Прямой эфир Новости спорта

Как отмечали Наурыз в 1991 году

Автор фото Андрей Михайлов
Автор фото Андрей Михайлов
В Советском Казахстане если кто и отмечал Наурыз, то очень тихо и скромно. А когда его разрешили, было не совсем понятно, как праздновать.

Весенний праздник Наурыз в СССР оказался под запретом. Как и онтологически связанные с наступлением весны Масленица и Пасха. Вместо этого трудящимся было предложено отмечать возрождение природы, отмечая праздник мира и труда – 1 Мая. Что они и делали. Самозабвенно и особо не заморачиваясь на политическом подтексте солидарности трудящихся.

Если кто-то сегодня утверждает, что, несмотря на все запреты, в Казахстане всё равно праздновал в те годы Наурыз, – относитесь к тому снисходительно. Если кто и праздновал, то очень тихо и скромно. Так что большей части населения Советского Казахстана даже название "Наурыз" не говорило ни о чём.

Однако древний праздник запретить-то запретили, но искоренить так и не смогли. Наурыз смиренно тлел все эти годы, поддерживаемый в основном по женской линии – упорными и бережливыми бабушками. Которые, упрятав его в лоно семейных ценностей, каждый год упорно готовили своё наурыз-коже и не давали искре затухнуть. Воистину, женщина – хранительница традиций! И это благодаря им, этим бережливым и терпеливым старушкам, как только настала пора – "из искры возгорелось пламя".



В конце 1980-х Наурыз вновь на слуху, после полувекового полузабвения. Праздник, хотя ещё и не занял места в перечне официальных (государственный статус он получил лишь в 2001 году), вылился на улицы и вновь стал всенародным.

Один из тех возрождённых Наурызов, проходивший в Алма-Ате в 1991 году, я и фотографировал на нашем "Арбате" (появление пешеходных зон с таким названием – ещё одно веяние того времени) – улице Горького, она же – Жибек Жолы. Основное внимание привлекали огромные огнедышащие монгольфьеры – воздушные шары, которые хотя и не имели отношения к традициям празднования Наурыза, но были весьма популярными на любом тогдашнем мероприятии. В те годы, когда формально было дозволено всё, воздушные шары не только катали желающих вверх-вниз на привязи, но и свободно парили над городом.



Что до самого праздника, то он, в отличие от нынешних, проходил сдержанно и настороженно. Растерянные люди искали радости, но поводов для радости было немного. И это легко объяснимо.

Во-первых, народ ещё толком не понимал, что и как нужно праздновать. Достаточно сказать, что партия (та самая, коммунистическая), которая десятилетиями гнобила традиции всех народов СССР, теперь рассылала специальные циркуляры – как правильно отмечать Наурыз. У людей же открылась насущная потребность – не стесняясь и не прячась демонстрировать своё отношение ко всему исконному, выводить из тени традиции предков. Желания-то было предостаточно, но годы запрета и забвения брали своё – многому предстояло учиться заново, в том числе и празднованию Наурыза.



А во-вторых, каждый праздник нуждается в материальном подкреплении – для советских людей это было важной составляющей любого всенародного торжества. Между тем, начало 90-х запомнилось тотальным дефицитом и сверхдлинными очередями. Так что о каких-то юртах, полных яств, и торговых рядах, ломящихся от снеди, – только мечтали. Потому и толкались молчаливо по улицам в поисках хоть каких-то внешних признаков радости, дабы подкрепить своё душевное состояние.



Вот выдержка из любопытной книги Узбекали Джанибекова (тогдашнего секретаря компартии Казахстана по идеологии и культуре) "Эхо…", выпущенной аккурат в 1991 году:

"В 1988 году по инициативе общественности, впервые после долгого перерыва с 1926 года в Алма-Атинской области и Алма-Ате был проведён праздник "Наурыз мейрамы". В Джамбульском районе он начался встречей Наурыза – марта месяца, пришедшего на смену Акпану – февралю. (…) После театрализованного представления люди 36 национальностей, проживающие в районе, показали своё мастерство народных танцев, песен, в рукоделии, приготовлении национальных блюд. (…) В городке "Наурыз" была организована ярмарка по распродаже товаров массового спроса. На его центральной площади чествовали передовиков соцсоревнования, многодетных родителей, долгожителей.

Так "Наурыз мейрамы" стал подлинным праздником Весны, Труда и Обновления…"

Утверждается, что именно Джанибеков стал одним из главных инициаторов возрождения Наурыза в Казахстане

Так или иначе, старый праздник весны ожил, как и заповедано ему его календарной природой. Ожил и, судя по размаху ежегодных торжеств, намерен жить ещё долго и счастливо.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров