Громкая история с задержанием фур на таможенном посту "Карасу" произошла в июне 2015 года. Географически это находится на казахстанско-кыргызской границе в Жамбылской области. А фактически скандал превратился в уголовное преследование должностных лиц, пресса прозвала его "Кордайским делом".

А теперь обо всём по порядку. Водители большегрузов везли из Поднебесной в Бишкек через Казахстан китайские носки и джинсы. Казалось бы, стандартные перевозки, ничего особенного. Кстати, товара в забитых до самого верха фурах было ни много ни мало – на 5,8 млрд тенге. Хозяином всего этого ширпотреба значился гражданин Китая Чи Джемень.

Всего в нашумевшем деле значится 38 фур, половину из которых пограничники всё-таки пропустили в Кыргызстан. Однако когда в Комитете госдоходов в Астане заметили такую крупную перевозку, то попросили вернуть фуры назад в Казахстан. Было решено тщательно досмотреть большегрузы и проверить, соответствует ли количество товара заявленным в документах цифрам.

Тогда же по факту возврата автомобилей Департамент госдоходов по Жамбылской области начинает расследование по ст. 234 УК РК – "Экономическая контрабанда".

А был ли китаец?

Фактически хозяином партии носков и штанов числится гражданин Китая, который не торопится расставить все точки над i. Тогда вычисляют грузополучателя – им оказывается гражданин Кыргызстана, который в итоге отказывается от товара, говоря, что это ему не принадлежит. Два долгих месяца уходит у сотрудников госдохода, чтобы пересчитать все носки и джинсы, водители большегрузов тем временем живут не отходя от своих машин, прямо на посту "Карасу". Отчаявшись, наёмные рабочие пишут жалобы, требуя отдать им фуры и отпустить к семьям. Проходит 3,5 месяца, однако вопрос с миллиардным грузом не решается.

Лакомый кусочек в виде тюков с товаром не даёт покоя ворам. В один из дней, по словам адвокатов фигурантов дела, неизвестные пытаются похитить одежду из большегрузов. Для пограничников "Карасу" это стало последней каплей, руководство поста требует от Департамента госдоходов по Жамбылской области забрать товар, чтобы больше не нести за него ответственности.

Между тем идёт сентябрь 2015 года. Чтобы как-то решить вопрос, начальник управления Департамента госдоходов по Жамбылской области Бауржан Кумекбаев и старший следователь по этому делу Аслан Кошаев выезжают в Астану на совещание. В Комитете по государственным доходам, по словам адвокатов Кумекбаева и Кошаева, мужчинам дают поручение вернуть фуры водителям, а товар поместить на склад.

"Мой подзащитный поручил следователю Аслану Кошаеву решить вопрос в соответствии со статьёй 118 УПК РК "Вещественные доказательства" и статьёй 221 "Осмотр и хранение вещественных доказательств". Поскольку водители фур писали жалобы и находились на грани, им вернули фуры под расписку, а товар разместили на склад временного хранения до полного решения вопроса с грузом. Бизнесмен из Китая Чи Джемень отправил своих представителей, чтобы передать товар, владелец склада взял на себя ответственность, что отвечает за сохранность товара", – рассказала адвокат Бауржана Кумекбаева Алия Жаманбаева.


Адвокат Алия Жаманбаева

Адвокат Алия Жаманбаева / Фото Informburo.kz

Пропажа товара

Однако хэппи-энда в этой истории не ждите. Согласно правилам Комитет госдоходов через некоторое время просит Бауржана Кумекбаева как ответственное лицо проверить, всё ли в порядке с товаром. 7 декабря 2015 года теперь уже подсудимый экс-начальник управления Департамента госдоходов по Жамбылской области Кумекбаев приходит на склад и обнаруживает пропажу миллиардного груза.

"За сохранность отвечал ИП "Калмамбетов", он подписал все документы и должен был гарантировать, что с грузом всё будет нормально. Однако когда товар не обнаружили, этот Чингисхан Калмамбетов сделал удивлённое лицо и сразу пошёл писать заявление в Кордайское РОВД. По нашим предположениям, представители китайского бизнесмена вывезли товар в Москву. Несмотря на это, пятерых сотрудников ДГД Жамбылской области арестовали и поместили в СИЗО, где они до сих пор находятся. Чингисхан Калмамбетов был в бегах после этой истории, затем, когда его поймали, он стал утверждать, что представители китайского бизнесмена дали взятку в 300 тысяч долларов сотрудникам ДГД Жамбылской области, чтобы те помогли вывезти товар. Получается, что он клевещет на этих сотрудников", – говорит адвокат Алия Жаманбаева.

Кому сколько светит?

Пятерым подсудимым по этому делу грозит от 10 до 15 лет лишения свободы по ст. 366 УК РК "Получение взятки в особо крупном размере". Бауржану Кумекбаеву инкриминируют превышение полномочий, за что он может сесть в тюрьму на 5-10 лет. 18 ноября текущего года уголовное дело поступило в специализированный межрайонный суд по уголовным делам Жамбылской области.

Поскольку действие признано следствием как экономическая контрабанда, все 38 фур ушли в доход государству. Их владельцы до сих пор не могут поверить в случившееся и готовы отстаивать свою позицию в суде. Потерпевшей стороной в данном деле является Департамент госдоходов по Жамбылской области, поскольку лишился вещественных доказательств в виде носков и китайских джинсов.

Владелец одной из фур Андрей Гузев утверждает, что его семья лишилась единственного источника заработка. Мужчина уверен, что Генеральная прокуратура разберётся в запутанном деле и вернёт фуры дальнобойщикам.

"Уже полтора года машины не работают, стоят на штрафстоянках. Я буду воевать, если придут судебные исполнители. Я лучше сожгу её, чем отдавать кому-то. У меня в банке заложен дом, каждый месяц я плачу тысячу долларов кредит. Моя семья осталась без транспорта, могут забрать и дом – где я тогда с семьёй буду жить, на вокзале?" – говорит Андрей Гузев.

В Палате предпринимателей обещали защитить бизнесменов и попробовать вернуть назад конфискованные автомобили. Неделю назад подсудимые экс-сотрудники ДГД объявили голодовку, однако вскоре, по просьбам родных, отказались от этой затеи. Редакция informburo.kz следит за развитием событий.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter