Прямой эфир Новости спорта

Как намерены привлечь инвесторов к разведке и добыче в Казахстане

Фото с сайта trinfinity8.com
Фото с сайта trinfinity8.com
Изучив внимательно проект нового Кодекса "О недрах и недропользовании", депутаты нашли в нём несколько недоработок.

В Парламенте презентовали проект нового Кодекса "О недрах и недропользовании". Документ призван главным образом обеспечить восполнение минерально-сырьевой базы в стране, а также создать благоприятные инвестусловия для разведки и добычи. Всё дело в том, что сегодня объём инвестиций на разведку в Казахстане в среднем составляет всего 7 долларов на один квадратный метр, тогда как, к примеру, в Австралии эта сумма достигает 167 долларов, а в Канаде – 203. Над проектом на протяжении двух лет совместно трудились два уполномоченных министерства: по инвестициям и развитию и энергетики.

"Казахстан в рейтинге стран, занимающихся геологоразведкой, находится на последних местах. Да, конечно, мы знаем, что 97 – 98% месторождений с наиболее полезными ископаемыми у нас законтрактованы. По ним идёт добыча, налоги поступают, всё хорошо, но сколько это продлится? Нам нужно восполнять минерально-сырьевую базу. При этом ни одно государства в мире само не делает этого, так как это очень дорого и финансово рискованно – всегда даётся на откуп инвестору. Однако сейчас инвесторы неохотно идут у нас в геологоразведку. Мы проводили аукционы: из 100 участков 30 только люди берут", – отметил вице-министр по инвестициям и развитию Тимур Токтабаев.

В новом кодексе, по словам разработчиков, предусмотрен целый ряд пунктов, которые создают благоприятные условия для того, чтобы бизнесмены вкладывали деньги в сферу недропользования независимо от того, речь идёт о крупном, среднем или малом предпринимательстве. Кроме того, привлекать намерены не только иностранных, но и отечественных бизнесменов. Одна из главных новелл проекта – упрощение разрешительных документов на занятие разведкой и добычей.

"Для защиты интересов инвесторов, вкладывающих средства в геологоразведку, контракты будут заключаться только двух видов: на разведку-добычу и на добычу, без дополнительных экспертиз. Заключение контракта не будет требовать представления проектного документа – он будет представляться в ходе реализации контрактного периода", – пояснил первый вице-министр энергетики Махамбет Досмухамбетов.

Кодекс также вводит новый для Казахстана вид недропользования – старательскую добычу. Речь идёт о добыче драгоценных металлов, а также о драгоценных и полудрагоценных камнях на основе лицензии. Выдавать их будут акиматы по принципу "первый пришёл" сроком на три года на определённой с комитетом геологии территории – участок не более 5 гектаров. Для того чтобы получить лицензию, необходимо иметь оборудование механизации. Копать разрешается не глубже трёх метров. Запрещено также использовать взрывчатки и химические реагенты – только рассыпные месторождения. Добытые до 50 килограммов золота в год налогами не облагаются. Всё это делается для того, чтобы вывести из тени так называемых чёрных старателей, которые незаконно отрабатывают месторождения.

"Очень много участков есть, где имеются рассыпное золото, другие драгоценные металлы, сейчас даже, когда мы проводим это совещание, где-то кто-то незаконно отрабатывает. Почему? Потому что оформление контракта занимает 2 года, подсчёт запасов – 3 года, переход к этапу добычи – ещё 2 года. То есть у вас есть участок, там 100 килограммов золота, а вы только через 7 лет сможете добывать. Никто не будет эти сроки выдерживать", – рассказал вице-министр по инвестициям и развитию о том, как обстоят дела при нынешнем законодательстве.

Не обошлось и без критики в адрес проекта кодекса: изучив внимательно документ, депутаты узрели в нём пункт, которой может дискриминировать права отечественных бизнесменов.

"Кодексом установлено, что осуществление процедур закупок проводится на территории Республики Казахстан, если проведение закупок в иных странах не обусловлено исключительными обстоятельствами, – мы считаем это неприемлемым. У нас уже были случаи, когда проводили конкурсы в Лондоне на несколько миллионов долларов. Это ограничивает участие казахстанских производителей, когда тендеры проводятся в Лондоне, Норвегии или Канаде, – проходили мы это, вы опять на те же грабли наступаете. Вы прямо чёрным по белому прописываете, что проводить тендеры надо в иных странах. Чьи интересы вы лоббируете?" – возмутился депутат Мажилиса Парламента Мейрам Пшембаев.

Его коллега, депутат Майра Айсина посчитала неуместным детально расписывать в кодексе правила заполнения лицензии для уполномоченного органа. К слову, о каком именно органе идёт речь, для парламентариев и вовсе осталось неясным.

"Пишется, что лицензия выдаётся государственным органом, но каким, не описывается, и что форму этой лицензии утверждает компетентный орган, а это о каком речь? И ещё один вопрос, который вызывает удивление, – целых полстраницы отводится грамматическим или арифметическим ошибкам, которые допускаются при заполнении лицензии – надо ли понимать, что у нас государственный орган, который будет выдавать лицензии, – сплошные безграмотные специалисты? Такие вопросы выносить на уровень кодекса, мне кажется, не совсем серьёзно, можно в подзаконные акты", – высказалась она.

Кроме того, как оказалось, разработчики нового Кодекса "О недрах и недропользовании" не учли, что он противоречит проекту Налогового кодекса, который также уже внёсен в Мажилис. Концепцией недропользовательского кодекса предусматривается, что все операции по первичной переработке и обогащению не будут облагаться налогом на добычу полезных ископаемых. Однако в проекте Налогового кодекса указаны нормы действующего законодательства, регламентирующего деятельность сферы недропользования, в которых об этом ничего не сказано.

"Два законопроекта: Налоговый кодекс Кодекс о недрах – всё-таки они же не с неба свалились, они в недрах Правительства были разработаны. Есть единое Правительство, все министерства в нём, почему вы не могли решить там все разночтения и оставили их на последнем этапе, на уровне, когда данные законопроекты находятся в Мажилисе? Два эти кодекса – это не тот случай, когда нужно было уповать на потом, там в Парламенте решим", – заявила заместитель председателя Мажилиса Парламента Гульмира Исимбаева.

Впрочем, депутатская критика в адрес разработчиков – обычная практика в законотворческой деятельности. Теперь проект кодекса попадёт в руки рабочей группы, где и будет совершенствоваться дальше.

Законопроект разработан в соответствии с поручением Президента о кодификации норм в области недропользования, озвученном в Послании народу Казахстана 2017 года, а также в рамках реализации 74-го и 75-го шагов Плана нации "100 шагов по реализации пяти институциональных реформ".

Поделиться:

Новости партнеров