Прямой эфир Новости спорта

Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News"
"Империя света" – ода кино от Сэма Мендеса и очередная крупная актерская удача Оливии Колман

Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News".

Новый фильм британского режиссёра Сэма Мендеса – грустная, щемящая история человеческих отношений, погруженная в ностальгический мир кино и реальные социальные проблемы Британии 1980-х.

В центре фильма – история одинокой женщины Хиллари (Оливия Колман), работающей менеджером средней руки в дряхлеющем кинотеатре в провинциальном британском приморском городе Маргейт в 1980-е годы.

На протяжении фильма Хиллари претерпевает немало драматических событий – внезапная и неуместная любовь, предательство, рушащиеся надежды, социальные и расовые конфликты, унижение и даже психическая болезнь.

Все эти события, казалось бы, не имеют или почти не имеют никакого отношения к кино как таковому. Кинотеатр – всего лишь место её работы. Но все равно весь фильм пронизан щемящим чувством любви к кинематографу, миру сказочных иллюзий и жёсткой реальности.

Кино – одна из излюбленных тем мирового кинематографа. О чём ещё можно говорить столь увлечённо, как не о себе любимом?

Фильмов, в которых кинематограф пристально вглядывается в самого себя, великое множество. От величественных "8 ½" Феллини и "Бульвара Сансет" Билли Уайлдера до саркастических "Эда Вуда" Тима Бертона и "Да здравствует Цезарь!" братьев Коэнов, от авангардных "Девушек из Челси" Энди Уорхола и "Внутренней империи" Дэвида Линча до меланхолично-ностальгического "Нового кинотеатра "Парадизо" итальянца Джузеппе Торнаторе и постмодернистского переосмысления "Однажды в Голливуде" Квентина Тарантино.

Траектория Сэма Мендеса

57-летний Сэм Мендес на сегодняшний день – признанный мастер, одна из крупнейших фигур не только британского, но и мирового кинематографа.

Его фильмография не так уже велика, но с самого первого своего фильма, удостоенного "Оскара" дебюта "Американская красота", он находится в эпицентре мирового кинопроцесса.

Для широкого зрителя кульминация его кинокарьеры – два фильма о Джеймсе Бонде "Скайфолл" и "Спектр", в которых привычная до оскомины коммерческая формула бондианы вдруг обрела давно уже не свойственную ей художественность, достигнутую за счёт высочайшего профессионального мастерства режиссёра.


Читайте также: Режиссер Сэм Мендес: нового Бонда выберет продюсер


Снятые подряд два бондовских фильма – единственный пример сходства двух работ в кинобиографии Мендеса.

"Я категорически не хочу снимать всё время одно и то же кино, – говорит в одном из интервью. – Если твой первый фильм был успешным, ты должен понять, что дальше должен учиться – а учиться есть ещё много чему – на глазах у зрителя. Поэтому "Оскар" за "Американскую красоту" я воспринял как аванс, который нужно будет выплачивать другими фильмами. И после бондовских картин я почувствовал, что аванс выплачен, и теперь я могу делать то, что хочу".

Следующей его работой стала погружённая в кошмар и ужас Первой мировой войны картина "1917". События столетней давности Мендес рассматривал сквозь призму собственной семейной истории. В центре фильма – судьба его деда Альфреда Мендеса, который 19-летним юношей попал на фронт и уже стариком рассказывал лёгшие в основу фильма военные истории своему внуку, будущему режиссёру.


Читайте также: "1917" - частная история Великой войны неотрывным взглядом ★★★★☆


Личная история?

"Империя света" – первый фильм Сэма Мендеса, снятый по собственному, написанному без соавторства сценарию. Как и в "1917", здесь просматриваются следы как его личной истории, так и истории его семьи, хотя, как и в предыдущем фильме, следы эти кажутся довольно отдалёнными и не очень явными.

Осторожно, спойлеры!

Родившийся в 1965 году Мендес первые годы своей жизни жил в Лондоне, в престижном районе Примроуз-Хилл, но в десятилетнем возрасте мать его переехала в крохотный Вудсток под Оксфордом, и приобщение к кино пытливого подростка в начале 1980-х происходило в таком же провинциальном кинотеатре, какой – под традиционным для английских кинотеатров пышным названием Empire – изображён и в "Империи света".

Родители развелись, когда Мендесу было всего три года, и воспитывала его мать, как и героиня "Империи света" Хиллари, прошедшая через целую череду психических срывов. В то же время он решительно не хотел превращать свой фильм в автобиографическую историю.

"Хиллари похожа на мою мать в главном – в её борьбе с психическим заболеванием. Но она не моя мать. У неё нет детей. Я вывел себя из этой истории. Мальчика, каким я был тогда, я не стал вводить в фильм. Я хотел, чтобы он стал историей женщины, её переживаний и её борьбы. Я есть в этом фильме, но не как его персонаж, а как камера, глазами которой мы смотрим на происходящее".

Хиллари и её борьба

Хиллари по сути дела живёт жизнью своего кинотеатра. Она первой приходит на работу, последней с неё уходит. Она тщательно и любовно следит за порядком, а небольшой коллектив заменил ей отсутствующую в её личной жизни семью. В этой семье есть всё – и милые, доброжелательные её сотрудники, и третирующий её чуть ли не как секс-рабыню помпезный и пустой фанфарон-директор (Колин Фёрт), и преданный кино скромный обаятельный киномеханик Норман (Тоби Джонс).

Внезапно в её жизнь приходит любовь – в лице устроившегося на работу в кинотеатр молодого чернокожего парня. Любовь рождается не сразу, а вырастает из взаимной симпатии, дружелюбного друг к другу отношения.
Любовь эта обречена, и даже не столько в силу разницы рас (в дружной киносемье Empire эта разница остаётся практически незамеченной), сколько в силу разницы в возрасте – Стивен (Майкл Уорд) годится Хиллари в сыновья.

Расовая проблема, однако, всё же выходит в фильме на первый план. Стивен сталкивается с откровенно расистским отношением одного из посетителей кинотеатра. Но это всего лишь прелюдия.

В 1980-е годы Британия была охвачена всплеском ксенофобии и расизма, и Мендес включил в фильм отнюдь не редкую для тех времен отвратительную сцену погрома кинотеатра бритоголовыми молодчиками из расистской "Лиги обороны Англии" (English Defence League, или EDL), единственным поводом для которого стала увиденная ими во время их марша фигура чернокожего Стивена за стеклянными дверями Empire.

Ну а для Хиллари кульминационная сцена – её эмоциональный публичный протест против хама-директора во время столь ожидаемой премьеры культовой для того времени британской спортивной драмы "Огненные колесницы".

Для Оливии Колман, уже удостоенной "Оскара" за роль королевы Анны в фильме "Фаворитка", роль Хиллари – очередная большая актёрская удача. Она уже получила за неё номинацию на "Золотой глобус" и считается одной из наиболее сильных претенденток на "Оскар-2023".

Ода кино

Давший название фильму кинотеатр Empire – не просто декорация, не просто место практически всего происходящего в нём действия. Он один из героев картины. Построенное в 30-е годы с элементами архитектурного стиля ар-деко здание резко контрастирует с современными бездушными, индустриально стандартизированными мультиплексами.

Хиллари – не киноман, во всяком случае мы этого не видим. Но она обожает свой кинотеатр – его обветшавший декор, его старомодный интерьер, его заброшенные с падением популярности кино два зала на втором этаже. Туда почти никто никогда не ходит, голуби, залетевшие через открытые окна, сделали эти два зала своим пристанищем. Там же, среди голубей, в чарующей прелести старого здания и развивается роман Хиллари и Стива.

И ещё в Empire есть киномеханик Норман. Играет его Тоби Джонс, и роль эта для него в какой-то мере перепев его роли в фильме "Студия звукозаписи "Берберян", где он играл такого же преданного кино звукоинженера Гилдероя.

Скромный неприметный Норман – воплощение любви к кино. Он, пожалуй, единственный из всей семьи сотрудников Empire человек, для которого кинотеатр не просто место работы, а мир его любви и страсти, мир, в котором и только в котором он может органично существовать.

И самое главное – в те редкие минуты, когда ситуация позволяет ему выйти из своего замкнутого одинокого существования в кинобудке под крышей, страсть эта оказывается невероятно заразительной. Попавший к нему почти случайно Стивен зачарованно рассматривает расклеенные по стенам киноафиши и с горящими глазами слушает исповедь подлинного киномана.

Слушает оду кино, которую своим фильмом подарил нам Сэм Мендес.

«Запрещено копировать, распространять или иным образом использовать материалы Русской службы Би-би-си»

Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News"
Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров