Прямой эфир Новости спорта

К 2030 году студентов в Казахстане будет вдвое больше, чем сейчас. Что станет с вузами?

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Развивающиеся страны отличаются от развитых не только тем, что у них меньше денег, а ещё и тем, что у них меньше знаний.

Пандемия обернулась для Казахстана неожиданными последствиями – наблюдается всплеск рождаемости. В этом году, как прогнозируется, в стране появятся на свет полмиллиона казахстанцев. В такой ситуации даже удержать образование на прежнем уровне – задача непростая. Но Казахстан нацелен на большее – приложить усилия, чтобы Центральная Азия стала академическим хабом, чтобы сюда за знаниями массово приезжали люди из других регионов. Об этом говорили участники проходящего в эти дни в Астане форума "Nobel Fest V: Эволюция технологий". В их числе был и министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек.

Руководитель Nobel Fest Максат Курбенов, открывая фестиваль, подчеркнул: "Мы верим, что у каждого должен быть доступ к мировым знаниям".

Студентов будет в два раза больше. Где им учиться?

Саясат Нурбек впервые выступал на этой площадке как министр науки и высшего образования Республики Казахстан. 

"С точки зрения качества человеческого капитала, мы на самом деле находимся на достаточно неплохом месте, если брать по различным индексам. В первую очередь по индексу развития человеческого капитала мы на 51-м месте из 189 стран. Есть несколько хороших показателей, которые вытягивают нас всё время наверх. И один из них – доступ к образованию в целом. И только этот один показатель вытягивает нас наверх, потому что страна большая, ресурсов пока хватает, а население не такое большое. Представьте себе ситуацию в странах, которые испытывают огромное демографическое давление, чтобы обеспечить хотя бы базовый доступ", – сказал Саясат Нурбек.

По его словам, ключевой вопрос, который стоит сейчас перед министерством и системой образования в целом, – продолжать этот доступ обеспечивать.

"Мы видим беспрецедентный демографический взрыв в нашем макрорегионе. За два последних года в Казахстане родился почти миллион детей: 456 тысяч детей в прошлом году и 426 тысяч детей в позапрошлом году. 417 тысяч детей родилось в 1987 году в Казахской ССР, и это был абсолютный рекорд XX столетия. Два года подряд мы имеем два новых рекорда, поэтому у пандемии, как выясняется, тоже есть свои позитивные стороны. По итогам 2022 года мы ожидаем почти 500 тысяч детей. То есть полтора миллиона детей родилось только у нас в Казахстане", – подчеркнул министр.

"У наших соседей – Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана демография тоже идёт вверх, – добавил он. – Индия в этом году официально стала самой густонаселённой страной мира, обогнав Китай с полуторамиллиардным населением, которое тоже очень быстро растёт. Помимо этого начинаются серьёзные  миграционные изменения. Большинство стран ещё не успели перестроить свои миграционные режимы. Огромное количество наших детей, которые хотят обучаться за рубежом, начинают испытывать миграционные ограничения. В связи с большими и, к сожалению, трагическими событиями, которые происходят в нашем регионе, есть определённые перетоки".

"Большое количество людей, которые учились в России, Украине, сейчас начинают искать альтернативные точки для получения образования. Только, например, из Индии и Пакистана 23 тысячи студентов сейчас стучатся в наши двери", – подчеркнул Саясат Нурбек

"С учётом этих факторов мы понимаем, что в ближайшие три, пять, десять лет появится серьёзная проблема обеспечения доступа и к среднему, и к высшему образованию, – добавил министр. – На сегодняшний день у нас  учатся 623 тысячи студентов. Но уже к 2030 году мы ожидаем увеличение студенческого контингента вдвое. То есть у нас будет почти 1,2 млн студентов. И эта демографическая волна вместе с волной миграционной окажет очень серьёзное давление на нашу образовательную систему. Эта волна уже ударила по дошкольному и среднему образованию. Проблема общежитий, которая остро встала именно в этом году, – тоже последствие миграционной составляющей".

