Прямой эфир Новости спорта

Главные триггеры кыргызского фильма "Похищение невесты" и причём тут Казахстан

Фото с сайта международного проекта по поддержке кинематографистов Alternativa Film Project
Фото с сайта международного проекта по поддержке кинематографистов Alternativa Film Project
Что заставляет девушек в XXI веке соглашаться на семейную жизнь с похитителями и насильниками.

С 10 по 24 октября в пяти городах Казахстана ­– Алматы, Астане, Шымкенте, Туркестане и Кызылорде проходят бесплатные показы фильма кыргызского режиссёра Мирлана Абдыкалыкова "Похищение невесты" ("Кыз ала качуу"). 

Кинокартина затрагивает одну из самых болезненных и актуальных тем Центральной Азии – проблему похищения невест. В рамках показов зрители могут не только увидеть фильм, но и принять участие в обсуждениях триггерной темы с режиссёром, политиками, активистами, журналистами и психологами. 

Эта картина уже получила признание на международной арене. В прошлом году она завоевала награду Alternativa Film Awards в номинации Spotlight за освещение проблемы, которая часто остаётся вне фокуса общественного внимания. В 2023 году фильм также удостоился приза программы Jiseok на Международном кинофестивале в Пусане.

Корреспондент Informburo.kz посетила показ фильма, чтобы поделиться впечатлениями и разобраться, почему проблема всё ещё остаётся острой для Кыргызстана и Казахстана.

"Счастье" девушки в замужестве. О чём фильм

Кинолента повествует о 19-летней Умут (с кыргызского – "надежда"), которая живёт с матерью и работает медсестрой. Полная амбиций, она мечтает учиться за границей и финансово поддерживать своих родителей. Однако её планы на светлое будущее рушатся в одночасье, когда знакомые семьи решают похитить её и принудить к браку. 

Кадр из фильма "Похищение невесты" 

Изначально неспешный темп фильма может показаться затянутым, но он помогает зрителю глубже понять рутинную жизнь героев. Эта повседневность резко контрастирует с шокирующей развязкой, что больше усиливает эмоциональное воздействие на зрителя и позволяет лучше понять переживания Умут.

Параллельно с историей девушки в фильме развивается история взрослого мужчины Эгемена, который в конечном счёте похищает главную героиню. Его линия, чаще представленная через призму окружения, – это тоже некий внутренний конфликт, в котором предрассудки одерживают верх. Герой оказывается пленником собственных чувств к уже замужней женщине, которую, как и главную героиню, когда-то похитили. Любопытно, что даже переживая за любимую женщину, герой поддаётся неумолимой силе традиций и давления общества и продолжает порочный круг похищения и насилия.

Кадр из фильма "Похищение невесты" 

Таким образом, не только 19-летняя героиня становится жертвой, но и сам похититель, загнанный в угол общественными предрассудками. Ясно одно – персонаж демонстрирует внутреннюю слабость. Его действия вызваны внешними обстоятельствами, а не личными убеждениями. Это показывает, что он не просто антагонист, но и жертва системы, которая заставляет его идти против настоящих желаний.

В противоположность ему главная героиня, несмотря на страдания, решает выбраться из ловушки и начать новую жизнь вдали от родителей, которые не поддержали её в желании сбежать от "жениха". Имя Умут как нельзя лучше отражает суть персонажа. Оно воплощает в себе силу и стойкость, готовность бороться за своё будущее и не сдаваться, несмотря на жизненные трудности.

Кадр из фильма "Похищение невесты" 

Нельзя не упомянуть и о деталях, которые играют важную роль в передаче смыслов картины. Одним из ярких символов становится яблоко, которое выпадает из руки главной героини в момент, когда мужчины похищают её и увозят в машине, которая проезжает колесом по упавшему фрукту. Здесь же яблоко стало символом надежды на светлое будущее, грубо отнятое теми, кто решает, что он вправе решать судьбу девушки.

Почему похищение невест – актуальная тема в кыргызском кинематографе

Авторы фильма подчёркивают, что и в третьем тысячелетии в Кыргызстане по-прежнему похищают девушек и принуждают к браку с похитителями, используя грубую силу и угрозы. Это преступление, известное как "ала качуу", часто оправдывают якобы древней традицией. И жертв этой традиции в стране немало.

По данным ООН, каждый пятый брак заключают в Кыргызстане с похищенной невестой. Каждая седьмая девушка до 24 лет вышла замуж по принуждению. В соседнем государстве ежедневно происходит 32 случая похищения девушек с целью женитьбы, из которых шесть заканчиваются изнасилованиями. Статистика показывает, что 20% похищенных – девушки младше 18 лет. В сельских районах проблема приняла ещё более угрожающие размеры – похищение невесты становится причиной 60% всех браков.

"Подавляя волю, оказывая эмоциональное давление, зачастую прибегая к физическому и сексуальному насилию, похитители вынуждают жертву сдаться, а чувство стыда, страх осуждения, позора и менталитет заставляют девушек соглашаться на дальнейшую семейную жизнь со своими похитителями", – отметил режиссёр-постановщик кинокартины "Похищение невесты" Мирлан Адбыкалыков. 

По его словам, в 2018 году в Кыргызстане произошёл вопиющий случай ала качуу, когда 19-летняя Бурулай была похищена с целью женитьбы, а позже жестоко убита своим похитителем прямо в отделении милиции.

"До этого случая, хотя я знал о существовании обряда ала качуу, но, если честно, не задумывался, насколько это серьёзная проблема, какая это травма для девушек, какая трагедия. У меня растут три дочери, и мне вдруг стало на самом деле страшно за их будущее. Так и появилась идея создания этого фильма. Я хотел привлечь внимание общества к проблеме, чтобы что-то изменить, поэтому намеренно сделал фильм реалистичным, насколько возможно, и честным, чтобы люди осознали весь ужас и абсурд происходящего", – признался Абдыкалыков. 

Толчком к началу работы над проектом стала история Бурулай, при этом автор кинокартины решил сделать Умут собирательным образом. По задумке режиссёра, такой приём должен донести до зрителя и истории других похищенных девушек. Для написания сценария Мирлан Адбыкалыков собирал реальные истории, записывал интервью с жертвами. 

"В процессе написания сценария произошёл ещё один громкий случай ала качуу – похищение и убийство Айзады Канатбековой, который показал, насколько глубоко в нашем обществе укоренилась так называемая традиция, насколько к ней многие привыкли и как много людей её считают нормой и даже необходимостью. В комментариях к видео с похищением Айзады, несмотря на очевидное сопротивление девушки, люди желали счастья молодым, а МВД посоветовало матери Айзады праздновать и ожидать сватов", – добавил собеседник. 

Несмотря на поправки в Уголовный кодекс об ужесточении наказания за похищение девушек для принудительного вступления в брак, преступления в Кыргызстане продолжаются. Как он отмечает, значительная часть общества продолжает считать практику похищения девушек и принуждения их к браку частью менталитета народа, и оправдывает насильственные действия преступников.  

"Сегодня мы живём в обществе, в котором считается позором сбежать от похитителя, но не позором похитить. Живём в обществе, в котором стыдно признаться, что тебя изнасиловали, но не стыдно насиловать, потому что "жертва сама виновата". И здесь вопрос не в законодательстве, а в ментальности. Сколько ни меняй и ни ужесточай законы, они будут игнорироваться в таком обществе, пока не изменится его сознание", – уверен автор фильма.

"Своим фильмом я хочу заставить общество задуматься над тем, что такой способ построения семьи неправильный. Важно понять, что похищение невест – не традиция, это преступление", – подытожил он.

Мирлан Абдыкалыков – режиссёр, актёр и сын знаменитого кыргызского кинематографиста Актана Абдыкалыкова. За его плечами десятки ролей в фильмах отца ("Селкинчек", "Бешкемпир", "Маймыл"), с 2004 года он строит карьеру режиссёра.

Кто и как поддержал кинопроект 

Некоммерческая инициатива Alternativa Film Project, активно поддерживающая кинематографистов, предоставила создателям "Похищения невесты" платформу, чтобы привлечь внимание к проблеме на более широком уровне.

"Мы выбрали фильм "Похищение невесты" для специального показа, потому что увидели в шорт-листе Alternativa Film Awards прошлого года сразу несколько фильмов, обращающихся к этой проблеме. Это позволило нам понять, что она крайне актуальна для всего региона: как для Кыргызстана, так и для Казахстана", – заявила глава Alternativa Film Project Лиза Сурганова. 

Собеседница подчёркивает, что фильм в художественной и эмоционально доступной форме эффективно иллюстрирует эту проблему, передавая чувства и травмы людей. Она уверена, что лента сможет донести эти эмоции до зрителей, изменить их отношение к теме и побудить к активным действиям.

К сведению, на сайте Alternativa Film Project доступен гайд для тех, кто пережил похищение с целью принуждения к браку. Партнёры инициативы собрали советы экспертов, специализирующихся на кризисных ситуациях. Эти рекомендации помогут людям, столкнувшимся с насилием, найти поддержку и выход из сложной ситуации.

Проблема алып кашу актуальна и в Казахстане

Согласно данным Ranking.kz, в Казахстане по-прежнему регистрируют случаи похищения женщин. За последние пять лет в среднем ежегодно возбуждается около 20 уголовных дел по фактам похищения невест. Две трети, или 12 из этих случаев, были зарегистрированы в южных регионах, по два инцидента – в восточной, западной и центральной областях. Проблема касается не только отдалённых сельских районов, но и крупных городов.

Правозащитница и координатор Human Rights Hub Касиет Темирзахкызы отметила, что в законодательстве Казахстана нет норм, касающихся похищения невест. Общая статья о похищении человека не охватывает всю проблему, уверена она. По её мнению, в социуме похищение невест может восприниматься как нечто обыденное, что делает необходимым введение в законодательство отдельной нормы. Она также подчеркнула, что это явление связано с другими преступлениями, в том числе с изнасилованием.

"В прошлом году омбудсмен по правам человека Артур Ластаев предложил добавить в статью 125 Уголовного кодекса отдельный пункт, который привлекал бы к ответственности за похищение девушек с целью вступления в брак, но изменений закона не последовало. При этом, очевидно, что одни законы не решат проблему. Важно создать условия, при которых они будут исполняться, и чтобы общество уважало эти нормы", – уверена активистка.

Собеседница заметила, что на протяжении всего фильма государство как будто отстранилось от преступления, каковым является похищение девушек. В регионах отсутствуют дороги, рабочие места и чистый воздух, а единственным представителем власти был и остаётся коррумпированный участковый. В таких условиях, как отмечает правозащитница, люди не чтут законы, так как государство не выполняет своих основных функций. По её мнению, необходимо не только разрабатывать законы, но и работать над их применением, обучением полиции и улучшением жизненных условий.

В Уголовном кодексе Казахстана существует статья 125, которая предусматривает наказание за похищение человека в виде лишения свободы от четырёх до пятнадцати лет, с возможной конфискацией имущества в зависимости от обстоятельств дела. Адвокат и кандидат юридических наук Данияр Канафин утверждает, что при надлежащем применении этой статьи женщины и другие граждане могут рассчитывать на защиту от похищений.

"Добиться справедливости через судебную систему потерпевшим очень сложно из-за того, что на местах могут наблюдаться коррупция и низкая профессиональная квалификация отдельных сотрудников правоохранительных органов. Для полноценного ответа на этот вопрос нужно провести специальное исследование среди жертв похищений и их адвокатов", – считает Данияр Канафин. 

Адвокат также обращает внимание на важность повышения осведомлённости общества о правовых последствиях похищений невест. Для этого, по его мнению, необходимо разъяснять гражданам положения закона, которые устанавливают уголовную ответственность за такие действия, а также обеспечивать тщательное и объективное расследование всех фактов преступлений.

Канафин подчёркивает, что никаких особых законодательных изменений не требуется. По его мнению, достаточно правильно применять уже действующие законы.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров