Прямой эфир Новости спорта

Как повлияет перезапуск льготного автокредитования на рынок авто

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Кому выгодна эта госпрограмма?

16 мая в Казахстане начали принимать заявки на льготное автокредитование. И хотя деньги, выделенные на программу, поступили ещё не во все банки, возле автосалонов уже можно наблюдать ажиотаж. 

Как запуск программы повлияет на местный рынок автомобилестроения? Вырастут ли объёмы продаж и что будет с ценами на машины?

Незначительная цифра

По словам члена Общества содействия автомобилистам (ОСА) и общественного совета Караганды Василия Климакова, эта инициатива  на рынок особо не повлияет, потому что 10 тысяч машин – незначительная для Казахстана  цифра, ведь в стране продается порядка ста тысяч новых машин в год. Скорее, программа даст автопроизводителям и дилерам возможность в ближайшие месяцы увеличить свою прибыль.

"Учитывая, что цены у нас никак не регулируются, у автопроизводителей и дилеров возникает соблазн повысить цены на свои товары и увеличить прибыль за счёт госбюджета. Я не исключаю, что имеются какие-то неформальные соглашения с автодилерами, чтобы они не задирали цены. Но в любом случае рост цен на машины, попадающих под эту программу, то есть стоимостью до 15 млн тенге, нельзя исключать", – сказал Василий Климаков.

Он полагает, что часть машин, приобретённых в Казахстане в рамках льготного автокредитования, потом окажутся в России, куда их продадут по более высоким ценам, так как спрос на казахстанскую технику в соседней стране растёт. Например, в марте костанайские автосалоны большую часть своих товаров продали гражданам России. 

Не лучший момент

Аналитик Центра исследований прикладной экономики (AERC) Евгения Пак считает, что в первые несколько месяцев можно ожидать резкого роста числа заявок по этой программе. Впрочем, не всем клиентам банки будут одобрять автокредиты, это частично сдержит ажиотажный спрос. Однако темпы роста продаж так или иначе увеличатся, ведь льготное кредитование делает автомобили доступнее для тех казахстанцев, которые ранее не могли приобрести авто из-за высоких для них ставок по автокредитам. 

"Следует отметить, что цены на автомобили начали расти ещё в прошлом году вследствие дефицита чипов на рынке, перебоев в поставках. И с этой точки зрения программа льготного автокредитования является не совсем своевременной, на мой взгляд. Вся выгода от низкой ставки для потребителя нивелируется возросшим ростом цен на авто", – считает Евгения Пак.

При этом, по её мнению, острой нужды поддерживать объёмы производства авто в Казахстане сейчас нет – за январь-декабрь прошлого года производство автомобилей выросло на 24,3% по сравнению с январём-декабрем 2020 года. В 2022 году объём производства продолжил расти и составил 18,6% в годовом выражении.

"К чему эта программа сейчас, мне не совсем понятно", – сказала экономист.

Что касается сбыта автомобилей, то эту проблему необходимо решать повышением уровня дохода населения, а не льготным автокредитованием, уверена эксперт.

К тому же снижение спроса на авто наблюдается сейчас во всем мире, добавила Евгения Пак. Этот феномен частично стал результатом удорожания как авто, так и бензина и частично является отражением изменения структуры спроса: люди после ковида перешли на дистанционный формат работы, поэтому спрос на личные транспортные средства мог снизиться.

"Льготное автокредитование сейчас просто искажает создаваемые рынком стимулы потребителей. Причём искажение стимулов происходит за счёт средств государственного бюджета. И эффект от таких стимулов будет временным", – подчеркнула она. 

По мнению Евгении Пак, перезапуск программы будет способствовать росту цен на автомобили. Стимулирование спроса в ситуации, когда предложение может не иметь возможности отреагировать быстро (перебои в поставках ввиду ужесточения карантина в Китае и санкций против России) вызовет ещё большее удорожание автомобилей в стране. 

"Программа не совсем ко времени ещё и с учётом попыток Нацбанка, наоборот, снизить потребительский спрос (в том числе на товары длительного спроса, такие как авто), чтобы снизить цены. И вот в условиях, когда Национальный банк борется с ростом общего уровня цен, государство создает альтернативную ставку – гораздо ниже рыночной (базовой), чем искажает работу процентного канала и препятствует снижению общего уровня цен в стране. Эту программу стоило, на мой взгляд, начинать хотя бы после первых признаков замедления темпов инфляции в стране", – добавила Евгения Пак.

Главные бенефециары – автоперекупщики

По мнению правозащитника Чингиза Лепсибаева, из-за высокой ставки рефинансирования очень мало казахстанцев имеют возможность получать кредиты, ведь коммерческие банки дают кредиты по ставкам от 24% годовых. Поэтому государство придумало искусственный механизм льготного автокредитования. Но главные выгодополучатели этой программы – не граждане, а автоперекупщики, уверен эксперт. 

"В Казахстане при официально задекларированной цифре в 24 тысячи производимых автомобилей в год, на самом деле в лучшем случае производится 1200, – подчеркнул Чингиз Лепсибаев. – В целом в отечественном автопроизводстве отечественными являются только жидкости. Так что на перезапуске авторынка эта программа никаким образом не отразится". 

"Кроме того, та сумму, которую взяли из РОПа и пустили на автокредитование, мизерная. Ведь в РК около полумиллиона машин, и износ автопарка достигает 70%. Поэтому вместо перезапуска рынка произойдёт рост коррупционных схем, на которых будут навариваться разного рода посредники в тех компаниях, которые просто перепродают машины", – сказал Чингиз Лепсибаев. 

Рост продаж возможен, считает он, но на короткое время, потому что в мире в целом наблюдается снижение предложения по новым автомобилям. Что касается изменения цен, то, по мнению эксперта, в Казахстане уже произошёл их кратный скачок, поэтому госпрограмма вряд ли повлияет на цены. "Они могут измениться, только если будут отменены искусственные налоги вроде утильсбора", – заключил Чингиз Лепсибаев.  


Читайте также:


 

Новости партнеров