев фисташки. И он не сомневается, что вскоре где-нибудь под Шымкентом раскинется большой фисташковый сад, но только при условии, что фермер будет слушать его рекомендации.
На территории ботсада есть целый жилой дом, в котором живёт пожилая пара. По словам сотрудников, когда землю отдавали саду, всем, кто там жил, выдали квартиры. Но одна семья наотрез отказалась переезжать. Теперь эти уникальные люди никуда не могут деться – свой дом и участок продать не смогут, так как они находятся на особо охраняемой территории. А денег им на квартиру в бюджете города не заложено.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5583
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2505
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2545
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2316
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2195
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2185
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2250
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2299
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2224
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2213
- 0
- 6