Прямой эфир Новости спорта

Противостоять бытовому насилию в семьях мешают существующие законы

Выступая на правительственном часе, Калмуханбет Касымов заявил, что соцсети нужно обязать хранить данные казахстанских пользователей.

То ли годы службы в полиции сделали Калмуханбета Касымова столь дисциплинированным и пунктуальным, то ли так сказываются грядущие реформы, в результате которых Парламент сможет больше и жёстче спрашивать с членов Правительства, но в Мажилисе министр внутренних дел появился аж за 20 минут до начала правительственного часа, куда его пригласили на отчётную встречу с депутатами. Министр Касымов на удивление никуда не спешил. Напротив, шёл в зал заседаний по коридору вальяжно, лично пожимая руку каждому встреченному им народному избраннику.

"Ну что, готовы?" – поинтересовались депутаты у главы МВД.

"Мы же не сражаться пришли, а докладываться", – пошутил в ответ Калмуханбет Касымов.

Темой правительственного часа на этот раз стали актуальные проблемы противодействия бытовому насилию. Этих проблем, как оказалось, немало, и до некоторых из них полицейским совсем нет дела. Во всяком случае, так считают депутаты. По статистике, с 2013 по 2016 год в стране ежегодно регистрируется от 4500 до 5500 фактов беременности среди девочек 15-18 лет, однако по этим фактам сексуальных посягательств на несовершеннолетних, в том числе в семейно-бытовой сфере, возбуждено всего 12 уголовных дел.

"Это может свидетельствовать, что факты беременности малолеток не являются тревожным сигналом для правоохранительных органов и социальных служб", – заявил заместитель председателя Мажилиса Владимир Божко.

Факты бытового насилия встречаются повсюду, причём происходят они не только за закрытыми дверями, когда никто не видит, но и прямо на глазах у прохожих. Свидетелем такого случая стала депутат Мажилиса Ирина Смирнова. По её словам, пройти мимо женщины, избивающей своего ребёнка, она не смогла и попыталась вступиться за жертву. Однако в итоге вразумить разъярённую родительницу не смогли даже вызванные на место инцидента полицейские.

"Здесь, в Астане, мама избивала ребёнка. Я подошла к женщине и сказала: "Пожалуйста, прекратите это делать!" Но она вместо того чтобы прекратить, распалилась ещё сильнее, её поддержали находящиеся рядом люди, мол, это же её ребёнок, пусть бьёт. Я сказала, что вызову полицию и вызвала. А когда полицейские приехали, я увидела их совершенную "беззубость" – они не могли ничего сделать. Я поняла, что наша полиция вообще не знает, как действовать в таких случаях", – высказалась Ирина Смирнова.

Чтобы полицейские вступились за жертву бытового насилия и завели дело на агрессора, необходимо заявление потерпевшей стороны, отметила её коллега Снежана Имашева. По словам депутата, представители ООН даже сделали Казахстану по этому поводу замечание.

"Без бумажки жертва – букашка. Для того чтобы привлечь дебошира к ответственности, нужно обязательно заявление, хотя каждый участковый на своём участке прекрасно знает, где у него живут дебоширы. Он также знает семьи, где годами совершается психологическое, физическое насилие, но носа туда не кажут, потому что заявления нет. Вот что вам сейчас мешает расследовать преступления, если сообщения о них поступили от соседей, от волонтёров, анонимов? Почему нужно ждать, пока явных признаков насилия не будет или пока жертву на "скорой помощи" не увезут? Почему участковый этого ждёт?" – задалась вопросом Снежана Имашева.

Противостоять бытовому насилию в семьях, по словам главы МВД, мешает действующая законодательная база. Причём ситуация существенно ухудшилась после относительно недавних реформ, когда это самое бытовое насилие перевели из разряда административных правонарушений в разряд уголовных преступлений.

"В 2014 году за причинение лёгкого вреда здоровью и побои к административной ответственности привлечено 6000 человек. А в прошлом году, уже в соответствии с новым законом, судами по таким же уголовным проступкам вынесено всего лишь 718 обвинительных приговоров. О какой профилактике бытовой преступности здесь можно говорить?" – заявил Калмуханбет Касымов.

После ужесточения наказания, как отмечают в МВД, жертвы ещё больше стали бояться обращаться в полицию. Дело в том, что насильника в итоге не обязательно посадят, а вот солидный штраф платить придётся из общего семейного кармана. Воспользовавшись случаем, Калмуханбет Касымов напомнил депутатам о том, что спасительные поправки уже в Парламенте и народными избранникам остаётся лишь проголосовать за них при обсуждении.

"Суды из-за отсутствия арестных домов в стране вынуждены на виновных накладывать огромные штрафы – до 200 МРП, это почти 500 тысяч тенге. Бремя оплаты опять ложится на семью, поэтому жертвы бытового насилия, а это в основном женщины, не желая дальнейшего разбирательства, не обращаются в частном порядке в суды. Законопроект с соответствующими поправками в связи с этой проблемой находится сейчас у вас, уважаемые депутаты, поэтому просил бы вас поддержать предложение МВД", – добавил глава профильного ведомства.

Ответ же на вопрос о том, из-за чего родные и близкие люди кидаются друг на друга с кулаками, чаще всего таится, образно говоря, на дне бутылки. По статистике, вообще каждое пятое преступление в Казахстане совершается на пьяную голову. Кстати, в 2016 году таких преступлений стало больше сразу на 13%, а это 20 000 конкретных фактов. Среди казахстанцев, которые пьют и теряют над собой контроль, лидируют жители Мангистауской, Алматинской, Акмолинской и Южно-Казахстанской областей.

Статистика употребления алкоголя в Казахстане также неутешительна. В МВД констатируют: казахстанцы деградируют.

"В соответствии с рейтингом стран мира по уровню потребления алкоголя, составленным в 2015 году Всемирной организацией здравоохранения, Казахстан занимает 34-е место из 188 стран с показателем потребления алкоголя почти 11 литров в год на душу населения. По международным критериям, потребление свыше 8 литров на человека приравнивается к деградации генофонда страны", – сказал Калмуханбет Касымов.

Отдельно на правительственном часе депутаты обсудили с главой МВД тему суицида, в частности подросткового. Поводом для этого стали недавние трагические случаи, связанные с сообществами в социальных сетях, через которые молодых людей призывали расстаться с жизнью. В связи с этим глава МВД предложил ввести определённые обязательства для соцсетей, которые функционируют в Казахстане.

"Мы должны в законодательном порядке обязать владельцев держать в Казахстане все данные на казахстанских пользователей или же обязать их работать в стране через казахстанских провайдеров. А так – по каждому случаю через прокуратуру, пока дойдёт запрос... Разные законодательства, представляете, как долго мы исполняем эти запросы?" – отметил он.

Однако не только дети подвержены в Казахстане суицидальным настроениям, но и взрослые. Всё та же статистика гласит, что за последние 5 лет в стране расстались с жизнью почти столько же мужчин, сколько погибло за 10 лет афганской войны советских солдат.

"Не углубляясь в природу и причины суицида, хочу привести характерную особенность: по данным Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры, за последние пять лет в результате суицидов наше общество потеряло 16 940 его членов, из которых 13 568 – мужчины. Эта цифра превышает в 5 раз количество женщин, покончивших жизнь самоубийством. Для сравнения: согласно данным исследования Генерального штаба СССР, потери Советской армии в 10-летней афганской войне оценены в 14 427 человек", – отметила депутат Мажилиса Гульнара Бижанова.

Решать эту проблему, по мнению депутатов, должны психологи. Однако опытных специалистов в Казахстане ничтожно мало, да и граждане не приучены к тому, чтобы изливать душу незнакомым людям.

В конце правительственного часа депутаты поблагодарили министра внутренних дел за доклад и ответы на вопросы, однако мажилисмены признали, что нерешённых вопросов остаётся ещё очень много.

Поделиться:

Новости партнеров