С 13 февраля казахстанские водители могут не носить с собой права и документы на авто. Соответствующие поправки по вопросам дорожного движения подписал Президент страны Касым-Жомарт Токаев. Рассказываем, какие ещё изменения внесли в законодательство и как это отразится на казахстанцах.
При проверке документов удостоверение личности заменит права
С 13 февраля в Казахстане вступают в силу подписанные Президентом страны поправки в некоторые законодательные акты по вопросам дорожного движения. Согласно нововведениям, теперь проверка водительских документов будет проводиться через информационные системы, что позволит автовладельцам не носить с собой бумажные документы.
Ранее за отсутствие одного из водительских документов предусматривалось предупреждение (если впервые) или штраф в 5 МРП (1 МРП в 2021 году = 2917 тенге). Теперь водителям при управлении автомобилем достаточно будет иметь при себе только один документ – удостоверяющий личность. Выданные в Казахстане водительское удостоверение, техпаспорт, страховой полис, а также документ, подтверждающий прохождение техосмотра, полицейский будет проверять через планшет. А в населённых пунктах и на трассах, где нет доступа к интернету, проверка будет проводиться по каналам радиосвязи.
Норма не касается казахстанских водителей, лишённых права управления автомобилем, а распространяется лишь на автовладельцев, имеющих казахстанские действительные водительские права.
Как отмечал ранее глава МВД РК Ерлан Тургумбаев, "это ещё один шаг, направленный на развитие современной сервисной полиции".
"Благодаря новым мерам значительно упрощается управление транспортом, но водители должны помнить о своей ответственности за безопасность других участников движения. Поэтому хочу призвать водителей и пешеходов к неукоснительному соблюдению правил и культуры дорожного движения", – написал Ерлан Тургумбаев на своей официальной странице в Facebook.
Теперь сотрудники полиции будут оформлять правонарушения на дороге с помощью планшетов. По словам заместителя министра внутренних дел Марата Кожаева, таким образом будут составляться административные протоколы, а сведения о правонарушителях сотрудники полиции будут получать из баз данных МВД.
"При остановке правонарушителя будет забиваться в систему его ИИН, а остальные данные система выдаст автоматически. Единственное условие: водителю будет необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность. Таким же образом можно проверить транспорт: забив госномера, база данных выдаст всю информацию по автомобилю", – пояснил Марат Кожаев на пленарном заседании мажилиса в декабре 2020 года.
По его словам, этот метод был проработан сотрудниками полиции на блокпостах в марте 2020 года во время жёсткого карантина, вызванного пандемией коронавируса. А данные автомобиля по его страховке сотрудники полиции получают из баз данных уже с 2018 года.
Читайте также: Водители могут не носить с собой права и документы на авто с 13 февраля
В случае сбоев или медленной работы интернета проверка документов автовладельца будет осуществляться посредством радиосвязи: данные запрашиваются в Центре оперативного управления дежурной части, сотрудники которого в течение нескольких минут смогут предоставить всю информацию о водителе транспортного средства.
"Как таковых проблем нет. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности в скором времени обещает покрыть страну широкоформатным интернетом. Следовательно, все проблемы, связанные с доступом в интернет, исчезнут", – отметил Марат Кожаев.
Новые нормы не коснутся иностранцев, не имеющих казахстанского водительского удостоверения и управляющих транспортом, не зарегистрированным в Казахстане. Поскольку у сотрудников полиции РК нет доступа к иностранным базам данных, эта категория водителей должна иметь при себе документы.
Новшества для водителей автобусов
С 1 января 2022 года ожидается ещё одно нововведение: вводится запрет первичной регистрации автобусов старше 10 лет. Считается, что благодаря этому улучшится безопасность дорожного движения.
Когда законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дорожного движения" рассматривали в сенате, депутат Нурлан Бекназаров привёл статданные МВД, согласно которым каждый третий автобус в Казахстане эксплуатируется свыше 20 лет, что, в свою очередь, увеличивает количество ДТП. Так, за последние три года в республике было зарегистрировано 45 950 ДТП, в результате которых травмы различной степени тяжести получили более 60 000 человек, погибло 6498 человек.
По данным Комитета по правовой статистике и социальным учётам Генпрокуратуры РК, только за 2020 год в стране было зарегистрировано 13 515 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадал 19 841 человек (на 19,3% меньше, чем в 2019 году), в том числе было ранено 17 844 человека (на 19,5% меньше, чем годом ранее), погибло 1997 человек, тогда как за 2019 год – 2405.
Согласно статистическим показателям, основная масса дорожных происшествий происходит в населённых пунктах: за 2020 год было совершено 10 080 ДТП, что составляет 74,6% от общего количества дорожно-транспортных происшествий.
Читайте также: В Казахстане аннулируют штрафы за отсутствие при себе документов на авто, не уплаченные до 13 февраля
Более 86% ДТП (11 717) произошли по вине водителей, в том числе 544 из них находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Как показывает статистика, смертность из-за столкновений и наездов на пешеходов составляет 65% (или 1298 человек) от общего числа погибших в ДТП.
По данным МВД, самая распространённая причина аварий в стране – это превышение скорости. В 2020 году из-за превышения скорости было совершено 3732 ДТП, или 27,6% от общего количества дорожно-транспортных происшествий.
"Несмотря на то что в последние годы реализуется ряд мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и снижается количество ДТП, этот вопрос остаётся актуальным. Одна из основных причин ДТП – эксплуатация в сфере пассажирских перевозок устаревших транспортных средств. Поэтому возникает необходимость в обновлении парка автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки. В этой связи в закон о дорожном движении предлагается поправка, предусматривающая запрет на первичную регистрацию автобусов возрастом более 10 лет. Данная норма вводится в действие со следующего года", – сказал Нурлан Бекназаров на пленарном заседании палаты в январе 2021 года.
Насколько выросли штрафы для водителей и пешеходов
Ежегодно с ростом месячного расчётного показателя (МРП) увеличивается и размер штрафов. В 2021 году МРП увеличен на 5% и составляет 2917 тенге (на момент введения показателя в 1996 году он составлял всего 302 тенге). В связи с этим рассмотрим обновлённое денежное наказание за наиболее распространённые нарушения правил дорожного движения.
Новшеством в ПДД 2020 года стали карантинные зоны, которые могут быть введены при высоких показателях заражаемости Сovid-19. Но как показал весенний опыт, не все казахстанцы склонны соблюдать эти меры. Теперь попытка проехать карантинную зону без разрешения обойдётся нарушителю в 10 МРП – 29 170 тенге.
За отсутствие маски в общественном транспорте и местах скопления людей грозит штраф в размере 30 МРП, или 87 510 тенге, в 2021 году (в 2020 году – 83 340 тенге).
За превышение скорости предусмотрен штраф, который зависит от степени нарушения:
- превышение на 10-20 км/ч – 5 МРП, или 14 585 тенге;
- превышение на 20-40 км/ч – 10 МРП, или 29 170 тенге;
- более 40 км/ч – 20 МРП, или 58 340 тенге.
За создание помехи другим участникам движения на перекрёстке нарушителю придётся заплатить штраф в размере 3 МРП – 8 751 тенге.
За остановку посередине дороги без причин и создание затора – 10 МРП (29 170 тенге).
Не уступившим дорогу транспортным средствам, пользующихся преимущественным правом проезда перекрёстков, грозит штраф в размере 15 МРП (43 755 тенге).
Парковка в неположенном месте: на пешеходной зоне, цветочной клумбе, детской или спортивной площадке или на месте для инвалидов без наличия удостоверения об инвалидности предусматривает штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге); неуплата за парковку на специальных платных зонах облагается штрафом в размере 3 МРП (8 751 тенге).
За выключенные фары при передвижении днём (в тех местах, где обязательно их использование) нарушитель подвергается штрафу в размере 3 МРП (8 751 тенге), а за не включенные фары в тёмное время суток – 5 МРП (14 585 тенге).
За создание аварийной ситуации на дороге при переезде железнодорожных путей нарушитель будет обязан заплатить штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге).
За отсутствие пристёгнутого ремня безопасности или шлема у мотоциклистов прописан штраф в размере 5 МРП (14 585 тенге), такой же штраф грозит, если не включили поворотники или стоп-сигналы при манёвре.
Несоблюдение правил перевозки пассажиров и грузов влечёт штраф в размере 5 МРП (14 585 тенге).
Водителям, не подавшим сигнал перед началом движения, перестроения, поворота, разворота или остановки, грозит штраф в размере 5 МРП (14 585 тенге).
Движение задним ходом в неположенном месте предполагает штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге).
Проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика влечёт штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге).
За езду в неположенном месте, например по пешеходной зоне, придётся заплатить штраф 15 МРП, или 43 755 тенге. Такой же штраф предусмотрен за нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения. Подобные нарушения, совершённые повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф в размере 30 МРП (87 510 тенге).
Лишить прав на 6 месяцев могут тех, кто выехал на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения в случаях, если это запрещено ПДД, в том числе сопряжённый с разворотом или поворотом. Лица, лишённые или не имеющие прав, будут облагаться штрафом в размере 50 МРП (145 850 тенге).
За использование телефона во время вождения полагается штраф в размере 5 МРП (14 585 тенге). Это правонарушение, совершённое повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечёт штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге).
Читайте также: Пенсии, пособия и декретные выплаты в 2021 году: всё, что нужно знать
Эксплуатация автотранспорта, у которого содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы, влечёт предупреждение или штраф на физических лиц в размере 2 МРП (5834 тенге).
Нарушение водителями правил дорожного движения, в результате которого были повреждены грузы, дороги, дорожные сооружения или иное имущество, причинившее материальный ущерб, влечёт штраф в размере 25 МРП (72 925 тенге) или лишение прав на срок до 6 месяцев. Те же действия, повлёкшие причинение потерпевшему лёгкого вреда здоровью, облагаются штрафом в размере 40 МРП (116 680 тенге) или влекут лишение прав на срок до 9 месяцев.
Автовладельцам или другим лицам, управляющим авто в состоянии алкогольного или наркотического и опьянения, грозит административный арест на 15 суток и лишение права управления транспортным средством на срок до 7 лет.
Нарушение ПДД водителями автомобиля, автобуса, троллейбуса или трамвая, повлёкшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 1 000 МРП (2 917 000 тенге) либо исправительными работами, либо привлечением к общественным работам на срок до 400 часов, либо ограничением свободы на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью сроком на 10 лет. Причинившие тяжкий вред здоровью будут наказываться штрафом в размере до 3 000 МРП (8 751 000 тенге) либо исправительными работами, либо привлечением к общественным работам на срок до 1200 часов, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определённые должности сроком на 10 лет.
Водителям, не уступившим дорогу пешеходам, грозит штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге). Если нарушение повторится в течение года, нарушителю придётся заплатить 15 МРП (43 755 тенге).
Пешеходы, водители мопедов, велосипедов, электросамокатов и другие участники дорожного движения также несут ответственность за соблюдение общей безопасности.
За нарушение ПДД пешеходами (например, переход дороги в неположенном месте) и иными участниками дорожного движения грозит штраф в 2 МРП, или 5834 тенге. Повторное нарушение влечёт наказание в 10 МРП – 29 170 тенге. Такой же штраф предусмотрен для пешеходов-нарушителей, по вине которых пострадало третье лицо (получен вред здоровью). Повторное нарушение с причинением вреда здоровью грозит пешеходам или иным участникам движения штрафом в 20 МРП (58 340 тенге) или арестом на трое суток.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5516
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2485
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2500
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2302
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2181
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2172
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2234
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2282
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2209
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2193
- 0
- 6