Что предстоит сделать? По мнению Саясата Нурбека, в Казахстане есть серьёзные ограничения по академической инфраструктуре. "В последний раз, к сожалению, капитальные инвестиции в академическую инфраструктуру Казахстана были в 60-70 годы. Основные вузы построены именно в эти годы. Капитальное строительство кампусов, больших учебных площадей у нас закончилось 50-60 лет назад", – сказал он.

По словам министра, выходов у нас не так много:

1. Цифровизация: гибридное образование, онлайн-образование. Это становится необходимостью. Уже сейчас вузы не выдерживают такого огромного наплыва студентов. Например, академическая инфраструктура Казахского национального университета имени аль-Фараби рассчитана на 10, от силы 12 тысяч студентов, а учится там сейчас почти 27 тысяч. Таким образом, все наши университеты уже перестают выдерживать то количество студентов, которое начинает поступать. Переход на более гибкие форматы становится неизбежностью.

"Уже в августе этого года первое решение, которое я принял как министр, – пересмотр государственного образовательного стандарта. Мы впервые разрешили онлайн-форматы, а до этого законодательно было ограничение. Мы сняли ограничение на четырёхгодичное обучение. Сейчас вузы фактически сами могут рассматривать длительность обучения. Главное, чтобы студент освоил 240 кредитов, а сделать он это может за два, три, три с половиной года. Такие более децентрализованные форматы для нас – важная приоритетная политика", – сказал Саясат Нурбек.

2. Приглашать в образование инвесторов. По словам министра, это очень большой шаг, и он не так просто нам дался. Уже открыты несколько филиалов больших университетов: De Montfort University в Алматы, в сентябре был открыт Московский инженерно-физический кампус при КазНУ имени аль-Фараби, филиал университета Губкина в Атырау, в Петропавловске – американского Университета Аризоны. Впервые в СКО приехали учиться студенты. 62% в среднем выпускников школ этого региона раньше уезжали – в основном в Россию.

Безопасная гавань для студентов и учёных

"Наша задача – открыть наше образовательное пространство, дать возможность не только нашим университетам, но и большим, серьёзным, хорошим университетам зайти и воспользоваться этим огромным образовательным рынком, который формируется на наших глазах. Если мы всё сделаем правильно, то в ближайшие три, пять, семь лет Казахстан и в целом Центральная Азия может стать серьёзным академическим хабом. Примеров у нас предостаточно: Малайзия, Эмираты, которые смогли создать вот такие островки академической мобильности и не только для студентов, но и для учёных, исследователей, которые ищут безопасную гавань, для того чтобы продолжить исследования. В Узбекистане уже открыты 27 филиалов зарубежных университетов. На самом деле мы очень серьёзно опаздываем", – объяснил Саясат Нурбек.

"Ключевой вопрос в том, как, сохраняя доступ к высшему образованию, не потерять качество, – добавил он. – Это минимальная задача, а максимальная – улучшить это качество. Потому что человеческий капитал у нас есть, но не хватает технологических, инженерных компетенций. У нас хорошо получается изучать, обобщать, интерпретировать, комментировать, говорить, но создавать, дополнять, улучшать, создавать на базе технологий новую дополнительную ценность, пока получается плохо".

"Задача, которую мы сейчас ставим перед собой, очень амбициозная. Она потребует очень серьёзной, в первую очередь культурной ценностной перестройки нашего высшего образования и науки. Нам всем, начиная с министерства, всех руководителей, профессоров и заканчивая всеми нашими студентами, нужно научиться выходить из зоны комфорта, потому что, к сожалению, того, как мы сейчас выстраиваем наше образование, того, как мы сейчас выстраиваем наши исследования, осваиваем гранты, как пишем статьи, книги, недостаточно. Чтобы действительно сделать технологический рывок, повторить историю успеха наших соседей, нужно делать больше. Нужно научиться создавать продукты", – заключил министр науки и высшего образования.

Разрыв в знаниях между развитыми и развивающимися странами растёт

Генеральный координатор Постоянного комитета министров по научно-техническому сотрудничеству стран Организации исламского сотрудничества (Comstech) профессор Мухаммад Икбак Чаудхари впервые посетил Казахстан в 1999 году. Он отметил невероятную трансформацию и прогресс страны за прошедшее с того момента время. 

"Мы живём в мире, который по сути определяется знаниями и их применением. Один профессор как-то сказал, что развивающиеся страны отличаются от развитых не только потому, что у них меньше денег и капитала, а ещё и потому, что у них меньше знаний", – подчеркнул Мухаммад Икбак Чаудхари.

По его словам, из-за пандемии многие образовательные проекты были заморожены, произошёл разрыв в знаниях (knowledge gap), который продолжает расти. "Перед тем как он пройдёт точку невозврата, нужно действовать, чтобы подтянуть развивающиеся страны", – призвал эксперт.

"Я представляю 1,9 млрд людей Организации исламского сотрудничества, – добавил он. – Это 27 стран, четыре континента. Многие из этих стран – одни из самых неразвитых, которым ещё очень много необходимо сделать для того, чтобы развиться. Знания, наука, технологии должны быть достоянием всех и каждого. Как преподаватель я хочу поговорить о том, как ужасно сейчас выглядит ситуация с образованием в моей части мира. Это серьёзные проблемы, с которыми столкнулся мусульманский мир в области образования, включая слабый доступ к образованию. Сотни миллионов человек все ещё не умеют читать, многие из них находятся в исламском мире", – напомнил профессор.

Базовое образование должно быть доступно всем

"Мы говорим об универсальном образовании, но перед тем, как образование должно стать универсальным, нужно начинать с базы. Более 40% всех мусульманских женщин до сих пор не умеют ни читать, ни писать. Есть такие регионы, где образование женщин в принципе запрещено на уровне государства, –  сказал Мухаммад Икбак Чаудхари. – Во многих регионах наблюдается серьёзная миграция: люди бегут из страны в поисках тихой гавани. И, конечно же, низкий уровень инвестиций или отсутствие таковых также является одним из насущных вопросов. Учитывая то, что многие из этих людей живут в ужасающей бедности, они просто не могут позволить себе отправить ребёнка в школу. То есть им нужно менять статус-кво. Мы должны работать с тем, чтобы каждый ребёнок получил имел возможность получить хотя бы базовое образование".

Он считает, что образование должно быть выше любой партийной повестки, независимо от того, кого избрали и переизбрали.

"Например, как насчёт большего участия женщин? – вопрошает профессор. – Мы не можем игнорировать половину всего интеллектуального запаса наших стран, который находится в умах женщин. Они должны быть частью науки, научных исследований. Если вы посмотрите в процентном соотношении, то значительная доля женщин находится именно в развивающейся части мира".

Ставка на прорывные технологии

Профессор отметил, что мир развивается благодаря человеческому капиталу, вооружённому навыками, научными исследованиями, технологиями и образованием. Это основа современной экономики. По такому принципу развиваются Китай, Сингапур, Южная Корея, Япония, западно-европейские страны, США. Многие из этих стран являются экспортёрами технологий и сервиса с высокой добавленной стоимостью. Однако в странах Организации исламского сотрудничества экспорт технологий составляет лишь 0,3% от общего ВВП.

"Мы должны больше внедрять прорывные технологии. В этой связи важно прежде всего сформировать защиту интеллектуальной собственности. Мы должны использовать силу коллабораций независимо от того, где мы находимся. Мы должны работать над общим благом, разрешая те проблемы, которые стоят перед человечеством сегодня. И самое главное, мы должны всё-таки просто привить вот эту радость обучения новому поколению, чтобы они чувствовали, что это здорово – учиться, потреблять знания и развиваться, менять этот мир. Самая лучшая модель социально-экономического развития заключается в том, чтобы инвестировать в молодёжь", – заключил профессор Мухаммад Икбак Чаудхари.


Читайте также:


Новости партнеров