Севастьян Реутов, 17-летний выпускник алматинского детского дома №1, в этом году пойдёт на занятия в городской строительно-технический колледж. Его мечта – изготавливать мебель, и теперь она может стать реальностью.

Раньше он хотел стать электриком, но после посещения занятий по деревообработке в детском доме Севастьян решил, что его жизнь должна быть связана именно с работой по дереву. После участия в нескольких выставках с сувенирами, сделанными собственными руками, и занятий с психологом будущий выпускник детдома решил идти по жизненному пути, который он выберет сам. Первым его шагом стало поступление в Алматинский строительно-технический колледж.

Это лишь одна из историй выпускников детдома №1 южной столицы. Образовательное учреждение начало сотрудничество с фондом "Halyk", чтобы изменить подходы к работе с детьми и дать им новые возможности: в учёбе, работе и жизни.


Выпускник детского дома №1 Реутов Северьян

Выпускник детского дома №1 Реутов Севастьян

Успехи в учёбе улучшились в два раза

Галия Омарова возглавила КГУ "Детский дом №1" в 2017 году. По её словам, тогда успехи воспитанников в учёбе были невысокими: только четверть из них училась на "четвёрки" и "пятёрки".

Сейчас, в 2019-м, ситуация изменилась коренным образом: уже почти половина детей достигла этого уровня. Занятия с воспитанниками проводят учителя языков и естественных наук из частных школ, с детьми работают психологи, открыты несколько кружков по интересам и спортивных секций.

Добиться этих изменений удалось, рассказывает Галия Омарова, благодаря сотрудничеству с благотворительным фондом "Halyk". Над совместным проектом детдом и фонд работают уже третий год. Его главная цель – сформировать для детей комфортную среду и дать возможности для продолжения образования в средних специальных и высших учебных заведениях. Таким образом, уверены авторы проекта, можно дать выпускникам детдома задел для будущей успешной жизни.

По словам Галии Омаровой, в начале проекта (в 2017 году) всех детей разделили на три группы по уровню знаний, чтобы удобнее организовать образовательный процесс:

  • дети с пробелами в знаниях;
  • дети со средним уровнем знаний;
  • дети, которые хотят глубже учиться.

В рамках этих групп начали работать приглашённые психологи и педагоги по языкам, естественным наукам и математике. Уже через полгода такой подход начал приносить свои плоды: часть детей захотела поступать в высшие учебные заведения, а не в колледж.

"Мы дальше стали с ними углубленно заниматься. К этому времени уже появились наставники и преподаватели. Мы стали готовить ребят к ЕНТ. Работа оживилась, это стало заметно по оценкам в школах, которые менялись в лучшую сторону. Образование стало для детей приоритетом", – рассказывает директор детдома.


Галия Омарова, директор детского дома №1

Галия Омарова, директор детского дома №1

Параллельно с этим стали появляться кружки и секции, например, по хореографии и вокалу, разные спортивные секции. Таланты детей, говорит Галия Омарова, стали раскрываться. Их оказалось немало, и директор начала организовывать концерты в школах, где учатся её подопечные.

"Некоторые учителя школ, где дети учились, даже не знали, что они настолько талантливы. Проблема общества в том, что на таких детей вечно вешают ярлык "детдомовский, значит, ничего не может, учится плохо". За год мы поменяли отношение к нашим детям", – отметила Галия Омарова в разговоре с корреспондентом Informburo.kz.

Сейчас воспитанники алматинского детдома регулярно принимают участие в республиканских конкурсах, таких как фестивали "Ризашылык" или "Мейірім". На них дети получали первые места по хореографии, вокалу, игре на домбре и в других номинациях.

"Всё это повлияло на детей, они захотели учиться дальше, поступать в вузы", – подчёркивает Галия Омарова.

Главный показатель успеха – образовательные гранты

По словам директора детдома №1, многие воспитанники успешно выступают на олимпиадах, это даёт им стимул поступать в средние специальные и высшие учебные заведения, и тому есть много примеров.

Выпускница этого года, 16-летняя Анна Копылова поступила в Алматинский государственный колледж новых технологий по специальности"моделирование одежды". Раньше она хотела стать воспитателем, но после специальных курсов решила пойти в дизайнеры.

"Мне понравилось, как работали наши психологи. Они помогли мне стать самой собой. После каждого занятия мне хотелось радоваться жизни и получить будущую профессию. Благодарю фонд "Halyk" за организацию занятий с нами", – сказала Анна Копылова.


Выпускница детского дома №1 Копылова Анна

Выпускница детского дома №1 Копылова Анна

Выпускница 2019 года Алёна Когай участвовала в городской олимпиаде по английскому языку и сейчас учится на гранте в Казахском университете международных отношений и мировых языков по специальности "международные отношения".

Бахтияр Талышев – выпускник 2018 года – участвовал в олимпиаде по математике. Он поступил на грант в Казахский национальный технический университет по специальности "биотехнология". Его ровесник Карим Даниялов участвовал в олимпиаде по химии, а сейчас проходит обучение в столичном медицинском университете по специальности "общая медицина".

"Трудно представить, что раньше они были "троечниками". Когда они обрели цель, как будто духом воспряли. Могли и в час ночи проснуться, чтобы повторить учебный материал. Они поставили в жизни цель: добиться всего самостоятельно, и у них это стало получаться", – рассказывает Галия Омарова.

Банк берёт шефство над детьми

Halyk Bank создал фонд "Halyk" в 2016 году. Он стал преемником части благотворительных проектов, которые были у банка ранее. Всего за время своего существования фонд реализовал более 50 проектов. Один из них – работа с детдомом №1. На поддержку детей уже направили порядка 125 млн тенге.

"Уже в 2018 году мы увидели результаты: все дети поступили на образовательные гранты. Такая же ситуация и в текущем году: все дети поступили на гранты в вузы и колледжи", – говорит директор фонда "Halyk" Сагинбек Шункеев.

В начале проекта, отмечает спикер, было решено сделать упор на психологическую помощь воспитанникам детдома.


Сагинбек Шинкеев, директор фонда "Халык"

Сагинбек Шункеев, директор фонда "Halyk" / Фото Informburo.kz

"Мы заметили, что дети не очень хотят поступать в высшие учебные заведения. Во-первых, не всегда это получается, а во-вторых, им это не всегда надо. Часто они прекращают учёбу, чтобы зарабатывать деньги. Но после образовательной поддержки они меняют свои цели. Например, мальчик, который раньше мечтал стать электриком, а после занятий резьбой захотел изготавливать мебель и сувениры. То, что дети нашли дорогу к будущему, – это уже большое достижение", – подчёркивает Сагинбек Шункеев.

В рамках общего проекта с Фондом образования Нурсултана Назарбаева к психологической поддержке со временем добавили занятия по языкам и наукам, работу учителей оплатил фонд "Halyk". Деньги пошли на привлечение педагогов и тренеров по русскому, казахскому и английскому языкам, математике, информатике и компьютерному дизайну, курсам фотографии, хореографии, вокалу, игре на музыкальных инструментах, создание творческих кружков.


Компьютерный класс детского дома №1

Компьютерный класс детского дома №1

"Мы решили, что будем не просто давать дополнительные занятия для школьной программы, но и заниматься подготовкой к ЕНТ, олимпиадам и конкурсам. Если у детей был не самый удачный жизненный старт, то новые возможности позволяют им это преодолеть, воспользоваться этим шансом", – добавил директор фонда "Halyk".

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter