Прямой эфир Новости спорта

Как поверить в себя и открыть свой бизнес. Рассказывают алматинские предприниматели

Фото depositphotos.com
Фото depositphotos.com
Почему приходит идея открыть своё дело, с чего начинают бизнесмены и какими принципами руководствуются в работе.

Правительство Казахстана ищет способы снизить иждивенческие настроения в обществе и для этих целей разработало комплексный план по продвижению идеологии ценности труда. Противоположным полюсом иждивенчества является предпринимательство, когда человек рассчитывает даже не на работодателя, не говоря уже о государстве, а на самого себя – на свои силы, ум и способности, открывая новые компании и создавая рабочие места. Informburo.kz опросил алматинских предпринимателей, чтобы узнать, как они решились открыть своё дело, сколько попыток предприняли для этого, что им помогло добиться успеха и не сдаться на этом пути.

Дмитрий Дон, автосервис Don Motors

Дмитрий Дон / Фото предоставлено героем публикации

Автосервису, который открыл Дмитрий, уже 11 лет. "Сначала были открыты кузовной и малярный цеха. Работало человек пять. Через пару лет мы открыли новое здание, в котором разместили пять постов и расширили спектр услуг: ремонт двигателя, ходовой части, ремонт автоэлектрики. Буквально месяц назад запустили дополнительные площади", – рассказывает Дмитрий. В компании сейчас работают 30 сотрудников. 

Во время учёбы в университете Дмитрий параллельно работал в страховой компании, а потом начал предоставлять услуги по доставке автомобилей из Германии и США. "Я, в принципе, не рассматривал торговлю подержанными автомобилями как нечто серьёзное, и когда Казахстан вступил в Таможенный союз, доставкой авто стало заниматься невыгодно. Это и дало толчок к началу основательного и более серьёзного дела. Я приобрёл участок и приступил к строительству автосервиса", – вспоминает бизнесмен. 

Он отметил, что руки опускались не раз ещё до запуска, "было много сложностей со стороны госслужащих". "Но у меня не было заднего хода. На кон было поставлено всё, и я шёл вперёд", – говорит Дмитрий. 

Уже после открытия основная сложность состояла в найме квалифицированных мастеров. Как и везде, главный и самый востребованный ресурс – это кадры. "Сегодня у нас сплочённый коллектив профессионалов, которые работают с нами много лет", – гордится предприниматель.

Фото предоставлено героем публикации

Рынок СТО в Алматы на первый взгляд очень конкурентный. Чем можно выделиться и привлечь клиентов? "В первую очередь автосервис должен быть современным, располагать всеми возможностями для квалифицированного ремонта и обслуживания автомобилей всех марок (профессиональная покрасочная камера, авторобот, подъёмники). Также ценится индивидуальный подход к каждому клиенту, профессионализм мастеров, гарантия на услуги", – делится Дмитрий. Такие автосервисы в мегаполисе, по его словам, на самом деле можно пересчитать по пальцам, остальные – либо крупные автоцентры, либо частные услуги в гаражах и на дому. 

"Когда я открыл малярный цех, львиную долю времени забирал закуп материалов, я мог полдня потратить на закупки. Проанализировав рынок, решил открыть магазин расходных материалов. 
То же самое произошло и с отделом запчастей, когда, расширив спектр услуг, нам приходилось обращаться к частным компаниям. Объёмы работ росли, и мы решили наладить поставку автозапчастей. Сегодня мы работаем напрямую с крупнейшими складами автозапчастей Казахстана, России, Кореи, Европы, США", – рассказывает бизнесмен.

По его словам, основная проблема заключается в том, что его бизнес нелицензируемый. 
"Те вложения, которые несу я (строительство, соответствующее всем нормам, вывод из жилого фонда земли под коммерческую деятельность, профессиональное оборудование, уплата налогов), несравнимы с тем, что вкладывает работник, работающий на дому или частным образом, арендуя гаражи. Зачастую они не имеют профессиональных условий для работы, что ведёт к некачественному результату работ, а также условия труда там зачастую небезопасны. Такие мастера демпингуют", – описал ситуацию в отрасли Дмитрий Дон.

Фото предоставлено героем публикации

Что касается личного выбора – бизнес или работа по найму, то, по мнению предпринимателя, всё зависит от человека: кто-то делает прекрасную карьеру и бизнес ему не нужен. "Своё дело – это не свободный график, как представляется многим. Это работа 24/7. Ну и степень ответственности гораздо выше – за дело и сотрудников", – предупреждает он. 

Кто такой бизнесмен. Мнение Дмитрия Дона

Бизнесменами не становятся, а рождаются. Чтобы быть успешным, необходимо всегда работать над собой и идти в ногу со временем. Важно уметь брать риски, быстро реагировать на изменяющиеся условия и принимать взвешенные решения. Очень важны дисциплина и оперативность. И, конечно, порядочность и честность во всех аспектах. Бизнесмены также сталкиваются со множеством проблем разного уровня и характера. Очень важно не сдаваться, анализировать ситуацию и идти дальше, только тогда можно достичь результатов.

Мария Вайман, тату-салон Lotos

Мария Вайман / Фото предоставлено героем публикации

Тату-студия Lotos принадлежит Марии уже 10 лет. До этого три года она выплачивала кредит инвестору, на которого тогда была оформлена компания, а затем стала полноправной хозяйкой бизнеса. "Мне было 20 лет, когда у меня появился Lotos. До этого у меня никогда не было официального трудоустройства, с 16 лет я подрабатывала переводчиком и заработала таким образом на своё первое тату-оборудование", – рассказывает предпринимательница.

С 14 лет Мария попала в культуру татуировки. С ней в классе училась племянница первого в Казахстане профессионального татуировщика. "Поэтому, как должен выглядеть тату-салон, на тот момент я уже знала", – говорит бизнесвумен. За 10 лет бизнес серьёзно расширился. "Сначала мы снимали маленькую комнату за 40 тысяч тенге по соседству с химчисткой. Сейчас только за аренду помещения я плачу в 10 раз больше. Есть сайт, YouTube-канал, 26 тысяч подписчиков в инстаграме. Это достаточно весомые результаты для сферы бьюти-услуг. В студии выросло целое поколение тату-мастеров, которые достаточно успешны в Алматы и за границей. И у меня сейчас ещё есть школа тату-мастеров", – делится бизнесвумен.

Всё ли получилось с первой попытки? "Работать тату-мастером я начала с 16 лет, и, набравшись опыта, мы с ребятами пробовали открыть свой первый тату-салон под другим брендом. Но ничего не вышло, бизнес развалился", – вспоминает Мария. Тогда девушка ушла в свободное плавание и решила получить второе высшее образование – психологическое. 

"Решение открыть свой бизнес пришло спонтанно. Инвестор хотел вложить деньги в тату-салон с последующей его продажей мне. Я решила попробовать. Если бы у меня не было кредитного долга, финансовой ответственности, то, скорее всего, ничего бы не получилось. Это в любом случае дисциплинирует, особенно творческих людей. Ответственность в бизнесе – самое важное: за финансы, команду, поток клиентов", – считает Мария.

Естественно, были взлёты и падения. "Без этого бизнес в принципе не обходится. Не нужно строить иллюзий, что творческая профессия – это будет именно творчество. Нет, любой бизнес – это труд, когда каждый день надо ходить на работу, решать организационные задачи, проводить анализ рынка. Это помимо того, что я сама делаю татуировки и ещё обучаю мастеров", – говорит хозяйка салона.

"У меня есть режим дня, режим рабочей недели. Нужно уметь себя организовывать. Потому что я знаю мастеров, которые открывают салоны, потом у них пропадает прибыль, они разочаровываются и закрываются. Не все художники способны сохранять холодный рассудок", – добавляет Мария.

По её словам, в одиночку мастера развиваются медленнее, чем когда есть нужная среда. Как директор студии, она такую среду создаёт: "Главное – выбрать комфортный для себя путь и предложить такой путь другим мастерам. Я выстраиваю систему бизнеса, а в этой комфортной среде появляются люди, прибыль, возможности развития. Для того чтобы руководить творческим персоналом, нужно создать условия без жёстких рамок, дать людям выбор. Потому что если они чувствуют рамки, то стараются из них выйти".

Сейчас татуировка – это уже не что-то андеграундное. "Я мастер больших татуировок, мне нравится работать с телом как с холстом. Меня вдохновляет красота тела человека. Стараюсь отразить идею и рисунок так, чтобы это гармонировало с телом, подчёркивало индивидуальность человека, его внутреннее мироощущение", – рассказывает Мария о своём деле.

Главная сложность в этом бизнесе – тату как отрасль отсутствует в законодательстве. "Поэтому нет регламента, как мы должны осуществлять свою деятельность. Есть похожие ниши – процедурный кабинет, косметологический кабинет. И нас относят скорее к косметологам, которые работают с поверхностным нарушением кожного покрова. Сюда же, например, можно отнести и мастеров перманентного макияжа. Но не всегда косметологический кабинет и тату-салон – это одно и то же. Татуировка – это длительный процесс травматизации кожи, у нас должны быть стандарты стерильности, которые в тех же салонах красоты соблюдаются не всегда", – поясняет Мария.

Конечно, это не значит, что татуировщики совсем вне закона. Они получают заключение СЭС на место, где работают, у мастеров-татуировщиков должна быть медкнижка. "Но если бы были стандарты, можно было бы сдавать экзамен, получать лицензию и заниматься своей деятельностью профессионально, и было бы меньше случаев заражений, некачественной работы, неоплаченных налогов, проблем с возвратом оплаты", – делится своим мнением Мария Вайман.

Работа в найме, конечно, даёт стабильность. "Но когда у тебя своё дело, происходит личностный рост. Человек что-то создаёт, осознаёт, ошибается и находит, и на основе этого опыта расширяется и восприятие мира. Это дает возможность не только зарабатывать, но и развивать свой личный бренд", – заключила Мария Вайман.

Алексей Фомин, ремонт техники Apple

 Алексей Фомин / Фото предоставлено героем публикации

Компания Алексея iSupport существует 11 лет и занимается ремонтом техники Apple. "Начинал я 17 лет назад, в студенческие годы, делая ремонт простых компьютеров, выезжал по объявлениям, которые давал на разных сайтах. Сейчас сайт моей компании выходит в первой тройке в поисковике по ключевым запросам, связанным с ремонтом", – рассказывает бизнесмен. Все его клиенты приходят с сайта, который в сутки посещают в среднем 2600-3000 человек. У Алексея пять сотрудников: мастер по MacBook (это сам владелец бизнеса), мастер по ремонту iPhone, iPad, Apple Watch, специалист по пайке BGA микросхем, бухгалтер, оператор.

"До того, как открыть своё дело, я работал грузчиком на промбазе и занимался подработками по ремонту компьютеров", – вспоминает Алексей. Рискнуть и заняться своим бизнесом он решил, чтобы иметь возможность подстроить работу под свою жизнь. "Своим сотрудникам я также даю гибкость рабочего графика, они берут клиентов в определённое время, а в свободное могут отлучаться по своим делам", – говорит предприниматель.

По его словам, запустить бизнес получилось почти сразу, так как в то время было мало конкурентов и почти никто не делал акцент на сайте и рекламе. 

"Мы делаем ставку на качество обслуживания, а это возможно при работе с ограниченным числом клиентов. Тогда можно уделять каждому ремонту больше внимания и тщательно, детально делать диагностику. Более высокие цены отражают ответственность и сервис, которые мы предоставляем. Клиенты, готовые платить больше, ожидают и получают лучший сервис и качество, что является нашим конкурентным преимуществом", – делится Алексей секретами своего маркетинга.

Самая большая сложность в бизнесе, по словам Алексея, стоимость аренды, демпинг со стороны конкурентов. "Встречаются случаи, когда сервисные центры обещают использовать оригинальные запчасти или заявляют о квалификации, которой на самом деле не имеют. Некоторые нечестные игроки могут снимать работоспособные запчасти во время ремонта, заменяя их менее качественными аналогами, что является серьёзным нарушением этики бизнеса. Это подрывает доверие ко всей отрасли и создаёт проблемы для честных мастеров", – возмущается бизнесмен.

Вообще, владение бизнесом, по мнению Алексея, даёт возможность полного контроля над рабочим процессом и принятием решений. "Я самостоятельно определяю направление развития своей компании. Также бизнес требует развития множества навыков – от маркетинга до управления финансами, что способствует постоянному личностному и профессиональному росту. Создание сайта, контентное наполнение, дизайн и SEO-продвижение – это всё я делал сам, не нанимая никаких специалистов", – говорит бизнесмен.


Истории бизнесменов показывают, что открытие собственного бизнеса не является чем-то недосягаемым. Возможности для развития предпринимательства в Казахстане есть. Главное – верить в себя, прилагать последовательные усилия, быть дисциплинированным, рассудительным и любить своё дело.

Новости партнеров