Существенно облегчить жизнь педагогов и учащихся намерены в Министерстве образования и науки. Профильное ведомство разработало и на очередном заседании Правительства презентовало программу развития IT-систем в образовании. Суть этой программы заключается в том, чтобы структурировать работу всех существующих на данный момент информационных систем и в результате обеспечить своевременное размещение данных и доступ к ним.

"Все 73 системы будут поставлять информацию в 4 платформы, и эти 4 платформы между собой будут обмениваться информацией", - доложил министр образования и науки Ерлан Сагадиев.

Платформы, о которых говорит глава профильного ведомства, следующие:

  1. Национальная образовательная база данных, где содержится вся административная информация по системе образования
  2. Электронный дневник с текущей успеваемостью, а также академической информацией школ и учебных заведений технического и профессионального образования
  3. Облачная бухгалтерия – единая бухгалтерия всех организаций образования по стране
  4. ЕСУВО – информационная система вузов.

"Министерству образования и науки это даст полную автоматизацию. То есть мы будем видеть каждую оценку, домашнюю работу каждого ребёнка, каждый поурочный план учителя. Это будут видеть Министерство образования, акимат, областной отдел образования и родители. То же самое – с бухгалтерией. Мы должны видеть проводку каждой школы: акимат, облоно, попечительский совет школы", - пояснил глава профильного ведомства.

Цена вопроса - чуть более 60 миллионов тенге. Деньги, по данным Министерства финансов, есть.

"Используемые информационные технологии надо систематизировать - это необходимая работа, которую мы поддерживаем. Этот проект Министерства образования рассматривался на республиканской бюджетной комиссии – на разработку его документации необходим 61 миллион тенге. Они есть - так как предусмотрены соответствующие средства по госпрограмме "Развитие образования", – пояснил министр финансов Бахыт Султанов.

Однако модернизация информационной системы образования - это лишь полдела. Чтобы система заработала должным образом, необходим высокоскоростной интернет, а им оснащена лишь треть школ страны. При этом остаются за бортом и школы, где интернета нет вообще.

"Первое, во что мы упираемся – это лимит интернета. В 7 тысячах школ интернет есть – это 90% школ. Но нужная нам скорость – более 4 мегабит в секунду – есть только в 2 тысячах школ. Нам нужно скоростной интернет развивать. Кроме того, нужно провести Wi-Fi (беспроводной интернет. – Авт.). Это оборудование стоит совсем недорого", - заявил Ерлан Сагадиев.

Впрочем, путь широкополосного интернета, который выбирает Министерство образования и науки, может завести не туда. Во всяком случае так считают некоторые эксперты. На недавно прошедшей встрече в Институте экономических исследований экономист Рахим Ошакбаев высказал своё мнение по этому поводу.

"Идеологически – я вижу, что министр образования сейчас делает ставку на дистанционное образование: на широкополосный доступ в интернет, Wi-Fi в каждом классе и тому подобное. Но я убеждён, что дистанционное образование - это ниша, которая доступна людям, как правило, взрослым, с хорошей самодисциплиной. Все курсы того же Стэнфордского университета сейчас доступны в интернете, но кто из нас их читает? В этом нет мотивации. Тем более для ребёнка. Ему нужен пример, дисциплина, контроль", - считает экономист Рахим Ошакбаев.

Технические ноу-хау, внедряемые Министерством образования, вызывают нарекания и у военных. По словам министра обороны, многие выпускники школ приходят на медицинскую комиссию с не самыми лучшими показателями здоровья.

"Хорошая система. Единственное, вот когда идёт призыв в Вооружённые силы, очень многие приходят с нарушениями зрения. Качество интерактивных досок повысится, чтобы они не влияли сильно на снижение зрения?" – поинтересовался глава Минобороны Сакен Жасузаков.

Интерактивные доски, по словам министра образования и науки, закупались в рамках программы e-Learning. Техника оказалось дорогой и неэффективной.

"Интерактивные доски все очень дорогие и, как показывает практика, не совсем эффективны. Мы в этом году закупаем 11 тысяч так называемых троек – это проекторы, экран и компьютер. Компьютер мы используем как сервер в школе, проектор плюс экран нам заменят интерактивные доски. Это решение гораздо более безопасное для глаз и одновременно более дешёвое", - ответил Ерлан Сагадиев.

"Какая судьба ждёт дорогую и неэффективную технику после приобретения новых троек?" - такой вопрос журналисты адресовали министру образования и науки на пресс-конференции после заседания Правительства. Ерлан Сагадиев сначала сказал, что интерактивные доски убирать не собираются, но тут же добавил про стремительные темпы замены устаревшей техники.

"Эти доски никто убирать не собирается - это раз. Во-вторых, они стоят денег и они действительно этого стоят. В третьих, каждый год, вы знаете, идёт обновление техники, почти на 50,60, 70% в этой отрасли. И электронные доски эффективны, но есть более эффективные, с точки зрения экономии средств, решения, которые на сегодняшний день предлагает рынок: проекторы, экран. Поэтому эти доски как часть e-Learning будут продолжаться использоваться. Менять их никто не будет", - ответил министр Сагадиев.

Не обошлось и без обсуждения новой, но уже успевшей оскандалиться информационной системы "Күнделік", которую внедряет Министерство образования и науки. Как выяснилось, дети главы профильного ведомства пока ещё на себе её не опробовали. Проект пилотный, и в школе, где учатся дети министра, "Күнделік" еще не внедрили.

"Мои дети сегодня системой "Күнделік" не пользуются, но я надеюсь, что электронным журналом в том или ином виде они будут пользоваться. Как и обещал, пользовательское соглашение я прочитал, ничего страшного там не нашёл. Поэтому в рамках обсуждения конкурсной комиссии эти вопросы будут подняты и сняты", – отметил министр образования и науки, отвечая на вопросы журналистов.

Прежде чем внедрять систему "Күнделік" повсеместно, необходимо обсудить её с народом, считает премьер-министр. Бакытжан Сагинтаев поручил профильному министру выяснить, с чем связаны нарекания общества.

"Неоднозначная реакция со стороны общественности. Здесь надо знать – почему? Если это удобно всем, почему общественность обсуждает? Что тут неправильного? Нам надо понять. Вы должны сказать. Вы предложили такой вариант, но общественность... наверное, есть какие-то моменты, где людей это не устраивает: ни школьников, ни родителей, ни педагогов, возможно. (...) Все эти вещи, которые сегодня предлагаются, они должны быть вынесены на обсуждение", - заключил премьер-министр Бакытжан Сагинтаев.

Ещё одно предложение, как облегчить жизнь педагогов, от министра образования и науки - отменить подворовой обход. По словам Ерлана Сагадиева, если интегрировать выгрузку баз данных Министерства юстиции, Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения, то учителям больше не придётся ходить по квартирам и собирать информацию о детях школьного возраста. Главы профильных ведомств в этом проблемы не видят и намерены в скором времени рассмотреть этот вопрос более детально.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter